TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.08.2018
10:35

Чего не понимает Улицкая.

    Она не понимает того же, до чего не догадался Карл Маркс. А мог бы догадаться, ибо гений. Глядя на зародившееся массовое производство, он мог бы догадаться, что оно . . .

31.07.2018
10:39

Хуан Хеновес что: всех обманул невольно?

    Гримасы гиперреализма. Хеновес. Заключён. 1967. Он испанец. "Репрессии против политических противников (к ним относились коммунисты, социалисты, анархисты, . . .

29.07.2018
10:46

Разоблачение.

    Уважаемые читатели мои! Я берусь писать нехарактерное для себя. Я не открывать художественный смысл картин стану, а разоблачать натяжки при попытках извратить . . .

28.07.2018
22:21

Посвящается...

    В день Крещения Руси настоящим прорелигиозным художникам посвящается. Проба оценить религиозное искусство на примере произведения общепризнанного гения . . .

26.07.2018
10:46

Чёрно о Чернигине.

    Повторение – мать учения… Давайте, читатель, я повторю для разминки то, что мне уже известно. Вот можете вы подтвердить, что на данной картине сильно выражено . . .

24.07.2018
08:48

Не махинаторство ль?

    Иные удивляются, как много я статей пишу. А это стало очень просто делать. Мне. Я взял себе “на вооружение” теорию художественности по Выготскому. Она заявляет, . . .

17.07.2018
07:46

Правда и вымысел.

    Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны. Баратынский Советский обыватель из рассказов Зощенко должен еще напиться горячей крови, как вызванные . . .

14.07.2018
16:32

С чего начинался классицизм.

    В скульптуре – со “Святой Сусанны” (1630-1633) Дюкенуа. Меня этот факт заинтересовал тем, что я что-то не могу от репродукции этой скульптуры испытать что-то . . .

09.07.2018
10:59

Чего не знал о себе сам Уайльд: идеала иномирия.

    Все или многие, наверно, знают, что Гитлер любил Ницше. Я-то думаю, что он сколько-то самообманывался, представляя себе, что эта любовь (да и то подсознательная) у . . .

01.07.2018
20:21

Губошлёпы и Губарев.

    Я живу в стране, где каждая квартира увешана картинами, подлинниками и репродукциями. А город моего проживания усеян уличными скульптурами, преимущественно . . .

28.06.2018
07:44

Смущение.

    Я когда-то здорово проштрафился перед своей ещё невыросшей дочкой. Поднял какие-то валявшиеся бумаги и стал читать. А то было сочинение-мечтание моей дочки, . . .

27.06.2018
09:55

Не та недопонятность?

    Уважаемый читатель! Предлагаю эксперимент. Я дам цитату начала книги Филиппенко “Травля” (2016), а в квадратных скобках – объяснение того, что происходит. Вы же . . .

26.06.2018
08:08

Шило в мешке Шиле могут и утаить.

    Смотрите, как это делают. – Дают репродукцию. Эгон Шиле. Склонившаяся обнаженная в туфлях и черных чулках. 1912. И пишут по поводу неё: "Эротическая живопись Шиле . . .

23.06.2018
10:58

Белиберда или обыкновенное барокко?

    …усиленной образностью уплотнять смысловую ткань своих [произведений]… Вейдле …слишком блестящий язык опять заслоняет собою характеры и мысли. Аристотель . . .

22.06.2018
13:30

Потуга.

    Пусть будет без вступления. Вы, читатель, возьмите, включите звучание “Лунного света” (1890) Дебюсси (например, тут). И читайте следующие теоретические рассуждения . . .

21.06.2018
15:11

Апология России.

     

    Я, кажется, могу точнее иных ответить на вопрос, заданный С. Машинским в его предисловии к книге Аксакова “Семейная хроника · Детские годы Багрова-внука”, М., 1983. Вопрос этот поставлен не от своего имени так: <<...сразу же после выхода в свет “Семейной хроники”, М. М. Карниолин-Пинский, один из друзей молодости Аксакова, обратился к нему с вопросом: “Отчего, скажи, все прекрасное, тобою созданное в настоящую эпоху твоей жизни, таилось в глубине души твоей <...>? Отчего все это не явилось ранее во славу нишей словесности <...>?”>> Тот же вопрос, от своего имени, Машинский сформулировал резче: <<Почему он, родившись на восемь лет раньше Пушкина и за восемнадцать лет до Гоголя, вошел в историю нашей отечественной литературы как писатель послегоголевской эпохи, как продолжатель традиций Пушкина и Гоголя?>>

    В так поставленном вопросе, собственно, - и ответ. Но... Какой-то невнятный. - Что за традиции?.. Будто всем они ясны априори.

    И тут же затемнены <<традиции>> вот этаким: <<Он интуитивно чувствовал несоответствие своего таланта эстетическим вкусам той среды, в которой он вращался, в господствовавшей в те времена литературной рутине. Но масштаб аксаковского дарования был все-таки недостаточен, чтобы произвести переворот в литературе. Более того, этому дарованию, чтобы оно пробудилось, необходим был сильный толчок извне. Таким толчком явился мощный расцвет русской литературы в 30-40-е годы. И характерно, что Аксаков создал свои основные произведения и нашел себя как писателя даже не сразу вслед за Пушкиным и Гоголем, а лишь тогда, когда результаты их художественных усилий стали всеобщим достоянием русской литературы>>. - Господствуют в одно время и рутина и расцвет...

