TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.07.2017
13:02

Нельзя себе доверять. (Продолжение)

    Начало см. тут. Берём быка за рога и сразу демонстрируем… Гойя. Маркиза де ла Солана. 1793-1795. Холст, масло. Ну что за уродка… И как квёло нарисована… Как-то всё . . .

21.07.2017
10:25

Нельзя себе доверять.

    1. Уважаемый читатель. Вы меня простите, но я рассчитываю на человека, у которого есть время. Раз. А также на человека, согласного почитать, как я буду разбираться в . . .

14.07.2017
12:57

Опять я попался?

    Я остолбенел, красно говоря, от этой картины. Названия не нашёл. Художник Павел Кузнецов. Был символистом в начале ХХ века. Борисов Мусатов на него когда-то . . .

13.07.2017
21:18

Если нельзя, но очень хочется, то можно.

    Ну как можно позволить себе толковать театральную постановку, которую не видел? – А я её как бы увидел, прочитав воспоминания видевших. Речь о “Гамлете” . . .

10.07.2017
19:22

Бессознательное в Ригведе.

    Начнём с цитаты, чтоб быть конкретными. К божествам поля 1 Благодаря господину поля, Как с помощью доброго (друга) мы покоряем (поле), Кормящее скотину (и) коней . . .

30.06.2017
09:16

Окститесь!

    У меня плохая эмоциональная память. Вообще, замечаю, что с годами я всё меньше способен волноваться из-за действительности. Но что-то всё же я почувствовал от . . .

14.06.2017
12:29

33 "фэ" по поводу поединка: Проханов - Архангельский.

    Уважаемый читатель! Я обращаюсь к вам с просветительской точки зрения. Я, мол, знаю то, что вам абсолютно неведомо. Это – минус для моей позиции: неуважение к . . .

05.06.2017
09:16

Пирогова. "Давайте играть. Почему бы и нет?"

    Я попробую понять, что хотела сказать Пирогова своим перформансом 2015 года “Давайте играть. Почему бы и нет?” (см. тут). Хоть оторопь берёт, этот перформанс глядя . . .

31.05.2017
14:35

О лермонтовском плохом одном стихотворении.

    Я б не посмел, что-то у Лермонтова назвать плохим, если б не авторитет Вейдле. Этот автор ввёл понятие звукосмысла и сумел меня убедить, что это не ерунда, хоть и . . .

26.05.2017
15:06

Павленский не художник.

    Я исхожу из замечательных слов Поршнева, непризнанного гения: "Если ты хочешь понять что-либо, узнай, как оно возникло”. Поршнев – учёный, с именем которого, для . . .

16.05.2017
13:55

Хецуриани.

    Что мне делать? Не могу пройти мимо такой картины. А в то же время, мне нечего сказать о ней. Я же обязался не писать пустого, а объяснять людям то, что… недопонятно, . . .

07.05.2017
20:30

Пляски вокруг подсознательного.

    Столкнулся с рассуждением, мол, нечего учить детей игре на пианино, это совковая отрыжка, не помогает устраиваться в жизни, а мешает. – Полная полярность моему . . .

07.05.2017
12:50

Ультраавантюра.

    Совершенно пронзительные (для меня) слова о конце Посвящения “Полтавы” Пушкина…

     

    Узнай по крайней мере звуки,

    Бывало, милые тебе —

    И думай, что во дни разлуки,

    В моей изменчивой судьбе,

    Твоя печальная пустыня,

    Последний звук твоих речей

    Одно сокровище, святыня,

    Одна любовь души моей.

    “…попробуйте, вставьте "когдато" вместо "бывало", прочтите: "Узнай, по крайней мере, звуки, / Когда-то милые тебе". Что ж - звуки налицо, да не те: осекся голос, заглохла музыка. "Бывало" и "милые" согласованы были звуком, а теперь согласованности нет. Когда рождается поэзия, когда душа "трепещет и звучит и ищет, как во сне, излиться наконец свободным проявленьем", свобода этого проявленья ограничена бывает у подлинных поэтов его совершенством (по суду самого поэта), а совершенство зависит от того, найдет ли ищущая душа полноту звукосмыслового воплощения для своего "трепета", своего "лирического волненья". Если нужные звуки найдены, они незаменимы, и каждое вла–вла ["Сердитый влаги властелин"], каждое "бывало" вместо "когдато" тут попадает на учет” (Вейдле. https://profilib.com/chtenie/103548/v-veydle-embriologiya-poezii-26.php).

    Объясню, почему пронзительные.

    Этот Вейдле, точнее его “Эмбриология поэзии”, есть сплошной укор мне. Он доказывает – такое впечатление – что есть поэтичность сама по себе. Ну так я его понял. И да простится мне, если я ошибся. Поэтичность, мол, видна в крошечных отрывках. Как в этом вот "Бывало милые…”.

