TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель.

    Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как хорошо нас учат, скажем, физике, и как плохо – на уроках, ну, пусть, рисования. Я поклялся, что выучусь, чтоб зарабатывать на жизнь, а потом займусь самообразованием и разберусь, например, почему Леонардо да Винчи – гений. – Я зарок выполнил. Но у меня появились принятые для себя взятые у других законы искусства, которым я стал должен подчинять свои непосредственные переживания от произведения искусства. И – раздрай. Чувство говорит одно, а разум – другое. Причём чувство меня с большинством часто равняет, а разум – нет. И мне страсть как хочется, чтоб большинство согласилось с моим разумом. Я с этим публично выступаю. И получаю по мордасам от большинства. – Вот такие мордасти.

    Хуже того, и от меньшинства мне влетает. Потому что ТО, что я избрал в законы искусства наукой об искусстве ещё не принято. И мне одиноко. ТО – всё всюду в искусстве объясняет и упорядочивает. Ну, прямо истина. (Хоть это гордыня так даже думать.) Но отказываться от неё я не могу – будет просто нечестно. Она так мне всё хорошо объясняет… А чувство что? Оно пережиток моего довольно низкого происхождения и провинциальной жизни.

    Я приблизительно так в детстве жил.

    Бастьен-Лепаж. Деревенская любовь. 1882.

    Так вод свод мной выбранных законов требует считать художественным только то, что выражает ЧТО-ТО, словами невыразимое. Неприкладное искусство. А, например, идеологическое искусство надо считать прикладным, так как оно приложено к в общем-то знаемой идее. Вот тут, в “Деревенской любви”, идея – чистота нравов в провинции. – Всё. Как бы ни хотелось протестовать, что никакими словами не выразишь эту изогнутость от парня тела девочки от пояса до плеч, эту изогнутость к нему бедра, эту её потупленную голову, всё-таки склоняющуюся скорее к нему… Эту картину голова к голове… Эту какую-то параллельность их фигур друг другу. Где она – от, он – к; где она – к, он – от… Она теребит цветочек, который он ей дал. Он мучает свои ногти. Оба не смотрят друг на друга, и оба душою тянутся друг другу. Душою.

    Распахнутый кожаный передник парня слишком смешон, чтоб быть ему самому ведомым. А сброшенный на забор платок девочки лишь слабо намекает, отчего она его сбросила – в жар кинуло. – Простодушные! – И ведь не прячутся. Справа видно папу и маму девочки, севших перед клумбой что-то делать. И перед Богом они не прячутся. Думаете нет таких церквей во Франции? – Есть.

    Церковь Сен-Жак-ле-Мажёр.

    https://www.goodfon.ru/wallpaper/church-saint-jacques-le-majeur-hunawihr-france-tserkov-sen-z.html

    И как они, эта юная пара, ростом под стать друг другу. – Огороды их семей, наверно, рядом. Они работали, каждый на своём. И вот их потянуло друг к другу. Потому парень так ужасно одет, совсем не для свидания.

    Нет, слов нет, чтоб описать всё, что переполняет вашу сочувствующую душу.

    И. То, что теперь надо мной властно, велит мне говорить, что это – второсортное искусство, ибо оно – о в общем знаемом. О чистом зарождении любви.

    А первосортным было б, если б ЧТО-ТО, словами невыразимое, было вообще не понятно, о чём. О чём думать и думать надо. И хорошо, если озарит. А нет – обращаться к критикам и искусствоведам. Да не к абы каким, а к тем, что признают существование подсознательного идеала автора и считают, что ваше непонимание и, тем не менее, волнение есть постижение вашим подсознанием того, что вдохновило автора, и что не дано даже и его сознанию вполне.

    11 августа 2020 г.

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100