TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания.

    Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня избрали в редколлегию стенной газеты техотдела. Там мне полагалось рисовать заголовки заметок и название темы очередного выпуска. Главным редактором была очень глупая молодая женщина. Правда, очень красивая. За чрезвычайную глупость её не задержали на посту заводского секретаря комсомольского комитата. И она отрывалась в стенгазете.

    А я был буйный. Из института меня чуть не выгнали.

    Сперва я сплоховал – сказал в курилке комсоргу группы, что вообще-то мы, комсомол, не исполняем своей функции. “Какой?!” - вскинулся самолюбивый комсорг. – “Воспитывать в коммунистическом духе”, - наивно ответил я. – Он затаил на меня зло и отомстил. Подговорил ребят, и на очередном отчётно-выборном собрании выдвинул меня в комсорги, и все поддержали. А я простец. Решил, что воспитывать – это нереально, зато реально – перестать врать. И я стал эту задумку проводить на первом же комсомольском собрании. Его мне было велено провести из курсового комитета. Туда поступила жалоба со спецкафедры, что наша группа самая худшая по поведению на самоподготовке. Особенно мы издевались над майором Леоновым. Он и пожаловался. – Я начал речь так: “Ребята! Я понимаю, что майор Леонов дурак, но надо всё-таки брать себя в руки – мы слишком развинитились”. – Кто-то донёс в курсовой комитет и на это, и на то, что я вместе с группой ушёл с курсового комсомольского собрания. Там решали, что делать с прогульщиками. Один был из нашей группы. Мы его хотели взять на поруки. Нас не послушали. Мы с собрания ушли. – В общем, я чуть не вылетел из института. Обошлось строгим выговором за демагогию. Он автоматически снимался через три года. Поэтому, снимаясь с учёта после окончания института, я попросил дать мне посмотреть учётную карточку, снят ли выговор. – То, что я увидел, меня удивило. – Выговор был за аморальное поведение. Мне объяснили, что в факультетском бюро меня пожалели и написали так, потому что при карьерном росте такого рода выговоры рассматривались как не мешающие этому росту.

    Дело было в Литве. Комсомольские деятели там и тогда отличались цинизмом. Я, уже полностью разочарованный в комсомоле, так и быть, решил, что стану на комсомольский учёт на заводе. Но, решил, что комсоргом я уже никогда не буду. – Дал только слабину вот с редколлегией.

    А вдруг в космос полетел Гагарин. – Это задало тему очередному номеру стенгазеты. И я нарисовал во всю ширину шапки цветущую яблоневую ветку и надпись: “Первый май космической эры!”. На фоне чёрного, как в космосе, неба.

    Дура главная редакторша чёрный цвет забраковала. – Я её высмеял, обозвал неучем, объяснил, какой в космосе цвет неба. – Она ни в какую. Я тоже. А больше никто рисовать не мог. И в итоге она сдалась.

    А я теперь думаю, что она в чём-то была права.

    Из меня формировался шестидесятник, левый диссидент. Как я теперь понимаю, меня не устраивало, что нет самоуправления, без чего социализм, по-моему, был не социализм. И не будь я диссидентом, думается, я б чёрный фон не нарисовал бы.

    Левых шестидесятников зажимали в стране так, что ныне правые шестидесятники (бывшие за социализм с человеческим лицом, т.е. за, в практическом итоге, реставрацию капитализма) считают, что левых шестидесятников вообще в природе не было. А я им был. И мне хочется процитировать себя тогдашнего, начавшего, самообразовавшись, писать искусствоведческие статьи:

    "Мне как-то нравится остроумие некоторых литовских художников, умудряющихся обойти цензурные рогатки и представить-таки на суд широкого зрителя несколько антисоветские свои работы.

    То Ленина на огромном панно представят одиноко идущим по звездному пути съежившимся от холода и остроугольно нахохлившимся на остроугольное же звездное окружение, а глаза его сурово глядят в глаза как бы недоброжелательно к нему относящегося зрителя.

    То статую Свободы на аллее Лайсвес (Свободы) посадят на кол и заставят ее призывно трубить в рог, обратясь к западной стороне.

    То выпустят массовым тиражом плакат к седьмому ноября, где изможденного вида (символическая, мол) женщина, бессильно раскинув руки в стороны вниз и глядя в небо (как в казни святого Себастьяна, а современнее: как бы чувствуя острие приставленного к спине штыка) провозглашает вымученно: "Вся власть Советам!"” (http://art-otkrytie.narod.ru/muzei3.htm).

    Только будучи левым диссидентом можно было замечать такое. Моя жена, единомышленница, считала, что в Литве так мало советской власти, что нам нужно оттуда уехать. – Как в воду глядела: Литва стала первой из союзных республик, объявившей независимость.

    А теперь около искусства я наблюдаю такой же разброд, какой я учинил в стенгазете в 1961 году. Я даже не сам это заметил (с запада на восток направлены большинство стрел наступления).

    Руководство по использованию логотипа празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне1941–1945 годов.

    Как могло такое произойти?

    Это грозное следствие отсутствия в Конституции РФ национальной идеи. Как не знали при Хрущёве, куда мы идём (его заявление, что 80-м году мы будем жить при коммунизме, вызывало смех у всех, кого я только знал, и у меня), так теперь того же не знают россияне.

    Я было – не смейтесь – предложил свой вариант (см. тут). Но…

    19 августа 2020 г.

     

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100