TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.07.2017
13:02

Нельзя себе доверять. (Продолжение)

    Начало см. тут. Берём быка за рога и сразу демонстрируем… Гойя. Маркиза де ла Солана. 1793-1795. Холст, масло. Ну что за уродка… И как квёло нарисована… Как-то всё . . .

21.07.2017
10:25

Нельзя себе доверять.

    1. Уважаемый читатель. Вы меня простите, но я рассчитываю на человека, у которого есть время. Раз. А также на человека, согласного почитать, как я буду разбираться в . . .

14.07.2017
12:57

Опять я попался?

    Я остолбенел, красно говоря, от этой картины. Названия не нашёл. Художник Павел Кузнецов. Был символистом в начале ХХ века. Борисов Мусатов на него когда-то . . .

13.07.2017
21:18

Если нельзя, но очень хочется, то можно.

    Ну как можно позволить себе толковать театральную постановку, которую не видел? – А я её как бы увидел, прочитав воспоминания видевших. Речь о “Гамлете” . . .

10.07.2017
19:22

Бессознательное в Ригведе.

    Начнём с цитаты, чтоб быть конкретными. К божествам поля 1 Благодаря господину поля, Как с помощью доброго (друга) мы покоряем (поле), Кормящее скотину (и) коней . . .

30.06.2017
09:16

Окститесь!

    У меня плохая эмоциональная память. Вообще, замечаю, что с годами я всё меньше способен волноваться из-за действительности. Но что-то всё же я почувствовал от . . .

14.06.2017
12:29

33 "фэ" по поводу поединка: Проханов - Архангельский.

    Уважаемый читатель! Я обращаюсь к вам с просветительской точки зрения. Я, мол, знаю то, что вам абсолютно неведомо. Это – минус для моей позиции: неуважение к . . .

05.06.2017
09:16

Пирогова. "Давайте играть. Почему бы и нет?"

    Я попробую понять, что хотела сказать Пирогова своим перформансом 2015 года “Давайте играть. Почему бы и нет?” (см. тут). Хоть оторопь берёт, этот перформанс глядя . . .

31.05.2017
14:35

О лермонтовском плохом одном стихотворении.

    Я б не посмел, что-то у Лермонтова назвать плохим, если б не авторитет Вейдле. Этот автор ввёл понятие звукосмысла и сумел меня убедить, что это не ерунда, хоть и . . .

26.05.2017
15:06

Павленский не художник.

    Я исхожу из замечательных слов Поршнева, непризнанного гения: "Если ты хочешь понять что-либо, узнай, как оно возникло”. Поршнев – учёный, с именем которого, для . . .

16.05.2017
13:55

Хецуриани.

    Что мне делать? Не могу пройти мимо такой картины. А в то же время, мне нечего сказать о ней. Я же обязался не писать пустого, а объяснять людям то, что… недопонятно, . . .

07.05.2017
20:30

Пляски вокруг подсознательного.

    Столкнулся с рассуждением, мол, нечего учить детей игре на пианино, это совковая отрыжка, не помогает устраиваться в жизни, а мешает. – Полная полярность моему . . .

07.05.2017
12:50

Ультраавантюра.

    Совершенно пронзительные (для меня) слова о конце Посвящения “Полтавы” Пушкина… Узнай по крайней мере звуки, Бывало, милые тебе — И думай, что во дни разлуки, В . . .

01.05.2017
15:38

Открытие.

    Мне на днях открылось такое… Всех касающееся. Что я аж в растерянности, с чего начать. Начну с цитаты, - неоднократное прочтение подобного и привело меня к . . .

25.04.2017
13:02

Жалоба максималиста.

    Сначала надо сказать, почему я максималист. А то будет непонятна жалоба.

    Или наоборот? Кому я интересен? Тогда как жалоба моя – на очень известного человека – Никиту Михалкова. И, если я её выставлю вперёд, то, может, и мой резон кого-то заинтересует.

    Итак, мне жаль, что Никита Михалков попал, как кур во щи.

    Смотрите, что он сказал вот про такую картину Репина.

    Репин. Манифестация 17 октября 1905 года”. 1907-1911 гг. Холст, масло.

    Нет, вы вглядитесь в эти лица.

     

     

     

    Есть что-то позитивное в таких лицах?

    Ситуация такая же, собственно, как в его же “Крестном ходе в Курской губернии”: "через полвека, потомки этих людей будут уже сплошь атеисты” (http://art-otkrytie.narod.ru/benua2-19.htm), - хотел “сказать” художник (а все, глядя на картину, умилялись религиозности русского народа). А в “Манифестации…” он “говорит”: “скоро эти станут нигилисты, хоть беги из страны” (несмотря на то, что событие опять позитивное – царь объявил манифест “Об усовершенствовании государственного порядка”: было обещано даровать народу “незыблемые основы гражданской свободы”, неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, признать Думу законодательным органом).

    А ехидный Репин просто словами сказал наоборот: "Картина изображает процессию освободительного движения русского прогрессивного общества… главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен…подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпы движутся по площади большого города в экстазе общего ликования” (http://virtualrm.spb.ru/ru/node/2513).

