TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.09.2020
15:49

Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?

    Гипс – это материал полуфабрикат. "Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы . . .

21.09.2020
10:24

Пощёчина

    На днях я получил заочную пощёчину от Киры Долининой, именитой критикессы: "…как хорошую живопись”, - надо, мол, рассматривать знаменитые произведения, а не . . .

20.09.2020
08:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.

    Не от хорошей жизни я принимаюсь за книгу Схейена “Дягтлев “Русские сезоны” навсегда”, М., 2012. Не могу найти произведение искусства, в котором было б ЧТО-ТО, . . .

19.09.2020
09:43

Антисоветскость знаменитого Пименова

    Вынесенное в заголовок неожиданно. Ибо Ленинская, две Сталинские премии, орденов… Но я имею в виду его раннюю живопись. Когда он был экспрессионист и простой, не . . .

17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное . . .

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в . . .

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в глубине своей оправдывала способ подгонки.

    Начну я издалека, с цитирования того, что мне шепнуло не проходить мимо…

    "…к первой относится “упадочная буржуазия”… ко второй - “попутчики”, “энергично приспосабливающиеся к запросам нового строительства”; и, наконец, к третьей - молодые литераторы - “дети Октября”… художник Кудрин…

    …увиденная [Кудриным] на “недавно открытой выставке графики” (поскольку писателем указан 1927 год, мы можем предположить, что речь идет о выставке “Русская ксилография за 10 лет”, состоявшейся в Государственном Русском музее в Ленинграде) гравюра Шамурина - иллюстрация к “Белым ночам” Достоевского, запечатлевшая “Настеньку у канала” - поразила воображение бывшего художника Кудрина: “Чужое искусство!.. Больше того - враждебное. Судороги уходящего мира, тоска, безнадежность, предчувствие неизбежного конца, распад. Но какая сила в этой чужой вещи! Какая сила! С каким трагическим пафосом художник умирающего общественного строя умеет выразить его обреченность, и как наши художники бессильны еще пока передать с такой же силой наш подъем на вершины жизни... Почему? В чем причина?..”. Где пролегает граница между “нашим” и “не нашим” искусством? - Это, пожалуй, и есть основной мотив повести, проблема, волнующая художника…

    …В таком контексте не случайным является обращение Б. Лавренева [автора произведения, где главный герой – Кудрин] к творчеству Ф. Достоевского, произведениями которого зачитывалась творческая интеллигенция начала века (то есть, “старой эпохи”). В 1923 году издательство “Аквилон” выпустило отдельной книжкой “Белые ночи” с иллюстрациями М. Добужинского (во избежание прямых аналогий, отметим, выполненными в технике цинкографии), ставшими непревзойденной классикой русской книжной графики, названными современниками “графической поэмой Петербурга”” (Салиенко. http://articult.rsuh.ru/articult-34-2-2019/articult-34-2-2019-salienko.php).

    Почему я вскинулся, прочтя этот кусок? – Потому что у меня есть общий ответ, почему художественные произведения живут века и тысячелетия. Ответ такой. – Они обеспечивают общение по сокровенному поводу между подсознательным идеалом автора и подсознанием восприемника. – Всё очень просто, если признать целесообразным для науки об искусстве существование подсознательного идеала автора и подсознательного восприятия у восприемника. – У восприемников случается настолько тонкое переживание, которое незабываемо. Они о нём рассказывают особо, не так, как о впечатлении от произведений прикладного искусства (которые о переживаниях, в общем, знаемых). Вот и идёт особая слава о произведениях неприкладного искусства (я их и только их называю художественными; остальные – вместе с художественными – имеют эстетическую ценность).

    То есть надо заподозрить из таких общих соображений, что гравюра Добужинского “Настенька у канала”

    Добужинский. Настенька у канала. 1922.

    вдохновлена была подсознательным идеалом автора. Именно подсознательным!

    Чтоб доказать эту подсознательность для Добужинского, который ницшеанец (см. тут), надо показать исключительность этой гравюры.

    Если посмотрите по ссылке, вы увидите, что всем иллюстрациям его к “Белым ночам”. кроме одной (и это как раз не “Настенька у канала”), мне пришлось отказать в удаче – в них нет, мол, той странности, по которой я узнаю наличие подсознательного идеала, нет исключительности, в частности необходимой, чтоб выражать подсознательный идеал ницшеанства – принципиально недостижимое метафизическое иномирие, противоположное тому свету христианства. (В той единственной, в которой такая странность была – было ослепительность… белой ночи.) Во всех других, там рассмотренных, не было такой неожиданной для ночи ослепительности.

    Удача, что я там не рассмотрел “Настеньки на канале”.

    Вот теперь у меня и начинается обещанная вначале подгонка.

    Тут ослепительность не белой ночи, а отражения в воде освещённых закатным солнцем стен домов. Окна как таковые в водном отражении перестали существовать, и отражение засияло. Что в неотражённых стенах не так уж чувствуется.

    А в Петербурге в июне – уж и не знаю, почему – солнце на закате не красное и тусклое, а поразительно яркое. Видел лично и удивлялся.

    Я не житель Петербурга. Для меня такая яркость – исключительность. Я больше нигде такого не видал.

    Может, это и субъективность. Но что-то в ней есть и от объективности.

    И тогда у меня доказанным оказывается след подсознательного источника вдохновения у Добужинского. И тем объясняется особый характер впечатления от этой гравюры на всех людей, и на персонажа Кедрина в том числе.

    Будете смеяться, но, предчувствуя, наверно, всё, что у меня напишется в этой статье, я начал с того, что: 1) перечитал это место с Настенькой у Достоевского, 2) обратил внимание, когда там происходила эта сцена ("уже пробило десять часов”), 3) полез в интернет и увидел, что солнце в июне теперь в Петербурге закатывается в 22:06 – 22:25. Ослепительности закатывающегося солнца соответствуют такие слова у Достоевского об этом времени: "Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как и всякий счастливый человек, у которого нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость”.

    Конечно, чехарда была в послецарское время с летним, декретным и т.д. временем. Но ослепительность питерских вечеров остаётся неизменной.

    18 августа 2020 г.

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100