    Я же стою на том, что, образно, в каждой капле есть вкус целого моря. Для чего конкретное произведение создано, то тоже конкретное и чувствуется в каждой капле. Подсознаниями автора и восприемника чувствуется. И в соседних по времени создания произведениях где-то та же конкретика подсознаниями чувствуется. Пока тип идеала (обязательно подсознательного) не сменится. Тогда и конкретика сменится.

    Так вот я хочу свести это "Бывало, милые…” к подсознательному идеалу Пушкина, когда он – в страшном возбуждении – сочинял “Полтаву”.

    Что говорит “Летопись жизни и творчества Пушкина” о “Полтаве” и любовях?

    “1828. Апрель, 5. Четверг. Начало работы над поэмой Полтава. Оставив чистую страницу после “Альбома Онегина ”, Пушкин поставил на л. 12 дату: “5 Апр<еля>” и в два столбца на л. 12—13 записал историческое вступление к поэме, которое в ходе работы перенесено в I песнь “Полтавы” {стихи 138—159) и частично в I I I песнь” (Летопись жизни и творчества Пушкина. Т. 2. С. 368).

    “1928. Май, 1...до 9 ( ? ) . Среди черновиков поэмы “Полтава” Пушкин чертит анаграммы: “Eli Eninelo”, “ettenna eninelo", “eninelo ettenna", “Olenina", “Annette”, a выше этого имени — свою фамилию “Pouchkine”” (Там же. С. 380).

    “1828. Август, 19… стихи к поэме “Полтава” (16—19, песнь первая, и далее), содержащие поэтическую разработку портрета героини (еще с именем Наталья)” (Там же. С. 409).

    “1828. Август, после 19 ( ? )… портреты Н.Д. Киселева [соперник Пушкина в его видах на Анну Оленину] и М.С. Лунина (?) [декабрист], а также стихи 30—34 первой песни Полтавы, в которых найдены имя и образ героини; в дальнейшем работа над поэмой шла напряженно и быстро, без значительных перерывов” (Там же. С. 410).

    “1928. Август ( ? ) Среди… стихов первой песни “Полтавы” — портрет Елизаветы Михайловны Хитрово [женщины, на 16 лет его старше и, по-видимому, безнадёжно влюблённой в Пушкина; как Мария в старого Мазепу?]" (Там же. С. 414).

    “1828. Сентябрь, до 25. Среди черновиков поэмы “Полтава ” много рисунков: портреты А.Ф. Закревской, А.А. Олениной [на ней Пушкин хотел жениться, неудачно], М.Н. Волконской [ей, поехавшей в Сибирь к мужу-декабристу, написано Посвящение “Полтавы”; он в неё, почти ещё девочку, был когда-то влюблён], Вольтера, Наполеона, А.П. Ермолова, Кочубея и Мазепы, автопортрет; животные и птицы, пейзажи и предметы. Особое место занимает серия рисунков к эпизоду казни (л. 39 об., 40, 44 об. ), которая является не просто иллюстрацией к тексту, но перекликается с первым “декабристским” рисунком Пушкина (на л. 37 третьей масонской тетради ), здесь Пушкин зафиксировал конкретные детали казни декабристов: виселицу с пятью фигурами повешенных, балахоны и колпаки на осужденных, нагрудные доски, связанные руки и ноги.

    Сентябрь, ок. 25 ( ? ). Пушкин начинает работу над созданием белового варианта поэмы Полтава, которая продлится до 16 октября (см.)” (Летопись жизни и творчества Пушкина. Т. 2. С. 418).

    Из другого места:

    "…переправил… на “одна любовь”, поставил знак окончания текста и дату: “27 окт. 1828 Малинники”. Работа завершилась…

    Очевидно, что в момент работы над посвящением в сознании Пушкина мелькала Сибирь именно как место пребывания той, кого он зашифровал заглавием “Тебе”, одновременно и безусловно прикровенным для читателей, и намекающим на реально-интимное содержание текста для автора. Нельзя сомневаться, что конкретным содержанием этого “ты” мог быть лишь образ М. Н. Волконской” (Лотман. http://scicenter.online/poeziya/posvyaschenie-poltavyi-12623.html).

    На Пушкина накатило раздвоение: стыд, что отошёл от декабристов (задолго до восстания), и гнев на них, несуразных по отношению к ходу Истории, любовь к ним, свободолюбивым (и как эхо – от неудавшейся женитьбы-конца-свободы – любовь к Марии Волконской), и негодование за их волюнтаризм (негодование, сорванное на образе Мазепы, соблазнившем свою Марию).

    Так вот память о былой любви к Марии Волконской и романтизму звучит в словах: "Бывало, милые тебе”.

    А ведь Мария и в юности и позже была где-то не права (как Вейдле), подсмеиваясь над влюблённостью в неё Пушкина: "Как поэт он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел” (http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/volkonska_mn.php).

    Нет! Пушкин её, юную, в Крыму, в жизни, может, и не любил. Но после её героического отъезда в Сибирь… его якобы к ней любовь пригодилась “Полтаве”.

    "Именно усиление до предела антиромантических тенденций [в собственно поэме] вызывало к жизни частичную реставрацию романтизма “на параллельных рельсах” [в Посвящении]" (Лотман).

