TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.09.2020
18:45

Побеждать непонятность непонятного - сласть

    Я только в предыдущей статье понял, как футуристы дошли до жизни такой, что условность искусства своим врагом сочли – от ненависти к символистам витавшим чёрт-те . . .

09.09.2020
22:28

Как в России родился футуризм

    Футуризм в России родился от двух причин: от торможения революции после поражения в 1905 году (ну и ненависти к предателям её) и от слишком далёкого во времени . . .

09.09.2020
12:29

Любителям сложности

    Я читал книгу Смирнова “Смысл как таковой” (2001). В нём описывалась суть романтизма и символизма в поэзии, и я их не узнавал. Особенно, имея в виду не поэзию, а . . .

08.09.2020
15:12

Надо, надо, надо нам, ребята…

    Продолжение слов этой идиотической песни Харитонова (не зря в СССР песенников поэтами не считали): жизнь красивую прожить, тра-та-та... Не уподобляюсь ли я . . .

07.09.2020
08:42

Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов

    Ставлю себя в исключительно трудное положение. Сравню подлинник и копию и попробую объяснить, - априорно это пишу, - почему копия не впечатляет. Как я это сделаю, . . .

06.09.2020
21:11

Дух захватило

    Читатель! Я не являюсь писателем (я думаю, что я исследователь), но я попробую вас заразить одним исключительным своим переживанием от произведения искусства. Для . . .

05.09.2020
11:08

Грозное следствие

    Я начну с очень старого воспоминания. Я в детстве умел рисовать и как-то не утаил это, когда явился на завод, на моё первое место работы после института. Меня . . .

04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг друга. То, из-за чего я взял в кавычки слово “понимают”, задачу мне только осложняет. Потому что в кавычки я взял, имея в виду постижение подсознанием, которое словами не обладает. Ну вот, например, человек может ведь понимать другого по глазам. А как это объяснить? – Проблема. А я берусь. – Мне что? Я с искусствоведения не кормлюсь. Имени у меня в учёном мире нет. Рисковать мне нечем. Разве что обычный читатель запомнит, что я мутью занимаюсь и станет избегать. Так не очень уж много лет назад, не зная про приближение эры интернета, я для себя решил, что пишу для будущих людей. А уж при такой надежде можно себе позволить пускаться в тончайшее. Особенно, если я подозреваю себя в сверхчуткости.

    Эта сверхчуткость привела меня к мысли, например, что Шалыгина в своей диссертации, хоть та и 1997 года, струсила назвать Чехова ницшеанцем, а его идеал – подсознательным по форме идеалом и иномирием по содержанию этого идеала.

    А иномирие – штука широкая. И я заимел возможность почуять его, подсознательного (как всегда – в странностях “текста” произведения), у массы творцов, современников Чехова и времени после него. У Чехова странностью была почти непереносимая скука, которая накатывает на вас при чтении. У постимпрессионистов – характер мазков (у каждого – удивительный относительно предшественника). У кубистов – характер рисунка. Мне понравилась словесная формула Модильяни, годящаяся для всего, что радикально отрицает весь Этот мир (т.е. для ницшеанства): “красота некрасивого”.

    Да вот беда: как отличить, конкретная странность у очередного, скажем, у Осмеркина,

    Осмеркин. Пейзаж. 1920.

    – это от души, это стихийно, это из подсознательного иномирия родом, или притворство? Всё таки в 1920 году кубизму уже сколько лет? 10? Больше?

    Можно поверить, что на того, кого угораздило “бежать” аж из вообще Этого света (такой Он скучный или как-то иначе плохой для автора), победы Красной Армии в гражданской войне в 1920 году есть ничто. И можно впасть в тоску наступающего мира без взрывов и разрухи (в “Пейзаже” нет ни одного разрушенного дома). Но надо ж для такого ошеломляющего мироотношения, чтоб этот Осмеркин никогда впоследствии не нарисовал бы ничего, более приемлемого глазу обычного человека, не дошедшего до подобного “бегства” (в иномирие). – А он нарисовал.

    Осмеркин. Болото. Осень. 1925.

    Так где он нам врал?

    Прав Александр Дейнека, называя его: "Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек абсолютного живописного слуха, артист без всякого „делячества“, беззаветно влюблённый в искусство, для которого оно было чем-то намного большим, чем любые практические мысли или вопросы тщеславия. Он прошёл через нас Дон Кихотом в искусстве” (Википедия)?

    Или за такое вот украшение

    Осмеркин. Оформление здания театра Зимина в Москве к 7 ноября 1918.

    прав Добужинский, сам ницшеанец (см. тут):

    "Я вижу, что действительно объявлена война, или, вернее, презрение к архитектуре. Но тогда рази смелее, уничтожай то, что не отвечает твоим требованиям прекрасного, укрой сплошь, замаскируй, преобрази. Но не думаю, что путем заплат и пластырей, что навешаны как попало в виде пусть самых гениальных панно и плакатов на объявленных вами “вне закона” зданиях, можно победить эти последние. Увы, они продолжают стоять по-прежнему неколебимо и торжественно, а ваши плакаты уже погибают в неравном бою и висят, изодранные контрреволюционным ветром” (http://partizaning.org/?p=12738).

    Он что, Добужинский: чует, что нет у Осмеркина и таких, как тот, в подсознании идеала иномирия?

    И чистый трёп (не Осмеркина) такое:

    "Наконец-то нами объявлена война деспотизму архитектурных линий, довольно им держать в плену вольный глаз художника! Разве ты не видишь, как нога в ногу с передовым пролетарским движением двинулись наконец и творцы-художники, и подобно тому, как сметаются буржуазные устои в государстве, и в искусстве поднято восстание против гипноза этого “строгого, стройного вида”, что так рабски до нас обожали и воспевали всякие там поэты и художники. Довольно. Мы бросили бомбу” (Там же)?

    Осмеркин, можно думать, не врал творением хаоса (образа иномирия), и воспользовался разрешением в 1918-м куролесить. А вообще, его можно было сломить (“Болото. Осень”).

    "В 1947 году был вынужден отказаться от активной преподавательской деятельности и участия в выставках в связи с выдвинутым против него обвинением в формализме и пропаганде западных веяний” (Википедия).

    В СССР же не поняли Чехова ницшеанцем. А стихийность ницшеанского подсознательного идеала у Осмеркина чуяли. И что такое нигилизм, как не западное веяние? На Западе ж совсем от скуки маялись в отсутствии у себя революционной перспективы.

    Но какое диво, что Добужинский не чуял!..

    Или нельзя ему пенять: он катил бочку против не Осмеркина персонально, а против таких приспособленцев, как Альтман (см. тут).

    Впрочем, и с Альтманом сложно. Подсознательный идеал, наверно, может вплывать в сознание, пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, и уплывать.

    Так что сакраментальный вопрос остаётся. Видно, общего решения нету. И надо разбираться с каждым произведением персонально.

    Надеюсь, я верно разобрался с приведёнными выше репродукциями.

    19 августа 2020 г.

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100