TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.06.2018
13:30

Потуга.

    Пусть будет без вступления.

    Вы, читатель, возьмите, включите звучание “Лунного света” (1890) Дебюсси (например, тут). И читайте следующие теоретические рассуждения.

    "Речитатив – это вокальная форма в музыке, не подчинённая ритму и мелодии” (http://fb.ru/article/226439/po-m-ili-govorim-chto-takoe-rechitativ-v-muzyike).

    А речитация – это исполнение речитатива (Викисловарь).

    В музыкальной же энциклопедии на “Импрессионизм” написано:

    "…вок. миниатюра с преобладанием сдержанной речитации” (http://endic.ru/enc_music/Impressionizm-2943.html).

    Как факт, вы именно это и слышите. Некую неорганизованность. Не полную, с явными повторами, но всё же.

    Это соотносится с мнением, что импрессионист вдохновлён идеалом абы какой жизни. Пусть и серой. – Пожалуйста, какое название: ориентирует не на мрак и не на ослепительность.

    "…избегаются острые конфликты, глубокие социальные противоречия” (Муз. энциклопедия).

    И тут. Ничего не происходит, а не скучно. Как можно долго без мыслей смотреть на огонь или текущую реку, так можно следить, как лунный свет что освещает или оставляет не освещённым.

    В ссылке, которую предложил я, даётся изобразительная параллель. С драматизмом, с отбиванием Арлекином у Пьеро Коломбины. С горем Пьеро и сочувствием этому горю чуть не всего окружающего. В том числе и лунного света. И… с пошлым (?) счастливым концом: Коломбина вернулась, и они, счастливые, пошли… на Луну, которая за время действия из месяца превратилась в полную луну.

    На самом же деле, по впечатлению от собственно музыки, никакой драмы нет. А есть – гедонистическое отношение к жизни вообще. (Мне тут пришлось перефразировать музэнциклопедию: отказаться от “восторженно” и добавить “вообще”.) – Я ж провожу идею ценности абы какой жизни (что не общепринято, но я настаиваю).

    А вы, читатель, всё повторяйте и повторяйте звучание мелодии, пока это вот читаете.

    "…иск-во сдержанных эмоций и прозрачной скупой фактуры” (Музэнциклопедия).

    Ну правда, нет же ни особой виртуозности, на впечатляющих аккордов. Всё среднее. И темп, и громкость…

    ""Слушая импрессионистов-композиторов, вы по преимуществу вращаетесь в кругу туманных переливчатых звучаний…”” (Каратыгин. Музэнциклопедия).

    Как будто на лунную дорожку на воде смотришь. А на воде той крохотные волночки от слабых порывов ветерка. От которого листья колышутся, и их тёмные колеблющиеся силуэты видны на светящемся от луны влажном воздухе. Не туман, но и не полная ясность, вызывающая контрастность.

    Никаких крайностей!

    Можно остановить музыку.

     

    Можно угадать, почему иллюстратор нарисовал сценки и комедии масок. Арлекин – он из Бергамо. А “Лунный свет” часть “Бергамасской сюиты”. Про неё неизвестно, почему она так названа. Но иллюстратор не задумывался: комедия – весело. А в сюите, если и привлечено весёлое, то для отталкивания к грустному.

    На музыку “Лунный свет” Верлен написал стихи с грустинкой. Вот один из вариантов перевода Сологубом:

     

    С изысканно-убранным садом

    Сравнил бы я душу твою.

    Я вижу в нём масок семью,

    Прикрытую чудным нарядом.

    С собой они лютни несут,

    Одеты красиво и пышно,

    Но смеха меж ними не слышно,

    Хоть пляшут они и поют.

    О том, что любовь побеждает,

    Что есть беззаботные дни,

    Поют беспрестанно они,

    Но песня их грусть навевает.

    Можно, собственно, и в иллюстрациях увидеть что-то нерадостное даже в самых счастливых моментах. – Вот Коломбина увлечена Арлекином и уходит с ним.

    Но такая мрачная туча висит над ними…

    Где-то о том говорит и социальный взгляд.

