TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.06.2018
13:30

Потуга.

    Пусть будет без вступления. Вы, читатель, возьмите, включите звучание “Лунного света” (1890) Дебюсси (например, тут). И читайте следующие теоретические рассуждения . . .

21.06.2018
15:11

Апология России.

    Я, кажется, могу точнее иных ответить на вопрос, заданный С. Машинским в его предисловии к книге Аксакова “Семейная хроника · Детские годы Багрова-внука”, М., 1983 . . .

20.06.2018
16:10

Словами обманывающая Юстина Копаня.

    Я когда-то стал писать об искусстве (самообразовавшись, конечно) из-за возмущения искусствоведами. В первую очередь теми, кто убегал в биографию художника, только . . .

18.06.2018
11:31

Доказательство от Борромини.

    Начну с цитаты: "…Борромини проектирует своё первое самостоятельное произведение, фонарь купола Сант-Андреа делла Валле, в котором предвосхищаются зачатки . . .

15.06.2018
10:42

Как трезвел Гоголь.

    Я только что впервые прочёл “Сорочинскую ярмарку” (1829) Гоголя. И знаете, что меня толкнуло её читать? – Такая фраза Аверинцева: "В целом православная духовность . . .

09.06.2018
19:05

Вьюн.

    Уважаемый читатель! Вы мне простите, что я начинаю писать разбор произведения (“Храмлаг”, 3-я часть “Лампы Мафусаила” Пелевина) до того, как его прочёл? Я уже . . .

07.06.2018
14:34

Зачем об этом писать.

    О плохом, невпечатляющем фильме… “О любви” (2017) режиссёра Бортко… Мне его предложил посмотреть собеседник. Правда, сомнительный насчёт вкуса. Говорит: актриса . . .

06.06.2018
15:28

Попался.

    Уважаемые читатели! Я люблю вводить в курс дела, вводя в курс о себе… Вот про музыкальное произведение, говорят, что восприятие его при каждом прослушивании . . .

05.06.2018
11:24

Обожаю брезжущее.

     

    Недавно меня озарило (см. тут), что Гоголь (трезвея от недавнего своего романтизма путём прозревания, что народ-то плоховат – материалистичен слишком) не сразу впал в идеал благого сверхбудущего (сродного с христианством, обещающим рай на небе в виде бесплотной жизни), как в “Мёртвых душах” (см. тут), а сперва прибрёл к реализму: ну что поделаешь, мол, таков он, народ, материалистичен неприятно. Такой поворот мысли привёл меня к ультрасомнительной констатации.

    Чтоб понять ультрасомнительность (не хочу её до времени оглашать), надо сперва рассказать про просто сомнительную (хоть она знакома тем, кто меня уже читал). – Я ищу в художественном произведении следы подсознательного идеала и, найдя, за то и считаю произведение художественным. Экстремизм такой. Без таких следов (когда о знаемом художником поётся) я ограничиваюсь нареканием произведения всего лишь эстетически ценным. Оно и неискусством может быть, лишь бы с какой-то перчинкой. Как, например, Вейдле немецкое blitz считал лучше, чем русская молния. Подсознательным идеалом реализма с такими моими замашками мне приходится считать смутный восторг от подсознательного обнаружения связи между условиями жизни народа и характером народа. Типа, например:

    "Лет — куды! — более чем за сто, говорил покойник дед мой, нашего села и не узнал бы никто: хутор, самый бедный хутор! Избенок десять, не обмазанных, не укрытых, торчало то сям, то там, посереди поля. Ни плетня, ни сарая порядочного, где бы поставить скотину или воз. Это ж еще богачи так жили; а посмотрели бы на нашу братью, на голь: вырытая в земле яма — вот вам и хата! Только по дыму и можно было узнать, что живет там человек Божий. Вы спросите, отчего они жили так? Бедность не бедность: потому что тогда козаковал почти всякий и набирал в чужих землях немало добра; а больше оттого, что незачем было заводиться порядочною хатою. Какого народу тогда не шаталось по всем местам: крымцы, ляхи, литвинство! Бывало то, что и свои наедут кучами и обдирают своих же. Всего бывало”.

    Так согласитесь, что с моей стороны сомнительно заявлять про такое высказывание, что в нём слышится подсознательный познавательный восторг обнаружения причинности. Как-то роднящий, мол, реализм с наукой. Историей в данном случае.

    Мутная вещь – подсознательное, и рискую я, на нём акцентируя…

    Гоголь, кстати, поначалу был историк, но… оставил это и ушёл в литературу. Наверно, её давний – риторический, поучительный – уклон его манил. История что? Ну да, нужна, чтоб знать будущее. Которое желательно сделать получше настоящего. Но… Это как-то через сознание. А Гоголь поэт. А что такое искусство (неприкладное)? – Это общение подсознаний автора и восприемников по сокровенному поводу.

