TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, ещё не знаю. А пробую потому, что имею фору: копииста-то никто не знает – Рундальцов. Автор же подлинника – чуть не всемирно известный Серов. В смысле – есть же какая-то причина безвестности первого и известности второго. Вдруг мне удастся уловить эту причину.

    Почему его при советской власти не афишировали? – Хотя бы потому, что он очень много изображал Николая Второго и членов его семьи. Но я, конечно, буду это игнорировать за неэстетический критерий.

    (Мне вспомнился один эстетический, вроде, критерий. Была выставка, на которой присутствовали картины руководителя нашего изокружка при Доме офицеров. Художник был в официальном почёте в городе, так как он был, кажется, в числе его освободителей от немецко-фашистских захватчиков и остался тут жить. Никакого впечатления на меня его картины не оказывали. Я случайно услышал, его слова своему товарищу, посетившему эту выставку: “Я пишу грубыми мазками, потому что заглаживать не модно”. – Такие слова, понимаю теперь, объясняли, почему не трогают меня его картины. – Он – конъюнктурщик. А у меня. Наверно, к тому времени уже каким-то чудом был вкус какой-никакой, воспитанный на репродукциях знаменитых картин {я покупал репродукции Шишкина, Куинджи, Жуковского “Синяя вода”, и в нашем городе была галерея Чюрлёниса, который меня насколько смутно, настолько сильно волновал; и у меня был бзиг – соединить натурализм Шишкина и музыкальность Чюрлёниса, и я бесконечно переписывал одну картину маслом, которая мне пришла буквально как видение – от звучания первых аккордов “Первого концерта для фортепиано с оркестром” Чайковского}. – Вот. И этого вкуса моего хватало, чтоб на халтуру не обращать внимания.)

    И мне мерещится, что при царском дворе в моде была заглаженность, а не грубый мазок.

    "Даже в начале XX столетия, когда модерн как большой всеобъемлющий стиль становится господствующим не только в Европе, но и в России, в домах знати и богатого купечества продолжают создавать интерьеры в духе Средневековья и Возрождения” (http://erm.vbgcity.ru/sites/default/files/maket.pdf).

    А Возрождение внешне – это иллюзионизм, “как живое”.

    Например, известно, что Николай II оказал "пристальное внимание… портрету Нувеля работы Л.С. Бакста”.

    Бакст. Портрет Нувеля. 1895.

    Это ещё до того, как сформировался “Мир искусства”.

    Соответственно, гладко, срисовал у Серова императора и Рундальцов.

    Рундальцов. Портрет императора Николая II. 1913.

    Серов. Портрет императора Николая II. 1900.

    Так Серов сумел даже и в императоре выразить дух импрессионизма: хвала абы какой жизни. Вы посмотрите, какой он несчастненький. Как соответственно этому духу абы как брошены мазки на тужурку, на фон, на руки. Какие незаглаженные тени на лбу и щеке. Клочковатые борода и усы. Какие резкие бланши под глазами. Чего он настрадался к 1900 году? От жертв Ходынки? Оттого, что жениться пришлось не на той? От всеобщего недоброжелательства к нему?

    А у Рундальцова есть попытка волосинки на броде и усах выписать. Как заглажены тени на лице. Какая ювелирная выделка (вельвет прямо) материала куртки! И фон сделан соответственно скрупулёзно. Чтоб не было серовской разухабистой пестроты в лице, этот пошёл на, так и быть, серость лица. Придав коже мельчайший растр. – Выразил банкнотную драгоценность своему произведению.

    Вообще-то в 1913 году, по Лыскову шла Великая русская революция 1905-1922 годов. Кого-то она вдохновляла. Им противостояли абсолютно во всём разочаровавшиеся художники, даже левые по мировоззрению в революции разочаровались и бежали впереди её по содержанию и форме. Косить в это время в академизм, ставший синонимом консерватизма, Рундальцову было равносильно обеспечению себе безвестности. Чего он и достиг.

    21 августа 2020 г.

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100