TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря. Собственно, такое и невозможно в жизни. "Аббат едва стоял на ногах, — так он был потрясен, так билось у него сердце…”.

    Дальше описывается, как этот рассудочный аббат на свой лад объяснил себе свою вдруг-чувствительность. Он её привёл в соответствие с библейской “Книгой Руфи”. А там проводится идея железной необходимости воли Божией – чтоб родился царь Давид в итоге. Не любовь Руфи и Вооза. Мол, этой воле, – соединить пока ради потом, – Руфь и Вооза – нужно красивое природное обрамление. Вот и создано волшебство лунного света. – Не для любви мужчины и женщины. – Полная ерунда. Которая тем пронзительней “говорит”, что исключительности любви соответствует лунный свет.

    “Говорит” я взял в кавычки. Почему? Потому что это Мопассану подсказал подсознательный идеал исключительности. То есть для Мопассана взаимной любви в Этом мире, плохом-преплохом, нету. Есть животное хотение. Или притворство. Или миг преходящего счастья, который в “Лунном свете” и описан. А миг – образ иномирия ницшеанского. Подсознательного идеала совсем-совсем изверившегося в Этом мире автора.

    Как можно проверить такой неожиданный вывод?

    Я знал, что “Лунный свет” название сборника. Я открыл сборник. Первый рассказ – “Драгоценности”. – О том, как жена естественно и успешно изменяла мужу, получая от любовников драгоценности, мужу говоря, что это бижутерия. Что это не так, он узнал после её смерти, будучи в нужде, решив продать что-то из этой бижутерии. – Ничего. Он сжился с такими реалиями. А Мопассан, чувствуется по сухости рассказа, весь кипит от ненависти к Этому миру.

    То же и во втором рассказе “Дверь”.

    Дальше я и не стал читать. Всё ясно.

    До этого мне помнилось, что Мопассан – натуралист, к натурализму, собственно и пришедший, чтоб хлестать Этот плохой мир, хлестать – натурализмом.

    Так вот он доразочаровался. Что его подсознательный идеал вообще в метафизическое принципиально недостижимое иномирие унёсся. Радость которого в том, чтоб суметь дать образ его – исключительной тонкостью (в “Лунном свете”).

    Признаюсь, я догадался о роли тут исключительности из общих соображений о ницшеанстве. А должен был бы определить то же по странности: такой сухой тип, а как расчувствовался. Странность же – признак наличия подсознательного идеала.

    Возможно, я б и “правильно” пришёл бы к ницшеанству Мопассана, через осознание странности, если б я читал когда-нибудь “Книгу Руфь”, это воплощение железной закономерности фанатичной веры. А, не читая, обращение к ней воспринимается как ещё один шикарный (библейский по тону) эпитет наподобие такого (что аж с большой буквы написан):

    "Он [аббат] отворил дверь, но замер на пороге, пораженный Сказочным, невиданно ярким лунным светом”.

    Кстати, применение заглавной буквы ярче всего докажет, что никакой тут не натурализма стиль у Мопассана, а стиль экстремистский, ницшеанский.

    Живописным примером исключительности лунного света как образа иномирия может служить образ пасмурно дня, по-своему исключительного.

    Башкирцева. Осень. 1883.

    Не хуже, чем у Левитана, тоже ницшеанца. Его художником настроения называют. А я не согласен. Настроение ему нужно для исключительной тонкости, как образа иномирия.

    Эту Башкирцеву, я тоже вычислил. Она в 14 лет заболела чахоткой. И ей просто не было куда иначе деться, как в иномирие подсознательное. Сознание кричало ей, что она радуется всему-всему, что есть на свете. Когда сознание побеждало, она рисовала

    Башкирцева. Цветы. 1878.

    радостное, в котором трудно увидеть исключительность.

    Или легко?..

    12 августа 2020 г.

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

20.08.2020
10:17

Жуть

    Меня когда-то, давным-давно, в отрочестве, посетила жуть от мысли, что на всех концах Вселенной электрон имеет одни и те же свойства. Мне в этом виделся след . . .

19.08.2020
10:02

Пуантилизм выражает буддизм

    Чюрлёнис его когда-то отругал: "Segantinis puikus, tačiau per daug didelis technikas" (http://www.prodeoetpatria.lt/index.php/tevyne/knygos-uz-tevyne/185-m-k-ciurlionis-kurejas-ir-zmogus-stasys-yla). – Перевод: "Сегантини хорош, однако . . .

18.08.2020
08:49

Неужели это открытие?

    Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие. Оно связано со словами Флоренского: "…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, . . .

17.08.2020
12:57

О безумной сложности - просто

    Я вчера посмел высказать суждение о подсознательном идеале Пушкина, когда он писал “Телегу жизни” (1923). И меня так замучили сомнения, что я решил к теме вернуться. . . .

16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

    Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. Мефистофель, переодетый в Фауста, ученику. Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, . . .

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

14.08.2020
08:58

Сближение

    Сегодня день рождения поэта Бориса Петровича Корнилова, автора слов песни “Нас утро встречает прохладой…”. Сегодня одновременно произошли два случая. Одно – . . .

13.08.2020
09:02

Проверка

    Предисловие. Всё, что я ни пишу, имеет скрытую связь с написанным мною ранее. Если оказывается, что я ранее ошибался, я место ошибки у себя на сайте помечаю красной . . .

12.08.2020
14:27

Религии как бунт

    Религии родились в бунте против самого наличия на свете смерти и несчастий. В бунте, не в смирении. Древнеегипетская, например. Оттого мумии фараонов там. – Якобы . . .

11.08.2020
11:02

Второсортное искусство

    Признаюсь, что действую по принципу: “Если я тебя придумала – стань таким, как я хочу”. Я беру, притворяюсь, что общественность приняла мои предложения. И дальше . . .

10.08.2020
08:23

Одно спасение - что ошибки учат

    Я, похоже, опять ошибся. Только я разобрался с “Конём” (1983) Битова (см. тут), что там вполне осознаваемое исповедание постмодернизма (ничто недостойно ранга идеала), . . .

09.08.2020
09:18

Без дипломатии

    Дипломатия требует теперь, при непопулярности идеи коммунизма, помалкивать о нём. Но я человек антидипломатичный. Плевать мне, что я от этого проигрываю. За то я . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100