TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.09.2020
21:22

Асеев: заразить ненавистью

    Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное . . .

16.09.2020
08:47

Простите меня, люди!

    Простите меня, люди! Я принялся публично разбираться с тем, что мне не понятно, при чтении книги Смирнова “Смысл как таковой”, 2001. Можно было, конечно, писать в . . .

15.09.2020
08:42

Прав ли Репин

    Если я не ошибаюсь, у Шишкина только одна картина с мостиком. Шишкин. Мостик в лесу. 1895. Не думать же про это, Шишкин. На краю березовой рощи (Мостик к лесозаготовке). . . .

14.09.2020
10:31

Остапа понесло

    Я понимаю, что это мало кого интересует, но мне безумно интересно понять то, что сперва не поддаётся пониманию. Так всё сложно в искусстве и около… Особенно, если я . . .

13.09.2020
09:24

Убит наповал?

    Я был благополучный человек. Я даже сумел (см. тут) ответить на саркастический вопрос, что такого скрыто в “Утре в сосновом лесу” Шишкина. – Гимн, мол, могучему . . .

12.09.2020
08:17

Шнуров схалтурил

    Один внимательный читатель укорил меня, что у меня в статьях слишком много меня (личных местоимений). Я в ответ сослался на цитату из Матюшкина: "Художественное . . .

11.09.2020
09:15

Вы не смейтесь, я серьёзно

    Когда я не пишу статью и если это вторая половина дня, - солнце тогда уходит от моего окна, - я ложусь животом на подоконник и смотрю во двор. Там играют эфиопские, . . .

10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель!

    Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства.

    Для этого мне надо ввести вас в курс дела, что это такое – я. Тогда, может, станет в принципе представимо (или будет тень представимого), что заражение возможно. По крайней мере, я выпущу пар из себя…

    Я – белая ворона, как меня назвала одна умная женщина на днях.

    Пожалуй, можно просто переписать тест, заставший её так меня назвать.

    “Еретическая мысль…

    Но сперва – история.

    Я когда-то для себя думал, что тоталитаризм в СССР будет уничтожен очень просто. Всем надоест враньё, что в СССР в почёте, мол, гражданское общество (а на самом деле инициатива снизу – наказуема).

    То есть низам-то это враньё давно надоело, но надо дождаться, когда надоест и верхам. Вот тогда они и сменят тоталитаризм на демократию. Мало того – на стремление к анархии (как самоуправлению и федерации федераций). Что и будет дорогой в коммунизм, когда анархия полностью заменяет государство.

    Карась-идеалист я был.

    А еретическая мысль в том, что материальную и духовную базу такого мироустройства готовит… глобализм. Он тоже за постепенное разрушение государственности. Открытым обществом себя называет. Он за преимущества меньшинств над большинством.

    Одним из меньшинств является мировое правительство со своими приближёнными.

    Пока все остальные меньшинства упиваются своей возросшей значимостью, их внимание отвлечено от огромного преимущества правящего меньшинства, этого мирового правительства с приближёнными.

    Но надо признать, что гражданская активность этих слепых по отношению к этому правительству меньшинств велика. И остаётся малый шаг – устранить мировое правительство – и – настанет коммунизм с его анархией-самодеятельностью.

    Посмотрите, какая пассионарность у белорусского восставшего против большинства и Лукашенко меньшинства! Завидно ж смотреть!

    В этом и состоит моя ересь путинца, стоящего за сохранение России, которое невозможно без авторитаризма.

    А зачем сохранять так далёкую от коммунизма Россию с её авторитаризмом?

    Затем, что для коммунизма сверхценен российский менталитет недостижительности (как это некрасиво называют либералы). Без него не будет коммунистического принципа “каждому – по РАЗУМНЫМ потребностям” (в прежнем коммунистическом девизе слова РАЗУМНЫМ не было). Это – традиционализм, а не глобализм с его неограниченным прогрессом. И только традиционализм спасёт человечество от смерти из-за перепотребления, из-за глобализма. – Бедная Россия нужна человечеству как пример, что можно жить и вне Потребления как главного в жизни.

    Опять я карась-идеалист?”.

    В общем, вы, читатель, видите: я та редкая особь, которая не просто верит в разумность и самоспасение человечества, уже не раз, пишут, попадавшего в так называемое бутылочное горлышко и просачивавшегося через него и, видим, до сих пор живущего. (Я не хочу думать про вариант со спасением золотого миллиарда за счёт уничтожения всех остальных.) Я, как в детстве верил в коммунизм, так и на старости лет в него верю, пусть и немного в другой. И теперь думаю, что люди будут тогда жить в искусстве (творцами или сотворцами – восприемниками, каким я сейчас являюсь). Потому что все остальные общественные деятельности не захватывают так всего человека, вместе с подсознанием. – Зрелище, скажем, - ого, как захватывает. И как сильно. Но – не глубоко. Ну и так далее. – Представьте: роботы работают, а люди живут искусством.

