TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.06.2018
14:34

Зачем об этом писать.

    О плохом, невпечатляющем фильме… “О любви” (2017) режиссёра Бортко… Мне его предложил посмотреть собеседник. Правда, сомнительный насчёт вкуса. Говорит: актриса . . .

06.06.2018
15:28

Попался.

    Уважаемые читатели!

    Я люблю вводить в курс дела, вводя в курс о себе…

    Вот про музыкальное произведение, говорят, что восприятие его при каждом прослушивании другое. Ну, пусть в деталях другое. – Понятно, что человек, взявшийся акцентировать один и тот же художественный смысл “Евгения Онегина” на фоне таких “говорят” выглядит человеком грубым. Признаю. Но не согласитесь ли вы, что многим вообще неведомо, что то, что мы прочли в “Евгении Онегине” не было задачей Пушкина. В его сознании вообще не было задачи. Он писал, словно искал, не зная что. – И вот такой грубый-прегрубый я говорю, что Пушкин в “Евгении Онегине” сделал открытие: жизнь не поддаётся благим намерениям, что очень и очень печально, но не смертельно, и что уже хорошо. – Я написал несколько статей на эту тему. Ищите и найдёте их в интернете. – Я пока хочу настоять, что такая моя грубость (да ещё и касательно такого возвышенного предмета) имеет ценность для тоже грубых людей, которым плохо преподавали литературу в школе, и которые потому не догадываются, что, если вы что в произведении прочли, то сочинено это не для того, чтоб вы поняли из значения прочтённых слов.

    Пушкин до сочинения “Евгения Онегина” был продекабрист (хоть его в тайное общество не позвали). А время было – краха в Европе одной за другой дворянских безнародных революций. Это отрезвило его. И он стал врагом ещё опьянённых. Их принято считать в литературном плане романтиками. Тогда как точнее было б – представителями гражданского романтизма (коллективистами, революционерами). Просто романтиками (индивидуалистами) эти представители становились от разочарования в действительности. Эти убегали от мерзкого внешнего мира в прекрасный свой внутренний мир. А некоторые – совсем радикальные – вообще в иномирие, в метафизическое, в принципиально недостижимое. “Над Добром и Злом”, - так это стали называть. Но гораздо позже, чем был написан “Евгений Онегин”. И называли так – ницшеанцев.

    А я считаю (и это многократно доказано; но это не общепринято), что типы идеалов (ницшеанского, просто романтического, гражданско-романтического и т.д. – их немного, типов) повторяются в веках. И потому ницшеанством можно называть идеал, возникавший до рождения самого Ницше (он родился в 1844 году, через 21 год после начала писания Пушкиным “Евгения Онегина”). И сменяют идеалы друг друга в психологическом порядке разочарования в чём-то и очарования чем-то противоположным.

    Пушкин подошёл “Евгением Онегиным” к реализму, отвергающему опьянённых. И среди опьянённых (удравших от действительности в себя или в иномирие) в романе были романтик (Ленский) и ницшеанцы (Онегин и Татьяна).

    Вы понимаете, читатель, что, написав так, я иду наперекор многим устоявшимся традициям. Потому и нужно вас вводить в курс о себе.

    И я, конечно, даю возможность себя неистово критиковать, раз ТАК многим противоречу. Например, не в иномирие, мол, убежал Онегин, а в путешествие, а Татьяна, тоже не в иномирие, а в остранённое супружество.

    Иномирие Татьяны особенно трудно оспаривать. Хотя можно – она впала в душевную смерть. Иномирие Онегина – легче. По Гуковскому (тот рассчитал хронологию всего в романе) получалось, что Онегин должен был пойти на самоубийство путём примыкания к восстанию декабристов на Сенатской площади. Как, кстати, и сам Пушкин в жизни (в искусстве он был другой) поступил – нарывался на дуэли, нарывался, чтоб погибнуть, и нарвался. Впрочем, и само по себе вдруг-обрывание романа глубоко соответствует расчётам Гуковского и моей догадке, что Онегин – ницшеанец, сверхчеловек.

    За меня, наконец, сам эпиграф к роману:

    "Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого.

    Из частного письма”.

