TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.04.2017
13:31

Тяжело.

    Тяжело – брать на себя ответственность быть определённым, когда имеешь дело, кажется, с произведениями искусства… "Я бы не стала воспринимать эти питерские . . .

03.04.2017
20:49

Надо, пожалуй, и мне отозваться.

    Надо и мне отозваться на смерть Евтушенко. Он был одним из тех, кто пару раз нашёл отклик в моей душе, когда мне в жизни моей вдруг понадобились стихи (до того я их избегал читать). Когда я крепко влюбился.

    Страдал я, в итоге, от обычного в молодости раздвоения тела и души. Я был плоховат телом (раз услышал, как одна девушка говорила другой, обязанной мысленно перебрать молодёжь, - говорила обо мне (я в начальство вышел): “Ну, такой невзрачный”). А душой я был, наверно, ничего себе – идеалист (например, из того же начальства через три месяца ушёл по собственному желанию и больше никогда не соблазнился; одна, от которой я отказался, произнесла не для меня, а я слышал: “Сёмке не такие девушки нужны, как мы, простые”).

    Тело я умащивал легко доступными женщинами (но не настолько легко, чтоб мне не требовалось постараться), а душу – доступными трудно (они, наверно, возвышались в мнении о себе, что такой за ними ухаживает; и… не подпускали к телу, для особое удовольствие). От этих других я уходил с “разбитым сердцем”. Но одна очень долго не хотела, чтоб я уходил. Лет семь меня промучила. Так и получилась влюблённость очень сильной. Впрочем, при изменах с моей стороны.

    Жил во лжи. Как вся страна, по большому счёту. Но у меня жизнь личная и общественная сосуществовали, как при апартеиде, не зная одна про другую.

    Поэтому самое впечатлившее меня стихотворение Евтушенко я воспринял, как близкую иллюстрацию моего личного переживания.

    Со мною вот что происходит.

    Б. Ахмадулиной

     

    Со мною вот что происходит:

    ко мне мой старый друг не ходит,

    а ходят в мелкой суете

    разнообразные не те.

    И он

    не с теми ходит где-то

    и тоже понимает это,

    и наш раздор необъясним,

    и оба мучимся мы с ним.

    Со мною вот что происходит:

    совсем не та ко мне приходит,

    мне руки на плечи кладёт

    и у другой меня крадёт.

    А той -

    скажите, бога ради,

    кому на плечи руки класть?

    Та,

    у которой я украден,

    в отместку тоже станет красть.

    Не сразу этим же ответит,

    а будет жить с собой в борьбе

    и неосознанно наметит

    кого-то дальнего себе.

    О, сколько

    нервных

    и недужных,

    ненужных связей,

    дружб ненужных!

    Куда от этого я денусь?!

    О, кто-нибудь,

    приди,

    нарушь

    чужих людей соединённость

    и разобщённость

    близких душ!

    1957

    С тех пор я давно уж научен, что у больших поэтов в лучших произведениях любовные переживания есть образ переживаний общественных. А бушевала хрущёвская оттепель. У самых левых подспудно жила надежда вылечить социализм, пошедший куда-то не туда. У меня – тоже, наверно. Для чего я бунтовал на комсомольских собраниях и вне их. Эхо отражалось аж от горкома. Я, например, отказался голосовать за одобрение курса партии на химизацию страны (а завод наш был турбинный). С какой, мол, стати я, не специалист в области химии, стану это одобрять. Мы, мол, этим одобрямс возвращаем культ личности, как при Сталине было. От меня плакала вступавшая в комсомол девушка. Я её спросил на собрании, где её принимали: “Зачем ты вступаешь? Чем мы тебе нравимся? Ведь мы ж, как комсомол, ничем себя не проявляем – нас нет! А ты к нам просишься”. Вскоре, при смене места работы, я не стал на комсомольский учёт. А ещё раньше на предложение вступить в партию я ответил отказом.

    А когда-то я еле-еле (это было в 1952-м, за год до смерти Сталина) дождался 14-тилетия своего, чтоб написать заявление о вступлении в комсомол. Наверно, чуял, что в мещанской стране есть море дел по превращению её в немещанскую. А Сталин – считало подсознание, наверно – был инструментом превращения… И то же было с Евтушенко. Мещане ж, мол, могут объединяться в стаи и звереть.

    "В пятую годовщину смерти Михоэлса, 13 января 1953 года, Евтушенко, тогда студент Литературного института, прочел в газете статью об “убийцах в белых халатах”. Наверное, в тот же день, а может быть, чуть позже, Евтушенко откликнулся стихотворением на это событие:

    Никто из убийц не будет забыт.

    Они не уйдут, не ответивши.

    Пусть Горький другими был убит,

    Убили, мне кажется, эти же”

    (http://rulibs.com/ru_zar/nonf_biography/geyzer/1/j59.html).

