TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.07.2017
13:02

Нельзя себе доверять. (Продолжение)

    Начало см. тут. Берём быка за рога и сразу демонстрируем… Гойя. Маркиза де ла Солана. 1793-1795. Холст, масло. Ну что за уродка… И как квёло нарисована… Как-то всё . . .

21.07.2017
10:25

Нельзя себе доверять.

    1. Уважаемый читатель. Вы меня простите, но я рассчитываю на человека, у которого есть время. Раз. А также на человека, согласного почитать, как я буду разбираться в . . .

14.07.2017
12:57

Опять я попался?

    Я остолбенел, красно говоря, от этой картины. Названия не нашёл. Художник Павел Кузнецов. Был символистом в начале ХХ века. Борисов Мусатов на него когда-то . . .

13.07.2017
21:18

Если нельзя, но очень хочется, то можно.

    Ну как можно позволить себе толковать театральную постановку, которую не видел? – А я её как бы увидел, прочитав воспоминания видевших. Речь о “Гамлете” . . .

10.07.2017
19:22

Бессознательное в Ригведе.

    Начнём с цитаты, чтоб быть конкретными. К божествам поля 1 Благодаря господину поля, Как с помощью доброго (друга) мы покоряем (поле), Кормящее скотину (и) коней . . .

30.06.2017
09:16

Окститесь!

    У меня плохая эмоциональная память. Вообще, замечаю, что с годами я всё меньше способен волноваться из-за действительности. Но что-то всё же я почувствовал от . . .

14.06.2017
12:29

33 "фэ" по поводу поединка: Проханов - Архангельский.

    Уважаемый читатель! Я обращаюсь к вам с просветительской точки зрения. Я, мол, знаю то, что вам абсолютно неведомо. Это – минус для моей позиции: неуважение к . . .

05.06.2017
09:16

Пирогова. "Давайте играть. Почему бы и нет?"

    Я попробую понять, что хотела сказать Пирогова своим перформансом 2015 года “Давайте играть. Почему бы и нет?” (см. тут). Хоть оторопь берёт, этот перформанс глядя . . .

31.05.2017
14:35

О лермонтовском плохом одном стихотворении.

    Я б не посмел, что-то у Лермонтова назвать плохим, если б не авторитет Вейдле. Этот автор ввёл понятие звукосмысла и сумел меня убедить, что это не ерунда, хоть и . . .

26.05.2017
15:06

Павленский не художник.

    Я исхожу из замечательных слов Поршнева, непризнанного гения: "Если ты хочешь понять что-либо, узнай, как оно возникло”. Поршнев – учёный, с именем которого, для . . .

16.05.2017
13:55

Хецуриани.

    Что мне делать? Не могу пройти мимо такой картины. А в то же время, мне нечего сказать о ней. Я же обязался не писать пустого, а объяснять людям то, что… недопонятно, . . .

07.05.2017
20:30

Пляски вокруг подсознательного.

    Столкнулся с рассуждением, мол, нечего учить детей игре на пианино, это совковая отрыжка, не помогает устраиваться в жизни, а мешает. – Полная полярность моему . . .

07.05.2017
12:50

Ультраавантюра.

    Совершенно пронзительные (для меня) слова о конце Посвящения “Полтавы” Пушкина… Узнай по крайней мере звуки, Бывало, милые тебе — И думай, что во дни разлуки, В . . .

01.05.2017
15:38

Открытие.

    Мне на днях открылось такое… Всех касающееся. Что я аж в растерянности, с чего начать. Начну с цитаты, - неоднократное прочтение подобного и привело меня к . . .

25.04.2017
13:02

Жалоба максималиста.

    Сначала надо сказать, почему я максималист. А то будет непонятна жалоба. Или наоборот? Кому я интересен? Тогда как жалоба моя – на очень известного человека – . . .

20.04.2017
13:53

Берязев.

    Я хочу порассуждать о таких абстракциях, что, чтоб привлечь к ним ваше внимание, читатель, я сперва вам продемонстрирую то стихотворение, по поводу которого я хочу рассуждать.

     

    Через двадцать лет, шаробокая,

    Докатилась русская Мля

    До межи, где жив, слава Богу, я

    На руинах календаря.

    Двадцать лет — как нет, обхохочешься,

    Босота да хмеля гудёж,

    А мы пели всё: “Куда котишься,

    Не воротишься, пропадёшь!”

    Прокатилась Мля перемельная

    Камнем-жерновом по душе —

    Наше счастьице карамельное,

    То, которое в шалаше, —

    До межи, где мне ещё кажется,

    Словно в детстве, веки смежа,

    Всё загладится, всё уляжется,

    Зарастёт, как след от ножа.

    За окопами, за погостами,

    Там, где косточки родныя,

    Я рыдаю — пень стоеросовый

    Под раскатами воронья.

    Коль пустым-пуста воля вольная,

    Коли веры нет у неё,

    Да погибнет эра крамольная,

    Да возьмёт надежда своё!

    Горе горькое не воротится,

    Не замкнёт любовь ворота…

    Отмолила нас Богородица,

    Упросила Христа!