    Раздрай в душе потребовал усиления каждой стороны раздрая, и он смог "поверить” (Лотман) в свою романтически-вечную любовь к Марии. И – "Когдато” ему под руку не попалось, а попалось "Бывало”.

     

    Теперь судите, самообманулся ли я.

    Поэт всегда разгорячается от напора своего подсознательного идеала (не беда, что здесь он разгорячился из-за внезапного раздрая между давно отвергнутым было романтизмом и практикуемым уже несколько лет реализмом). Душа от этого ""трепещет и звучит и ищет, как во сне"”. И такое случается при любом идеале.

    Типов идеалов (прошу принять на веру) шесть. Так если б их было два… То математическую аналогию поэтичности по Вейдле составил бы большой модуль величины, независимый от знака величины (+ или ̶). А математическую аналогию непоэтичности – малый модуль величины.

    Но величина в реальности не существует без знака перед нею (+ или ̶). Не существует в реальности и поэтичность по Вейдле. Она всегда – с конкретикой, связывающей её с одним из шести типов идеалов.

     

    Если бы директором был я, я б запретил применять словосочетание “художественные средства”. Ибо они как абстракции не существуют. Не существует музыкальность стиха. Не музыкальность в "Бывало, милые тебе” "Полтавы”, а выражение интимности, необходимое для внезапного минутного позитива к романтизму матёрого реалиста. Или иначе можно сказать. Средство является художественным только тогда, когда подсознание восприемника чует связь между ним, средством, и подсознательным идеалом автора. Если последнего нет, не радует ничто. Вот Вяземский рифмоплётствует, жалуясь на трудность этого дела:

     

    Хочу ль сказать, к кому был Феб из русских ласков, —

    Державин рвётся в стих, а втащится Херасков.

    И вот Пушкин даёт ему отповедь:

    "Читал сегодня послание Вяземского к Жуковскому. Смелость, сила, ум и резкость; но что за звуки! “Кому был Феб из русских ласков”. Неожиданная рифма Херасков не примиряет меня с такой какофонией” (Вейдле. https://profilib.com/chtenie/103548/v-veydle-embriologiya-poezii-25.php).

    Так не верьте и Пушкину*. Не какофония ему не понравилась, а отсутствие художественности, не чуялся подсознательный идеал автора. Именно идеал. Потому что Вяземский не сознанием добыл повтор “сск - ск”. Он себя взвинтил на сочинительство стихов. А там обязательно (если стихи не совсем примитивные), кроме рифм, есть повторы согласных. И. Срабатывает установка. А та – явление подсознательное. И – понеслось: ритмизированное и рифмованное нечто да ещё и с внерифменными повторами.

    27 апреля 2017 г.

    *- Не заноситесь. Вейдле писал про “полноту звукосмыслового воплощения”. Вас же шатает от смыслового (идеал) до звукового (“б” и “л” вы громадным шрифтом выделили). У Пушкина же и благо, и какофония как раз по Вейдле – с короткодействием, так сказать. “Бывало” буквой “л” по-звукосмысловому связано с “милые” (а то – с любовью). И русские по смыслу не ласковый народ, а не только со “ск” скопление тут одинаковых слогов.

    - Правда. Моё подсознание, наверно, чуяло мою неправоту и правоту Вейдле, и потому такое название: “Ультравантюра”.

    28.04.2017.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
338741  2017-05-08 17:22:02
Константин Бучельников
-

01.05.2017
15:38

Открытие.

    Мне на днях открылось такое… Всех касающееся. Что я аж в растерянности, с чего начать. Начну с цитаты, - неоднократное прочтение подобного и привело меня к . . .

25.04.2017
13:02

Жалоба максималиста.

    Сначала надо сказать, почему я максималист. А то будет непонятна жалоба. Или наоборот? Кому я интересен? Тогда как жалоба моя – на очень известного человека – . . .

20.04.2017
13:53

Берязев.

    Я хочу порассуждать о таких абстракциях, что, чтоб привлечь к ним ваше внимание, читатель, я сперва вам продемонстрирую то стихотворение, по поводу которого я хочу . . .

19.04.2017
14:58

Первые серии «Анны Карениной».

    Умница Шахназаров понял, что роман Толстого “Анна Каренина” не об Анне Карениной (она, ведь и в самом деле даже не главная героиня). Он понял, что территорию романа . . .

16.04.2017
17:43

Каков Щедрин-то...

    Внимание, авантюра. Я услышал о существовании у Родиона Щедрина произведения “Звоны”. Я узнал, что это – Второй концерт для оркестра (1968). Я почёл о нём: . . .

15.04.2017
19:38

Продукт скуки.

    В названии есть два смысла. Один – чеховское повествование скучно (даже если это юмореска; здесь – “Господа обыватели”, 1884). Второй смысл – я этой юмореской . . .

05.04.2017
18:18

С историзмом наперевес.

    Что началось в США ко времени вступления в литературу Эдгара По? – “…настал период остужения так называемого фрондирского настроения, конец героической, . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100