    Все революции XIX века в Западной Европе потерпели поражение. Но каждая всё больше освобождала буржуазию. Сперва среднюю, потом мелкую. И сам капитализм становился всё более переносимым. Бедность оставалась. Голодали иные создатели стиля импрессионизма. Но! Жить можно и абы как! И даже радоваться. Что-то вроде смеха сквозь слёзы. И даже тоньше. До невыразимости словами. Что заставляет уже заподозрить след подсознательного идеала этакой мизерности. И тогда вещь достойна названия художественной. А не просто с эстетической ценностью (ту может иметь даже иной камень).

     

    Я это всё написал, чтоб возразить авторитету, которому грех и опасно возражать. Уж очень он пронзительно убедителен всегда.

    "…вместо музыки получилась у него мозаика… Характерно, впрочем, что… музыка Дебюсси и его школы — сама с небывалой смелостью разрывала эту временную ткань, заменяя ее сопоставлением отдельных, пленительно звучащих музыкальных сгустков, т. е. как раз и превращала музыку в мозаику. Музыка Дебюсси — прерывистая последовательность музыкальных метафор… не… из сплошной светящейся массы, а распадается на ряд параллельных молний, искусно, но все же искусственно связанных одна с другой” (Вейдле. Умирание искусства. https://predanie.ru/veydle-vladimir-vasilevich/book/73253-umiranie-iskusstva/).

    Вейдле против аритмичности амелодичности.

    Для меня это образ абы какой, пусть самой мизерной, жизни. И я согласен ценить автора по его законам. Ну есть такая, мещанская, маленькая, жизнь. Почему надо – пока находишься под магией произведения – не отдаваться во власть автора? Ну у тебя, Вейдле, другой идеал (наверно, христианский, страстный, вопиющий против бед Этого мира и уповающий на великое – на бестелесное Царство Божие на небе). Но не думай, что такой (или подобно великий) идеал только и способен рождать искусство, а другие только умиранию его способствуют.

    Я понимаю. Он натерпелся. От большевиков, врагов христианского идеала. А те на научность уповали. И Вейдле в Просвещении видит убийцу искусства. И много что справедливо осудил за оскудение. – Но не надо ж и перегибать…

    11 июня 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340637  2018-06-23 01:08:49
Sweetheart
-

340638  2018-06-23 09:06:40
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Сплошной С.Воложин - на переплете. / Он работает круглосуточно. / Вот только читатель - / Его не заме_Чает.

340639  2018-06-23 10:00:37
Воложин
- Нет. Я ещё ем, сплю, гуляю, варю себе борщ, смотрю ЧМ-2018 на компьютере и кое-что другое по центральному ТВ. Но, да, жизнь бедновата. – Старость.

А читателю ДК РП я, может, надоел. Или он очень молчаливый. Жаль, счётчика нет на РП. – В мире меня тоже не очень-то читают. Мой сайт, в котором тысячи, наверно, статей посещают в день (по гуглоаналитик) по 100-200 человек. Анекдот или нет, но этот гуглоаналитик сейчас пишет: «Обнаружена аномалия: всплеск в просмотрах страниц для страницы /gelasimov.htm 5 июня 2018 года». Этот Геласимов – автор РП. Копия моей статьи в РП 12-летней давности о дебютном в РП рассказе «Нежный возраст» 23-летней давности. – Загадка.

Ну что поделать? У меня то, что называется трудным чтением.

21.06.2018
15:11

Апология России.

    Я, кажется, могу точнее иных ответить на вопрос, заданный С. Машинским в его предисловии к книге Аксакова “Семейная хроника · Детские годы Багрова-внука”, М., 1983 . . .

20.06.2018
16:10

Словами обманывающая Юстина Копаня.

    Я когда-то стал писать об искусстве (самообразовавшись, конечно) из-за возмущения искусствоведами. В первую очередь теми, кто убегал в биографию художника, только . . .

18.06.2018
11:31

Доказательство от Борромини.