    Вот, наверно же, на Украине получше стало с воссоединением с Россией, пропали "крымцы, ляхи, литвинство”. А что народ? – Недобрым словом поминает москалей.

    Я разбираюсь с произведением “Вечер накануне Ивана Купала” (1830). Давайте я Find-ом спрошу в этом электронном тексте: “москал”. – 1) "бреше, сучий москаль”, 2) "как начнет москаля везть" (в сноске объясняется: "То есть лгать”), 3) "шнурочки, какие покупают теперь для крестов и дукатов девушки наши у проходящих по селам с коробками москалей” (то есть купцов, чья деятельность денежная казаками не одобряется, судя по внешнему пафосу повести), 4) "корчат цыганок да москалей” [теперь так рядятся, вместо того, чтоб в чертей] (нехороших людей).

    Как отучить украинцев от такого отношения? – Показать их подсознанию читателя (в том числе и украинского), как такую же нехорошесть, как убийство Петрусём ради денег брата Пидорки Ивася, как желание отца Пидорки отдать дочку за богатого ляха, даже как излишнее жизнелюбие и комфорт хуторян (как в нынешней эре Потребления – такова неожиданная актуальность повести, тем большая актуальность, что нынешняя Украина превратилась в Антироссию под флагом стремления к европейскому уровню жизни, что для России недостижимо из-за менталитета, хорошо выраженного Феофаном Затворником: "Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца”):

    "…хохот, песни, деньги сыплются, водка — как вода... Пристанет, бывало, к красным девушкам: надарит лент, серег, монист — девать некуда!”.

    Согласитесь, что красив сам язык в этом двуслоговом с одинаковым расположением ударений перечислении: “хохот, песни, деньги", “лент, серег, монист”.

    Обращение к подсознанию, правда, испорчено назидательностью – плохо в повести кончается такая материалистичная устремлённость. Но сколько-то подсознательное всё же работает. К сознанию ж обращено больше красивого, пёстрого, радостного. Материалистичный читатель подсознательно заглатывает крючок. И потом только, по ходу сюжета, всё окончательно оказывается нехорошим, бесовским.

    Наука, история так скрыто действовать не может. – Вот Гоголь историю и оставил.

    А в литературе так вот, тайно, обижаться на материалистичный народ Гоголь может себе позволить. Люди, наоборот, будут его хвалить за то, что уловил жизнерадостный характер Малороссии, обусловленный её богатой природой. Для того тут и такой сочный, простонародный язык:

    "Дед мой (царство ему небесное! чтоб ему на том свете елись одни только буханцы пшеничные да маковники в меду!) умел чудно рассказывать”.

    Рай – это обжираловка! Чем больше Гоголь это ненавидел, тем с большей сластью он описание этого отдавал представителю народа, народу, исторически-теперь живущему припеваючи. Подсознательно получался пафос реализма.

    Вот, казалось бы, поклон любимому (в последней глубине души) авторскому аскетизму – Пидорка решила раскаяться в желании жить в счастье с любимым Петрусём, которое плохо кончилось:

    "…видел в лавре монахиню, всю высохшую, как скелет, и беспрестанно молящуюся, в которой земляки по всем приметам узнали Пидорку; что будто еще никто не слыхал от нее ни одного слова; что пришла она пешком и принесла оклад к иконе Божьей Матери, исцвеченный такими яркими камнями, что все зажмуривались, на него глядя”.

    Жизнерадостный менталитет неистребим! – Чем не открытие художника?! Менталитет, пишут аж соцопросами нельзя выявить, потому что те выявляют сознательное, а менталитет – подсознателен, хоть и создаётся в народе вполне осознаваемыми историей и географией. Только спецприёмами можно научно определить наличие чего-то в человеке, что от менталитета. А тут – никаких спецприёмов. Подсознание шепнуло – и написал. Как от Бога. Басаврюк – самый характерный украинец. Когда пропали "крымцы, ляхи, литвинство”, умеющие жить украинцы перебрались из землянок. И это связано с… Басаврюком, как вы ни хотите:

    "В тот самый день, когда лукавый припрятал к себе Петруся, показался снова Басаврюк; только все бегом от него. Узнали, что это за птица: никто другой, как сатана, принявший человеческий образ для того, чтобы отрывать клады; а как клады не даются нечистым рукам, так вот он и приманивает к себе молодцов. Того же году все побросали землянки свои и перебрались в село…”.