    За ницшеанство Татьяны ярче всего говорит её сон. Точно по Ницше: "Счастье мужчины зовется “Я хочу”. Счастье женщины: “Он хочет””.

     

    Мое! — сказал Евгений грозно,

    И шайка вся сокрылась вдруг;

    Осталася во тьме морозной

    Младая дева с ним сам-друг;

    Онегин тихо увлекает

    Татьяну в угол и слагает

    Ее на шаткую скамью…

    Вы только представьте: вдруг, незнакомый, разбойник, на морозе и на шаткой скамье…

    Пушкин не в жизни, в искусстве, был другой, разный (он дюжину раз менял свой идеал, и лишь мельком становился ницшеанцем).

    Когда он становился реалистом, в “Евгении Онегине”, он своих исторических, так сказать, предшественников, а теперь антагонистов, осмеял и убил.

    Спасибо Минкину, он заметил (для меня это открытие), как жестоко он осмеял Татьяну.

    "…и на двор

    Евгений! “Ах!” — и легче тени

    Татьяна прыг в другие сени,

    С крыльца на двор, и прямо в сад,

    Летит, летит; взглянуть назад

    Не смеет; мигом обежала

    Куртины, мостики, лужок,

    Аллею к озеру, лесок,

    Кусты сирен переломала,

    По цветникам летя к ручью

    И задыхаясь, на скамью

    Упала…

    …Классика, Солнце русской поэзии, хрестоматийные скрижали — всё очень почтенное. Но давайте почитаем так, будто это репортаж из сегодняшней газеты. Впрочем, нынче многим привычней пялиться в телевизор, чем стихи читать. Ладно, смотрим сериал “Первая роковая любовь”, эпизод III.

    Девушка, живущая в огромном (по нынешним меркам) поместье, выскочила на заднее крыльцо,

    перебежала двор, пугая кур, собак, гусей, козу и гадкого утёнка,

    промчалась по саду, мимо оторопевших служанок, собиравших малину,

    вбежала в парк…

    “Куртина — группа кустов или деревьев, ограниченная со всех сторон дорожками, аллеями…” (Академический словарь). “Куртины, мостики” — множественное число означает, что и тех и других — несколько, минимум по две штуки.

    обежала лужок (уж точно не палисадник),

    пролетела аллею к озеру — посмотрите любое кино “из той жизни” — это метров 800,

    обежала лесок, изумляя грибников, — даже совсем крошечный лес уж никак не меньше километра в окружности…

    Понятно? Это кросс по пересечённой местности. В платье до пят, в корсете, в туфельках (не в кроссовках). Три версты! И “мигом”? Иллюзию мгновенности Пушкин создал тем, что всю трассу засунул в две строчки.

    Но это не всё. “Кусты сирен переломала, по цветникам летя к ручью”. 17летняя девушка на бегу переломала кусты сирени? Даже каратисту (чёрный пояс, ХII дан) — вряд ли под силу. Она же не веточки с цветочками отломила. Стволики сирени — палки очень прочные, из них русские мужики делали ручки для лопат, топорища (проще было бы ей, летя по цветникам, переломать все георгины).

    Неужели насмешка?” (http://5165news.com/nota-bene/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD/).

    Минкин себе не позволяет поверить самому себе! – Я поражаюсь, насколько – даже больше чем через 100 лет после смерти Ницше – насколько трудно идеал его пробивается в сознание…

    Я сам, читая Минкина, подумал, что я попался: не смогу это объяснить с точки зрения идейного замысла романа.

    Смог.

    Счастлив.

    Но самое счастливое… Сама эта трудность осознавания, возможно, и у самого Пушкина – трудность, намекает, что мы имеем дело с общением подсознания автора с подсознаниями его восприемников.

    31 мая 2018 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340600  2018-06-06 15:29:41
Воложин
- Ко дню рождения Пушкина.

05.06.2018
11:24

Обожаю брезжущее.

    Недавно меня озарило (см. тут), что Гоголь (трезвея от недавнего своего романтизма путём прозревания, что народ-то плоховат – материалистичен слишком) не сразу . . .

03.06.2018
13:32

Несчастный.