    Или всё же что-то не то? Гладко как-то написано…

    То ли дело:

     

    Вселенная! Ты горишь от любви,

    Мы сегодня целуем тебя.

    Все одежды для нас в первый раз сорви,

    Покажись – и погибшие встанут в гробах.

    Твое солнце на небе и в топке,

    В нашей мысли, в летящей звезде,

    Ты в былинке унижена робкой

    И бессмертная в каждом листе.

    Отдайся сегодня, вселенная,

    Зацветай, голубая весна,

    Твоя первая песня весенняя

    В раскаленных машинах слышна.

    Ты невеста, душа голубая,

    Зацелуем, познаем тебя.

    Ты прекрасней чудес, но слепая,

    Ты не тайна, а плач и мольба.

    Мы – сознание, свет и спасение,

    Никто после нас не придет,

    На трупах цветы улыбнутся весенние,

    Девушка сыну цветок сорвет.

    Это Андрей Платонов. Из стихотворения “Вселенной”. Написано не позже 1922 года. Насколько свежа была память о революции, настолько огромна была задача побороть мещанство теперь на мирных стезях. – И – чувствуете, какая страсть? Тут не раздвоение. Сплошная цельность. Соединение личного и общего: "Ты”, “горишь от любви” - это личное, "Мы”, “целуем” - это общее. “Все одежды в первый раз сорви” - это личное, "для нас” - это общее. "Ты невеста, душа голубая” - это личное, "Зацелуем, познаем тебя” - это общее. И – смысловая лихорадка, и недопонятность… Потому что это – от подсознания. Потому что перспектива ясна и неясна. Потому что наш паровоз вперёд летит – в коммуне остановка. И потому "В раскаленных машинах слышна”… А всё-таки… Потому что рукотворно оно – будущее. Время экспериментов. А эксперимент может быть и с отрицательным результатом.

    "В 1923 году Брюсов положительно откликается на книгу стихов Платонова” (Википедия).

    И когда будущее, вроде, построили (объявлен социализм, отменено лишенство), то что?

    "Если в 20-е годы, в обстановке почти всеобщего неуемного художественного экспериментаторства до некоторой степени естественно было надеяться, что ямбы и хореи навсегда сменились тоническим "стихом Маяковского", или что заударная рифма классической поэзии отмирает, доживая свой век в стихах отдельных, "отстающих" от своего времени стихотворцев, то уже в 30-е читателям и критикам пришлось не без удивления убедиться, что и силлабо-тоника, и традиционная рифмовка вновь распространяются в поэзии, что именно на них сориентированы наиболее яркие молодые поэты (А. Твардовский, М. Исаковский и др.)” (Минералов).

    Но традиционная заударная рифма, скажете (Происхо`дит – прихо`дит, где`-то – э`то, отве`тит – наме`тит, неду`жных – нену`жных, ) есть и у Платонова (голуба`я – слепа`я, спасе`ние – весе`нние). Да, отвечу, у Платонова инерция, зато нетрадиционная предударная (вселе`нная – весе`нняя, голуба`я – слеп`ая, ) у него есть, а у Евтушенко нет. И, главное, ритм, смотрите, как у Платонова не выдержан.

     

    -/-- | --/ | --/

    --/ | --/ | --/

    --/ | --/ | --/ | -/

    --/ | --/ | --/ | --/

    У Евтушенко что: инерция успокоенности? – Но ведь будоражит, что социализм оказался не социализм! Или он будоражит сознание, а не подсознание. И потому только в сознательных сферах Евтушенко – пионер (в открывании новых тем): ""геологической" романтики… опыта Великой Отечественной… антисталинскую ("лагерную")… "тихой лирики"… общей лиризации литературы” (http://www.russofile.ru/articles/article_133.php).

    Он – не художник в том смысле, чтоб служить общению подсознаний автора и восприемника. Его читаешь – и всё-всё ясно. Я боюсь, что и “Со мною вот что происходит” это случай "тихой лирики" и не больше. Прикладное искусство. И я-молодой его понял совершенно адекватно. А что сейчас, получилось в порыве “об умерших или хорошо…”.

    Правда, общая для всех левых шестидесятников "роль внутреннего оппонента ортодоксальной советскости” (Там же) предполагает что-то более определённое, находящееся в подсознании (хоть это парадоксально звучит), а именно – анархию (как тенденцию против примата государственности и за самодеятельность, как федерацию федераций, по Прудону; ведь анархия это наиболее близкое к коммунизму политическое устройство: оба предполагают отсутствие централизованного государства).

    Всё да. Но… Подсознательное как-то далеко от Евтушенко, публицистом родился он, а не художником. Оттого его так мотало на политическом ветру.

     

    Надо признаться, что у того же Минералова говорится про экспериментаторство и Евтушенко: "ПРОбуя/ПРОповедь, РАСПАхана/РАСПЯтого, НАледи/начиНАется, МИрИться мне/МИлИции, СОхлая/СОвестью, БУблички/БУдущего” (см. тут).