    Ну, пусть даже так. Но в чем состояло то, что, выходит, не понято было у Пушкина и Гоголя рутинерами и понято и приумножено деятелями расцвета? - Для знающих написал Машинский?

    Я предлагаю умолчание Машнского назвать и назвать символистским реализмом. Тем, что подлинно расцвел через полвека у Пришвина, когда потерпела крах вслед за народничеством и первая русская революция.

    В 1830-40-х годах Пушкин 36-го года, Лермонтов и Гоголь к символистскому реализму выходили от беспросветности николаевской реакции на декабризм. А в 50-х... <<“Семейная хроника”,- замечает Машинский,- писалась в то время, когда в стране назревали большие политические события, связанные с поражением царизма в Крымской войне и всеобщим обострением внутренних социальных противоречий. Передовые силы общества вели напряженную борьбу за уничтожение крепостничества и революционное преобразование русской действительности>>. И вот тут-то и потребовался Аксаков, еще в молодости - по декабризму и современным ему волнениям в Европе - узнавший, что революцией надежно хорошего не достигнешь.

    “Притормозить!” - таков, по-моему, пафос аксаковского творчества. Притормозить - не во имя сохранения старого, а во имя сохранения доброго в старом, увы, уничтожаемого аж самим прогрессом, не говоря уж о революции.

    “Боже мой, как, я думаю, была хороша тогда [в начале XVIII века] эта дикая, девственная, роскошная природа!.. Нет, ты уже не та теперь, не та, какою даже и я зазнал тебя - свежею, цветущею, не измятою отовсюду набежавшим разнородным народонаселением! Ты не та, но все еще прекрасна, так же обширна, плодоносна и бесконечно разнообразна, Оренбургская губерния!.. Дико звучат два последние слова! Бог знает, как и откуда зашел туда бург!.. Но я зазнал тебя, благосклонный край, еще Уфимским наместничеством! <...> Обильною жатвой награждается ленивый и невежественный труд пахаря, кое-как и кое-где всковырявшего жалкою сохою или неуклюжим сабаном твою плодоносную почву!”

    Подчеркнутые слова, их негативная аура говорят, что автор далеко-далеко не глуп и в курсе позитива, даваемого прогрессом и революционными взрывами, прогресс ускоряющими. В курсе. Но!..

    Достижима ли гармония между прогрессом и традицией, между революцией и эволюцией?!. - Вряд ли. В обозримом будущем - вряд ли. Но в сверхбудущем?!. Не от него ли произошли многочисленные восклицательные знаки в процитированном лирическом отступлении (а может, - и в гоголевских лирических отступлениях в “Мертвых душах”)? - И если да, то вот он, Аксаков, - <<продолжатель традиций Пушкина и Гоголя>>.

    И потому ему понадобилось своеобразное бегство от действительности - в историю своего семейства: чтоб воспеть коллективистское хорошее в прошлом. Для памяти. А не как руководство для коллективистского революционного действия в настоящем (как это некстати приплел - от имени Герцена - Машинский: <<“Былое пророчествует”>>).

    И потому Аксакову понадобился жесткий трезвый реализм - это страшное помещичье самоуправство самого лучшего из помещиков, Степана Багрова, дедушки; эта властолюбивость самой лучшей из женщин, Софьи Николаевны, матери. - Такой реализм мог лишь удалить идеал от осуществимости. Так зато идеал-то и был - в сверхбудущем.

    Для того и нужно Аксакову натуралистическое “как живое”, “как сейчас” - то, чему он свидетелем не был (семейные предания), и то, что мы, большинство, забываем (детские годы). - Чтоб преодолеть казалось бы непреодолимое. И тем доказать правомочность помещения своего идеала в сверхбудущее.

    Для того и нужна пронзительная русскость Аксакову...

    <<На произведениях Аксакова лежала яркая печать национальной характерности. Она окрашивала все элементы его стиля, его лексику и фразеологию, весь строй его повествования. В известном смысле можно сказать, что Аксаков один из самых русских писателей России>> (С. Машинский).

    Для того и нужна, что соборный свой идеал Аксаков, как и Пушкин и Гоголь, связывал с национальной идеей России: нести добро в злой мир.

    Одесса. 1 июня 2003 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340636  2018-06-21 15:31:09
Sweetheart
-

20.06.2018
16:10

Словами обманывающая Юстина Копаня.

    Я когда-то стал писать об искусстве (самообразовавшись, конечно) из-за возмущения искусствоведами. В первую очередь теми, кто убегал в биографию художника, только . . .

18.06.2018
11:31

Доказательство от Борромини.

    Начну с цитаты: "…Борромини проектирует своё первое самостоятельное произведение, фонарь купола Сант-Андреа делла Валле, в котором предвосхищаются зачатки . . .

15.06.2018
10:42

Как трезвел Гоголь.

    Я только что впервые прочёл “Сорочинскую ярмарку” (1829) Гоголя. И знаете, что меня толкнуло её читать? – Такая фраза Аверинцева: "В целом православная духовность . . .

09.06.2018
19:05

Вьюн.

    Уважаемый читатель! Вы мне простите, что я начинаю писать разбор произведения (“Храмлаг”, 3-я часть “Лампы Мафусаила” Пелевина) до того, как его прочёл? Я уже . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100