    Я несчастный. Я имел счастье десятилетиями – вы простите мне полную искренность? – размещать в виде точки на синусоиде (с вылетами с неё вверх и вниз) . . .

02.06.2018
18:19

Про уму непостижимое.

    У меня был товарищ, идейный противник. И мы могли без устали спорить друг с другом. Уступали друг другу под давлением аргументов. Не так, как теперь враги в . . .

01.06.2018
08:28

Хорошо ли повторять?

    Я знаю, что я не шибко умею анализировать живопись. Мне лучше удаётся воспользоваться анализом специалистов и сделать свой синтез. Тем не менее, я не исключаю, что . . .

31.05.2018
08:50

Откровние от Михаила.

    Я начну с цитирования того, что постепенно навязалось моему вниманию во второй главе: "Он выпил большую рюмку водки, проглотил сардинку. Я налил ему вторую. Он её . . .

28.05.2018
19:13

Пелевин изменился.

    Вообще, когда-то со мной такое было. Я теперь и не вспомню, почему. Читать “Гойю” Фейхтвангера мне было трудно – я не понимал чего-то. Я даже только что попробовал . . .

25.05.2018
11:11

Попробую-ка я...

    Мне трудно. Хочется обосновать ещё раз. Чтоб вас, читатель, не отправлять туда, где это уже обосновано. Но. Это слишком далеко уведёт. Так что – хотите – верьте, . . .

23.05.2018
17:17

Душа стесняется лирическим волненьем, и...

    Я не знаю, чего я хочу. Я прочел слова Вейдле: "…вымысел как таковой все же никакой необходимостью не прикован к слову”. И вспомнился мне мой, отрока, рисунок. Я . . .

18.05.2018
18:05

Чиканутый.

    Я попал в несчастную клеточку. Наткнувшись на что-то, отличающееся от сериала – с его задачей как можно дольше и разнообразнее сюжет продлить – я чувствую себя . . .

18.05.2018
09:58

Почему читаешь - дух зазватывает, а смотришь кино...

    …если бы мы не считали искусством (хотя бы и плохим) любые фильмы и романы, всего лишь берущие в сотый раз у искусства напрокат давно им использованные . . .

16.05.2018
10:54

Экспромт.

    Я приобрёл какую-то трусость в восприятии произведения искусства. Словно я – профессиональный критик, и моя (не существующая в мире науки об искусстве) репутация . . .

16.05.2018
10:46

Экспромт.

    Я приобрёл какую-то трусость в восприятии произведения искусства. Словно я – профессиональный критик, и моя (не существующая в мире науки об искусстве) репутация . . .

11.05.2018
17:26

Эх, хорошо!

    Но только написал это название, как сразу усомнился, в том, что заставило написать: “Эх, хорошо!”. Ладно. Пойду на поводу этого скачка мысли. Был у меня товарищ (уже . . .

10.05.2018
21:19

Мы сами себе диверсанты.

    Читал-читал с упоением и вдруг захотелось начать об этой книге писать – “Город Брежнев” (2017) Шамиля Идиатуллина. Строго говоря, не писать пока захотелось, а . . .

10.05.2018
16:31

Жуткая метафизическая свобода и физические преграды на каждом шагу.

    Я несчастный человек. Я пристрастился к вниканию в глубины художественных произведений, считаю своим кредо применять для этого то, чего начитался и сам додумал . . .

03.05.2018
21:56

Гоголь и подсознание.

    Не находя, о чём бы, воодушевляющем, написать, я обратился к… Гоголю. Имя – огромное. С ним не потрачу время зря, думалось. А меня бередила неизвестность для меня, . . .

28.04.2018
10:36

Да здравствует Вейдле!

    Если кто из сомневающихся, может ли он чувствовать стихи, почитает Вейдле, тот убедится в своём ничтожестве. ""Ты говорила: в день свиданья под вечно–голубым . . .

25.04.2018
12:47

Диво дивное.

    Сначала – что случилось. Я сидел, читал теоретическую книгу Меерсон “Персонализм как поэтика. СПб., 2009”. Главу о “Метели” (1830) Пушкина. Мне захотелось посмотреть, . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100