    Так я нашёл у него же высказывание, дезавуирующее этот факт как явление сознания, а не подсознания:

    "Рифмовка предударного типа была опробована в серебряном веке и в 1920-е годы (прежде всего В. Маяковский, Б. Пастернак, В. Хлебников, Н. Асеев… Затем она была возрождена и более осознанно развита в литературном поколении так называемых “шестидесятников”” (http://booksonline.com.ua/view.php?book=125702&page=40).

     

    Или надо признаться в другом: что доказал я прямо противоположное тому, что хотел?

    3 апреля 2017 г.

31.03.2017
11:38

Издевательство Леонида Гиршовича?

    Разрешите начать издали (а писать я буду о романе Леонида Гиршовича “Арена ХХ”, 2016). Я знаю одного математика, ужасного рационалиста, а в прошлом – большого . . .

25.03.2017
19:58

Неужели...

    Неужели мне надо дочитывать эту книгу (Петра Алешковского, “Крепость”, 2015)? Мой хороший товарищ говорил мне когда-то давным-давно: “Вот состаришься, надо будет . . .

22.03.2017
23:57

Как проверить идеал Литвиновой.

    Недавно я прочёл фундаментальный такой упрёк: "В гуманитарной области с представлением о предсуществовании [знания] связана идущая от Филона Александрийского . . .

20.03.2017
12:37

Я против Ирины Антоновой.

    При всей комичности: кто я – и кто Ирина Антонова, - я серьёзен. Вот кусок интервью Закамской у бывшей многолетней директрисы Музея изобразительных искусств им . . .

18.03.2017
15:41

Антиакционизм.

    Я получил очередное возражение на свой акцент, что художественно только то, что происходит от подсознательного идеала: "ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА чего-нибудь . . .

15.03.2017
14:31

И мои две копейки.

    Про фильм Кравчука “Викинг” (2016). Меня не удивляют обиды многих за то, какими плохими и отсталыми показаны восточные славяне в Х веке. Иной патриот даже пускается . . .

12.03.2017
16:44

Всё возвращается.

    Когда-то, - и помню, что взял это у Луначарского, - я высшим в искусстве считал идеологическое искусство. И потом к нему, как более низкое, пристроилось в моём . . .

11.03.2017
14:48

Загадка.

    Признаюсь, хотела набежать слеза, когда я прочёл в “Макаре Чудре” (1892) Горького: "А мы смотрели. Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос…”. Столкновение . . .

09.03.2017
12:13

Как понимать непонимаемое.

    Я читаю “Двойника” (1846) Достоевского и недоумеваю: что б могла означать эта несусветная выдумка – до натурализма описывать то ли сумасшедшего, то ли не знаю, что . . .

01.03.2017
12:00

Я в восторге.

    Я в восторге от чтения. Читаю Минаева. “Мягкая ткань” (2015). И вот в этом месте: "Люди стояли порой в ожидании чего-то целыми часами. Конечно же, это было ожидание . . .

26.02.2017
21:59

Антигомбрих 1.

    Начну с признания. Мне показалось скучным просто читать книгу Гомбриха “История искусства” (1950). И я решил, читая, с ним спорить, если захочется. А захотелось с . . .

20.02.2017
15:01

2-я премия "Большой книги" 2016 года.

    ,Казалось бы, ого что, а я боюсь об этой книге, "Авиатор", писать. – Почему? – Потому что недавно я написал о книге, получившей 1-ю премию, не признав книгу . . .

06.02.2017
14:44

Безнадёжно?

    С такого названия (но без вопросительного знака) я начал писать заметку о художнике Криволапе, решив попробовать с ним разобраться, когда впервые наткнулся на . . .

05.02.2017
22:45

Оно?

    Всё познаётся в сравнении, говорят. С другой стороны, аналогия относится к индуктивным методам познания… А я пишу попытку познать. И индукция "не гарантирует… . . .

03.02.2017
16:02

Опять.

    Кому что болит, тот о том и говорит. Мне – скучно. Я даже часто вспоминаю об отце школьного соученика. Тому больше 100 лет, и он жалуется, что у него нет денег поехать в . . .

31.01.2017
18:45

Ошибки учат.

    Я столько написал о Булгакове, что не уверен, стоит ли ещё о нём писать. Великий (для меня, по крайней мере) Гуковский считал, что все частности произведения . . .

25.01.2017
12:16

Напропалую...

    Почему Апухтин – не второй Пушкин? День ли царит, тишина ли ночная, В снах ли тревожных, в житейской борьбе, Всюду со мной, мою жизнь наполняя, Дума все та же, одна, . . .

23.01.2017
15:50

Когда сразу всё понятно.

    Я как-то открыл роман “Новь” Тургенева, стал читать и тут же бросил. Не из подсознания писано. Тенденциозно. Почему я так решил? Пожалуйста: "…лет двадцати семи, . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100