    Согласитесь, читатель, что это в принципе дух захватывающая перспектива. Если на минуту в меня-такого вжиться, то вы должны будете согласиться.

    А теперь надо сделать усилие и переместиться мысленно в военный коммунизм времени гражданской войны. От демократии пришлось отказаться ради централизма (без него, причём железного, войну не выиграть). И создаётся впечатление, что централистским будет и сам коммунизм, который, вообще-то считался строем безгосударственным (с местным самоуправлением и федерацией федераций в планетарном масштабе). Но. Мало ли, что считалось! Не надо быть догматиком! Демократический централизм тоже представляется симпатичным. Внизу – всеобщие выборы, представительная власть. С полной свободой мнений на заседаниях законодательной власти. Но с подчинением меньшинства большинству после вынесения решения. И передача исполнительной власти правительству для внедрения этого решения законодательной и противодействия меньшинству, если оно не станет слушаться. Это всё пронизано перспективными идеями, которые вырабатывает “мозг” общества и транслирует радиопередачами и светописью на облаках.

    Я исподволь подвёл вас, читатель, к идее, заложенной в “Башню Татлина” (1919). – Вперёд и выше, прекрасный человек! В планетарном масштабе, ибо русская революция мыслилась как начало Мировой революции (вон, уже в Венгрии установлена советская власть). – Татлина, я представляю, воодушевил так помыслившийся будущий централизованный коммунизм. И чтоб ошеломить и заразить всех таким, причём скорым, будущим, он ввёл планетарные символы (наклон конструкции такой, какой у земного шара к плоскости его вращения). Главный из символов – движение зданий! Висящих друг над другом и вращающихся с периодами: год (здание законодательных собраний), месяц (здание правительства), неделя (здание интеллектуальное), час (здание трансляции идей). Движение зданий – символ движения к планетарному коммунизму*.

    Хоть у меня в идеале другой коммунизм – самоуправление, но всё же коммунизм, чудо-общество, вот у меня и захватило дух, когда я увидел движущийся макет (временная метка 0:0 https://alkopona.livejournal.com/42868.html).

    Татлин. Башня Татлина. 1919.

    Остаётся только прикинуть, как это соотносится с моей идеей-фикс, что самое-самое в искусстве происходит от подсознательного идеала, да ещё выбрать, из какого именно.

    Странно, наверно, ждать от человека, творящего в честь III интернационала и одновременно начавшейся Венгерской революции, что его сознанию неведомы те чудесные идеи, которыми движимы были столь много его современников. Причём сам Татлин был футуристом, то есть очень недовольным не так давно, что революция в России всё не начинается и не начинается. То есть бегущим впереди паровоза революции был. И вот вдруг Мировая революция его догнала, и начались организационные действия мирового масштаба. Конечно, его башня – искусство прикладное, искусство о в общем знаемом.

    Но я устроил себе лазейку, дескать художник может впадать в транс, когда потребует поэта к священной жертве Аполлон. Тогда даже прикладник на секунду замысла становится творцом неприкладного искусства, потому что идеал (тут – скорого коммунизма) из его сознания уплывает в подсознание, а то – всемогущее – шепчет ему ТАКОЕ, чего сознание никогда бы не осмелилось. – Сочетать гласный путь (несущее стальное спиральное силовое строение, видимое снаружи) – как бы низкое, силовой захват власти – с высоким (движением в будущее, образом чего являются вращающиеся здания).

    То есть тип идеала тут – Гармония низкого и высокого. Тот же, что был в эпоху Высокого Возрождения.

    20 августа 2020 г.

    *- А это не произвол?

    - Произвол, но поэтический, устанавливающий хотя бы иллюзию мотивированности. Коммунизм-то – в будущем. Значит, желание его предполагает социальное движение к нему. Например, всё большая заинтересованность неприкладным искусством. Или другой пример – всё большая тяга к самодеятельности и всё большее удовлетворение этой тяги. Это – если для моего теперешнего понимания коммунизма как анархии и жизни в искусстве. А для цетралистского коммунизма, для Татлина, пример социального движения – наоборот, ежедневно увеличивающаяся централизация всех сторон жизни. На это изменение, движение социума – движение зданий посягает в качестве смелого образа. Что и отмечает Смирнов, цитируя Женнета:

    ""...поэтическая функция состоит в том, чтобы совершить попытку возместить, хотя бы иллюзорно, произвольность знака, т. е. чтобы мотивировать язык”” (Смирнов. Смысл как таковой. С.П., 2001).

    23.08.2020.

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100