    Начну с цитаты: "…Борромини проектирует своё первое самостоятельное произведение, фонарь купола Сант-Андреа делла Валле, в котором предвосхищаются зачатки . . .

15.06.2018
10:42

Как трезвел Гоголь.

    Я только что впервые прочёл “Сорочинскую ярмарку” (1829) Гоголя. И знаете, что меня толкнуло её читать? – Такая фраза Аверинцева: "В целом православная духовность . . .

09.06.2018
19:05

Вьюн.

    Уважаемый читатель! Вы мне простите, что я начинаю писать разбор произведения (“Храмлаг”, 3-я часть “Лампы Мафусаила” Пелевина) до того, как его прочёл? Я уже . . .

07.06.2018
14:34

Зачем об этом писать.

    О плохом, невпечатляющем фильме… “О любви” (2017) режиссёра Бортко… Мне его предложил посмотреть собеседник. Правда, сомнительный насчёт вкуса. Говорит: актриса . . .

06.06.2018
15:28

Попался.

    Уважаемые читатели! Я люблю вводить в курс дела, вводя в курс о себе… Вот про музыкальное произведение, говорят, что восприятие его при каждом прослушивании . . .

05.06.2018
11:24

Обожаю брезжущее.

    Недавно меня озарило (см. тут), что Гоголь (трезвея от недавнего своего романтизма путём прозревания, что народ-то плоховат – материалистичен слишком) не сразу . . .

03.06.2018
13:32

Несчастный.

    Я несчастный. Я имел счастье десятилетиями – вы простите мне полную искренность? – размещать в виде точки на синусоиде (с вылетами с неё вверх и вниз) . . .

02.06.2018
18:19

Про уму непостижимое.

    У меня был товарищ, идейный противник. И мы могли без устали спорить друг с другом. Уступали друг другу под давлением аргументов. Не так, как теперь враги в . . .

01.06.2018
08:28

Хорошо ли повторять?

    Я знаю, что я не шибко умею анализировать живопись. Мне лучше удаётся воспользоваться анализом специалистов и сделать свой синтез. Тем не менее, я не исключаю, что . . .

31.05.2018
08:50

Откровние от Михаила.

    Я начну с цитирования того, что постепенно навязалось моему вниманию во второй главе: "Он выпил большую рюмку водки, проглотил сардинку. Я налил ему вторую. Он её . . .

28.05.2018
19:13

Пелевин изменился.

    Вообще, когда-то со мной такое было. Я теперь и не вспомню, почему. Читать “Гойю” Фейхтвангера мне было трудно – я не понимал чего-то. Я даже только что попробовал . . .

25.05.2018
11:11

Попробую-ка я...

    Мне трудно. Хочется обосновать ещё раз. Чтоб вас, читатель, не отправлять туда, где это уже обосновано. Но. Это слишком далеко уведёт. Так что – хотите – верьте, . . .

23.05.2018
17:17

Душа стесняется лирическим волненьем, и...

    Я не знаю, чего я хочу. Я прочел слова Вейдле: "…вымысел как таковой все же никакой необходимостью не прикован к слову”. И вспомнился мне мой, отрока, рисунок. Я . . .

18.05.2018
18:05

Чиканутый.

    Я попал в несчастную клеточку. Наткнувшись на что-то, отличающееся от сериала – с его задачей как можно дольше и разнообразнее сюжет продлить – я чувствую себя . . .

18.05.2018
09:58

Почему читаешь - дух зазватывает, а смотришь кино...

    …если бы мы не считали искусством (хотя бы и плохим) любые фильмы и романы, всего лишь берущие в сотый раз у искусства напрокат давно им использованные . . .

16.05.2018
10:54

Экспромт.

    Я приобрёл какую-то трусость в восприятии произведения искусства. Словно я – профессиональный критик, и моя (не существующая в мире науки об искусстве) репутация . . .

16.05.2018
10:46

Экспромт.

    Я приобрёл какую-то трусость в восприятии произведения искусства. Словно я – профессиональный критик, и моя (не существующая в мире науки об искусстве) репутация . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100