    Впрямую-то рассказчик, Фома Григорьевич, Басаврюка клянёт, но…

    "Раз старшины села собрались в шинок и, как говорится, беседовали по чинам за столом, посередине которого поставлен был, грех сказать чтобы малый, жареный баран. Калякали о сем и о том, было и про диковинки разные, и про чуда. Вот и померещилось, — еще бы ничего, если бы одному, а то именно всем, — что баран поднял голову, блудящие глаза его ожили и засветились, и вмиг появившиеся черные щетинистые усы значительно заморгали на присутствующих. Все тотчас узнали на бараньей голове рожу Басаврюка; тетка деда моего даже думала уже, что вот-вот попросит водки...”.

    Это почти конец повести. Что значимо.

    Даже в самом-самом конце искры видятся чем-то энергичным:

    "Да чего! Вот теперь на этом самом месте, где стоит село наше, кажись, все спокойно; а ведь еще не так давно… Из закоптевшей трубы столбом валил дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть — шапка валилась, рассыпался горячими угольями по всей степи, и черт, — нечего бы и вспоминать его, собачьего сына, — так всхлипывал жалобно в своей конуре, что испуганные гайвороны стаями подымались из ближнего дубового леса и с диким криком метались по небу”.

    Это – я искал и находил следы подсознательного идеала (реализма, тут объяснявшего, почему украинцы живут теперь хорошо). И это – упомянутая сомнительность.

    Вот теперь и можно перейти к ультрасомнительному.

    Мне представляется, что "переживания от рассказываемых матерью пророчеств о Страшном суде” перебрались у Гоголя совсем глубоко в подсознание. Когда он писал “Мёртвые души” случилось перемещение в более близкое к сознанию подсознательное. А в конце жизни аскетизм перебрался вполне в сознание писателя, сорвавшегося из литературы в проповеди. Но его очень бледные следы можно увидеть уже и в повести “Вечер накануне Ивана Купала”.

    19 мая 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340591  2018-06-05 11:45:46
sweetheart
-

03.06.2018
13:32

Несчастный.

    Я несчастный. Я имел счастье десятилетиями – вы простите мне полную искренность? – размещать в виде точки на синусоиде (с вылетами с неё вверх и вниз) . . .

02.06.2018
18:19

Про уму непостижимое.

    У меня был товарищ, идейный противник. И мы могли без устали спорить друг с другом. Уступали друг другу под давлением аргументов. Не так, как теперь враги в . . .

01.06.2018
08:28

Хорошо ли повторять?

    Я знаю, что я не шибко умею анализировать живопись. Мне лучше удаётся воспользоваться анализом специалистов и сделать свой синтез. Тем не менее, я не исключаю, что . . .

31.05.2018
08:50

Откровние от Михаила.

    Я начну с цитирования того, что постепенно навязалось моему вниманию во второй главе: "Он выпил большую рюмку водки, проглотил сардинку. Я налил ему вторую. Он её . . .

28.05.2018
19:13

Пелевин изменился.

    Вообще, когда-то со мной такое было. Я теперь и не вспомню, почему. Читать “Гойю” Фейхтвангера мне было трудно – я не понимал чего-то. Я даже только что попробовал . . .

25.05.2018
11:11

Попробую-ка я...

    Мне трудно. Хочется обосновать ещё раз. Чтоб вас, читатель, не отправлять туда, где это уже обосновано. Но. Это слишком далеко уведёт. Так что – хотите – верьте, . . .

23.05.2018
17:17

Душа стесняется лирическим волненьем, и...

    Я не знаю, чего я хочу. Я прочел слова Вейдле: "…вымысел как таковой все же никакой необходимостью не прикован к слову”. И вспомнился мне мой, отрока, рисунок. Я . . .

18.05.2018
18:05

Чиканутый.

    Я попал в несчастную клеточку. Наткнувшись на что-то, отличающееся от сериала – с его задачей как можно дольше и разнообразнее сюжет продлить – я чувствую себя . . .

18.05.2018
09:58

Почему читаешь - дух зазватывает, а смотришь кино...

    …если бы мы не считали искусством (хотя бы и плохим) любые фильмы и романы, всего лишь берущие в сотый раз у искусства напрокат давно им использованные . . .

16.05.2018
10:54

Экспромт.

    Я приобрёл какую-то трусость в восприятии произведения искусства. Словно я – профессиональный критик, и моя (не существующая в мире науки об искусстве) репутация . . .

16.05.2018
10:46

Экспромт.

    Я приобрёл какую-то трусость в восприятии произведения искусства. Словно я – профессиональный критик, и моя (не существующая в мире науки об искусстве) репутация . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100