TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник вдохновения на подсознательный идеал. Продвигая эту идею в науку об искусстве я сам несколько виноват. Получив отказ в публикации в одном рецензируемом журнале (за неисследовательский стиль), я отправил похожую статью в нерецензируемый, а потом только повторил попытку в другом рецензируемом журнале, стиль сменив, но был не принят из-за публикации в журнале нерецензируемом. Пришлось и этот вариант отправить в нерецензируемый. Но я чувствую, что и опубликуй я это предложение в научном журнале, идея была б не принята практически, как практически не принята та идея, которая привела меня к мысли о подсознательном идеале, – идея Выготского, изложенная им в “Психологии искусства”, и которая в нескольких словах такова: художественность – это подсознательный катарсис от столкновения противочувствий, возникающих от текстовых противоречий произведения. Написав работу в 1925 году, Выготский, чтоб не схлопотать упрёк в идеализме (за подсознательность катарсиса), опасался её издавать, впрочем, опасался ещё и потому, что она не включала в художественность образность. А та, по сути, включалась, если иметь в виду не затёртую применением образность: подразумеваемая обычность “плюс” выданная новизна “равны” катарсису. Но и будучи напечатана (в 1965 году), идея подсознательного катарсиса не нашла применения. Видно, по той простой причине, что обосновывала аполитичность и внеморальность художественности.

    Сами же творцы стихийно во все времена именно такой художественностью и руководствуются. Если это большие художники, то есть те, кто обычно не позволяет себе впадать в осознаваемые конъюнктурные поветрия. Например, страдания в России в XIX веке за народ, сперва, находящийся в крепостничестве, а потом освобождённый без земли. Или другой пример, в СССР – социалистический реализм. В условиях отсутствия строительства настоящего социализма (с ежедневным усилением самодеятельности за счёт государства вплоть до того исчезновения, что обозначит наступление коммунизма) удовлетворять требованию власти отыскивать и выражать ростки общественного прогресса, в общих чертах предусмотренного правящей идеологией. В обоих примерах изображение применялось натуроподобное. В обоих примерах не было проблем с понимаемостью массами выражаемого таким изображением. И в обоих примерах – антихудожественность в указанном выше смысле. Которая, чем дальше, тем больше тяготила художников, стихийно писавших бы не так.

    И это не очень тяготило художественно слабые натуры.

    Но даже они – те, кто умён и ловок – чуяли, чем дальше, тем больше, что, чтоб их вещь слыла художественной, надо, чтоб она была сколько-то непонятной. (Это объективно соответствует тому, что подсознательный идеал не присутствует в сознании.)

    А в искусстве есть закон привыкания. Старое перестаёт действовать. Реакция на натуроподобие со временем сама стала надоедать. И возникла потребность опять в натуроподобии.

    Ей-то и соответствует Таисия Короткова. Она живописует опять натуроподобно. Но. Не имея художественного таланта (подсознательной его части), зато будучи умной, она пишет с непонятинкой о том, что, собственно, она изображает (а не с непонятинкой, что она выражает). Для этого она пользуется реалиями научно технической революции, проникшей много-много куда. Наука и техника предполагают специализацию. А та – непонятность для неспециалистов. Чем Таисия Короткова и воспользовалась. Например, в цикле “Технология” (2008).

    Короткова. #1 из серии “Технология”, 2008. Левкас, темпера, дерево.

    Тут, наверно, инфекционная больница и младший обслуживающий персонал, раз оба взялись за ручки дверей, хоть те и дезинфицированы. То есть явно не врачи. А приборы, наверно, пылесосы особые или приспособления, дезинфицирующие пол и стены. Если они открывают двери для каталки с больным, то не понятно, почему они свои приборы оставили на дороге. Не исключено, что Короткова просто не додумала. Если это приглашение гостям проходить, то тоже не понятно, зачем это изображено. Возможно, для того, чтоб сказать: “Как стерильно!”

    Короткова. #2 из серии “Технология”, 2008. Левкас, темпера, дерево.

    Явно объект деятельности не больной человек, раз так присело одно из действующих лиц. Но и сваркой это быть не может, так как объём огорожен целлофаном, который горюч. Возможно, там осветительный прибор, и что-то ищут на полу. Если это не постановка чего-то, пока непостижимого или вообще бессмысленного. Возникло подозрение, что серию можно переименовать в “Стерильность”, которая безотносительна к конкретной деятельности. Не есть ли тогда это синонимом бездушия? – Но и тогда это будет порождением ума, а не подсознательного идеала.

    Короткова. #3 из серии “Технология”, 2008. Левкас, темпера, дерево.

    Похоже на одевание космонавта. Оранжевый цвет применяют, чтоб заметнее его было видно при поиске, если космонавт приземлился где-то в поле. То есть нам показывают процесс или тренировки или подготовки к полёту. И кругом должна соблюдаться стерильность.

    Короткова. #4 из серии “Технология”, 2008. Левкас, темпера, дерево.

    Явно не полёт, а куда-то засадили космонавта и наблюдают. И кругом – стерильность.

    Короткова. #5 из серии “Технология”, 2008. Левкас, темпера, дерево.

    После какого-то испытания в продолжающейся стерильности, испытуемого обмеряют?

    Короткова. #6 из серии “Технология”, 2008. Левкас, темпера, дерево.

    Зачем-то в поле интереса попали кабели, наверно, к той камере, в которой было испытание. – Может, бессмысленность переключений внимания наводить должна на уже заподозрённое бездушие? Мой одноклассник где-то там кем-то работал, так его, рассказывал, угнетала слежка, чтоб он кому что не выдал. А не бездушие.

    7-го номера я не нашёл, но на одном из сайтов обнаружил запись: "…будни рядовых сотрудников NASA (серия “Технологии”)” (http://w-o-s.ru/plugins/backward/Visual/korotkova/index.html).

    Не понятно, как российскую художницу допустили в NASA, которое ж, наверно, секретное. Но в другом месте было написано про серию "Воспроизводство" (награждённую премией имени Кандинского), что изображена сфантазированная фабрика рождения детей. – Тогда ей и в NASA не надо проникать.

    В общем, у меня впечатление (уже не впервой), что премию Кандинского дают за околоискусство.

    8 августа 2020 г.

     

     

     

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100