TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в глубине своей оправдывала способ подгонки.

    Начну я издалека, с цитирования того, что мне шепнуло не проходить мимо…

    "…к первой относится “упадочная буржуазия”… ко второй - “попутчики”, “энергично приспосабливающиеся к запросам нового строительства”; и, наконец, к третьей - молодые литераторы - “дети Октября”… художник Кудрин…

    …увиденная [Кудриным] на “недавно открытой выставке графики” (поскольку писателем указан 1927 год, мы можем предположить, что речь идет о выставке “Русская ксилография за 10 лет”, состоявшейся в Государственном Русском музее в Ленинграде) гравюра Шамурина - иллюстрация к “Белым ночам” Достоевского, запечатлевшая “Настеньку у канала” - поразила воображение бывшего художника Кудрина: “Чужое искусство!.. Больше того - враждебное. Судороги уходящего мира, тоска, безнадежность, предчувствие неизбежного конца, распад. Но какая сила в этой чужой вещи! Какая сила! С каким трагическим пафосом художник умирающего общественного строя умеет выразить его обреченность, и как наши художники бессильны еще пока передать с такой же силой наш подъем на вершины жизни... Почему? В чем причина?..”. Где пролегает граница между “нашим” и “не нашим” искусством? - Это, пожалуй, и есть основной мотив повести, проблема, волнующая художника…

    …В таком контексте не случайным является обращение Б. Лавренева [автора произведения, где главный герой – Кудрин] к творчеству Ф. Достоевского, произведениями которого зачитывалась творческая интеллигенция начала века (то есть, “старой эпохи”). В 1923 году издательство “Аквилон” выпустило отдельной книжкой “Белые ночи” с иллюстрациями М. Добужинского (во избежание прямых аналогий, отметим, выполненными в технике цинкографии), ставшими непревзойденной классикой русской книжной графики, названными современниками “графической поэмой Петербурга”” (Салиенко. http://articult.rsuh.ru/articult-34-2-2019/articult-34-2-2019-salienko.php).

    Почему я вскинулся, прочтя этот кусок? – Потому что у меня есть общий ответ, почему художественные произведения живут века и тысячелетия. Ответ такой. – Они обеспечивают общение по сокровенному поводу между подсознательным идеалом автора и подсознанием восприемника. – Всё очень просто, если признать целесообразным для науки об искусстве существование подсознательного идеала автора и подсознательного восприятия у восприемника. – У восприемников случается настолько тонкое переживание, которое незабываемо. Они о нём рассказывают особо, не так, как о впечатлении от произведений прикладного искусства (которые о переживаниях, в общем, знаемых). Вот и идёт особая слава о произведениях неприкладного искусства (я их и только их называю художественными; остальные – вместе с художественными – имеют эстетическую ценность).

    То есть надо заподозрить из таких общих соображений, что гравюра Добужинского “Настенька у канала”

    Добужинский. Настенька у канала. 1922.

    вдохновлена была подсознательным идеалом автора. Именно подсознательным!

    Чтоб доказать эту подсознательность для Добужинского, который ницшеанец (см. тут), надо показать исключительность этой гравюры.

    Если посмотрите по ссылке, вы увидите, что всем иллюстрациям его к “Белым ночам”. кроме одной (и это как раз не “Настенька у канала”), мне пришлось отказать в удаче – в них нет, мол, той странности, по которой я узнаю наличие подсознательного идеала, нет исключительности, в частности необходимой, чтоб выражать подсознательный идеал ницшеанства – принципиально недостижимое метафизическое иномирие, противоположное тому свету христианства. (В той единственной, в которой такая странность была – было ослепительность… белой ночи.) Во всех других, там рассмотренных, не было такой неожиданной для ночи ослепительности.

    Удача, что я там не рассмотрел “Настеньки на канале”.

    Вот теперь у меня и начинается обещанная вначале подгонка.

    Тут ослепительность не белой ночи, а отражения в воде освещённых закатным солнцем стен домов. Окна как таковые в водном отражении перестали существовать, и отражение засияло. Что в неотражённых стенах не так уж чувствуется.

    А в Петербурге в июне – уж и не знаю, почему – солнце на закате не красное и тусклое, а поразительно яркое. Видел лично и удивлялся.

    Я не житель Петербурга. Для меня такая яркость – исключительность. Я больше нигде такого не видал.

    Может, это и субъективность. Но что-то в ней есть и от объективности.

    И тогда у меня доказанным оказывается след подсознательного источника вдохновения у Добужинского. И тем объясняется особый характер впечатления от этой гравюры на всех людей, и на персонажа Кедрина в том числе.

    Будете смеяться, но, предчувствуя, наверно, всё, что у меня напишется в этой статье, я начал с того, что: 1) перечитал это место с Настенькой у Достоевского, 2) обратил внимание, когда там происходила эта сцена ("уже пробило десять часов”), 3) полез в интернет и увидел, что солнце в июне теперь в Петербурге закатывается в 22:06 – 22:25. Ослепительности закатывающегося солнца соответствуют такие слова у Достоевского об этом времени: "Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как и всякий счастливый человек, у которого нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость”.

    Конечно, чехарда была в послецарское время с летним, декретным и т.д. временем. Но ослепительность питерских вечеров остаётся неизменной.

    18 августа 2020 г.

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100