    Каков мистификатор!

    Для меня не новость, что Репин выражает одно, а публика переживает другое. Так с “Бурлаками” (см. тут), так с “Запорожцами” (см. тут), так с картиной “Иван Грозный и его сын” (см. тут) и т.д. и т.д. Но обидно всё-таки: я еле нашёл в Интернете адекватные слова о “Манифестации…” Репина:

    "Как ни странно, лучше, чем кто-либо другой, изобразил российское общество (идиотов), приветствовавшее Манифест, художник Илья Репин” (http://rus-vopros.livejournal.com/5833855.html).

    Ну а от Никиты-то Михалкова можно было ждать адекватности? – Я б ждал, если б меня спросили перед тем, что я от него услышал. И ошибся бы.

    "Посмотрите… Посмотрите картину Репина. Разве Илья Ефимович Репин вот на этой картине, посвящённой манифестации 1905 года, разве он предполагал, что стоит за этой радостью? Посмотрите на эти восторженные лица. Сколько радости! Сколько надежд! Это всё интеллигенция. Это и гимназисты, и певицы, и художники, и писатели. Это люди полны восторга. Они счастливы” (http://rupolitshow.ru/besogon-tv-poslednij-vypusk-09-04-2017.html).

    Кошмар! И это произносит и теперь числящийся в корифеях кинорежиссёр…

     

    Надо ли мне возвращаться к себе, объяснять, почему я вижу, а такой мэтр – не видит? Почему вообще столь многие и так много времени “понимают” Репина с точностью до наоборот?

    Мне кажется, что всё это потому, что совершенно затёрта для практического применения “Психология искусства” Выготского. А он открыл, что такое художественность. Что это – возбуждение противочувствий противоречиями “текста”, которые от столкновения рождают третье переживание. Нецитируемое, так сказать. На картине в него нельзя ткнуть указкой. В “радость” на этой вот картине – можно ткнуть: в название, написанное на раме или под рамой (название – тоже элемент произведения). В “ужас” – тоже можно: в эти обезумевшие лица, каких ещё не большинство. Но в третье переживание, в “то ли ещё будет”, ткнуть указкой никак нельзя. Оно существует только в душе восприемника. Да ещё и неосознаваемо оно чаще всего. До сознания доходит только непонятная смута, ЧТО-ТО. Если восприемник не отравлен какой-то предвзятостью. Как Никита Михалков, например, считающий революцию злом, а либеральноподобный Манифест Николая Второго – добром.

    Я же – знаю (зная Выготского), что если что на холсте нарисовано, то не это хотел “сказать” художник. Если, конечно, передо мной не произведение прикладного искусства, призванного усиливать знаемое переживание.

    Я долго не хотел, чтоб мои статьи читали творческие люди. Тем нужно стихийно доходить до противоречивости ради третьего, им самим ещё невнятного. А потом махнул рукой. Люди как заговорённые: раз теорию Выготского все сжили со света, то писк какого-то комара (меня) про это – не слышен в грохоте предвзятости.

    Вот я и жалуюсь.

    9 апреля 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
338689  2017-04-25 13:44:51
Константин Бучельников
-

338690  2017-04-25 15:26:05
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- Разумеется, перво-наперво, - про теорию Выготского. Немного не дотягивает до громады марксизма. Но в остальном - самая главная на сегодня теория в искусствоведеньи.

И маленькое замечание про " ... Никита Михалков попал, как кур во щи. ... ".

Не кур во щи, а КУР в ОЩИП.

338691  2017-04-25 18:40:59
Воложин
- Спасибо, но:

1) ЯНДЕКС выдаёт, что «кур во щи» - это не ошибка.

2) «самая главная на сегодня теория в искусствоведеньи». Наоборот, полностью затёртая – по словам философа Библера. Сам я за 50 лет не встретил её практического использования.

20.04.2017
13:53

Берязев.

    Я хочу порассуждать о таких абстракциях, что, чтоб привлечь к ним ваше внимание, читатель, я сперва вам продемонстрирую то стихотворение, по поводу которого я хочу . . .

19.04.2017
14:58

Первые серии «Анны Карениной».

    Умница Шахназаров понял, что роман Толстого “Анна Каренина” не об Анне Карениной (она, ведь и в самом деле даже не главная героиня). Он понял, что территорию романа . . .

16.04.2017
17:43

Каков Щедрин-то...

    Внимание, авантюра. Я услышал о существовании у Родиона Щедрина произведения “Звоны”. Я узнал, что это – Второй концерт для оркестра (1968). Я почёл о нём: . . .

15.04.2017
19:38

Продукт скуки.

    В названии есть два смысла. Один – чеховское повествование скучно (даже если это юмореска; здесь – “Господа обыватели”, 1884). Второй смысл – я этой юмореской . . .

05.04.2017
18:18

С историзмом наперевес.

    Что началось в США ко времени вступления в литературу Эдгара По? – “…настал период остужения так называемого фрондирского настроения, конец героической, . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100