    2017

    Есть разные чудные люди. Говорят, Скрябин чувствовал музыку в цвете. Явление это называется синестезия: звук – окрашен, цвет – имеет вкус. Шире: есть целое облако так называемых коннотативных значений, следующих сразу после восприятия сигнала и предшествующих осмыслению его в качестве, например, слова.

    (А моя идея идея-фикс теперь, что художественное – это произошедшее из подсознательного идеала.)

    Синестезия может быть, очевидно, без никакого отношения к идеалу и с отношением.

    Так вот я область идеалов воспринимаю несколько… геометрически. (О себе я говорить вынужден, потому что я позволил себе становиться в положение посредника между художественным произведением – с обязательной недопонятностью его вследствие вышенаписанного – и вами, восприемниками этого произведения.)

    В моём чудном мире есть всего несколько типов идеалов…

    А, забыл сказать, что я считаю, что вдохновение творца произведения неприкладного искусства происходит от желания выразить подсознательный идеал, который рвётся к самовыражению, и может как бы сердце лопнуть, если то ЧТО-ТО не попробовать выпустить на свет. Поэту – словами. А какими, если ЧТО-ТО в подсознании ж сидит?! – Выход стихийно находится – словами-противоречиями.

    У Берязева, например: "шаробокая”. Ну какие бока могут быть у шара? Их же бесконечно много. Или вообще нет. А, тем не менее, уже в этом слове ЧТО-ТО, рвущееся из Берязева, выразилось. И каждый это чувствует. Только не каждый может выразить, что он чувствует словами. Лишь критик – может. Я, думаю, смогу. Смогу благодаря тому, геометрическому, восприятию области идеалов.

    Так вот мы прервались на том, что идеалов всего-навсего… около 6-ти типов. Гармонии, Пользы, Долга, Соединения несоединимого (этих Пользы и Долга), Благого для всех сверхбудущего (для христиан – это царство Божие на небе) и противополюс этому (ницшеанство). И они плавно превращаются со временем один в другого почти всегда в одной и той же последовательности. Как бы по кругу. У большинства больше двух не бывает (как, кажется, Черчилль сказал, что в молодости мы все социалисты, а потом – консерваторы). Пушкин несколько раз круг обежал.

    Последний тип, ницшеанство – особенно сложный. Может, потому что охватывает всегда меньшее меньшинство людей, чем другие мало популярные (Долга и др.). О нём мы ещё поговорим.

    Я растерялся, к какому типу отнести стихотворение Берязева.

    И это совершенно волшебное состояние последействия неприкладного искусства. Похожее на беременность, что ли.

    Что за слово такое “последействие”? – Действие кончается с прочтением стихотворения. Подсознательный идеал поэта вы восприняли своим подсознанием и всё. Дальше начинается последействие. С вами что-то происходит. Вы хотите это выразить. Не можете. И или отступаете (большинство отступает), или вас озаряет (родилось). Так есть ещё беременность.

    Раз такая со мной длилась 10 лет, раз – много месяцев, а теперь всё чаще сто`ит только задать себе жёсткий вопрос: как какому типу идеала отнести? – как вскорости откуда-то появляется ответ.

    Для стихотворения Берязева он получился такой: хорошо, когда плохо. И я сперва не понял, куда ж из 6-ти это отнести?

    Бытовое автора, вообще говоря, есть вспомогательный материал. Но иногда он может помочь. По его фейсбуку видно, что он себя называет безработным поэтом. Как-то любит, что ли, сыпать соль на раны. Я аж ему возразил. С приходом Рынка, мол, культурный уровень окружения так понизился, что нельзя ж всерьёз хотеть жить доходами от сочинения стихов. Так этот мой рационализм выглядит жалким на фоне стихотворения. Рационализм тяготеет к идеалу типа Пользы (самому массовому идеалу).

    А в России сейчас из-за экономического бесперспективья туго рационалистам, плохо тем, кто с идеалом Пользы, плохо оранжевым (этим словом я называю тех, кто не осознаёт, что если Путина сменит кто-то типа Касьянова, Миши-два-процента, то грабёж России с помощью таких компрадоров в пользу Запада усилится). Так Берязев, при всём его негативизме ко всему, явно не с ними, мещанами, не с "раскатами воронья” (вороны едят падаль, а конкуренция творит неудачников).

    С другой стороны, оценка всего негативным есть: "Докатилась русская…” (не персонально кто-то, а…), "На руинах календаря” (как в “Гамлете”: время вывихнуло сустав, порвалась связь времён).

    Можно ли думать, что автор, - как Шекспир когда-то, - ТАК отрицая действительность, уповает на Благое для всех сверхбудущее? Вон, аж религиозно кончает стихотворение Берязев: "Горе горькое не воротится, / Не замкнёт любовь ворота… / Отмолила нас Богородица, / Упросила Христа!”.

    Думать, конечно, можно. Но, если поверить, что художественный смысл произведения неприкладного искусства процитировать нельзя, то он не есть в последнем четверостишии. Уж больно отчаянное всё стихотворение, чтоб конец ТАКОЕ теперь-плохое переориентировал. Да и грамматика о том говорит. Лирическому “я” благое сверхбудущее всего лишь "ещё кажется, / Словно в детстве”.

    И вневременное это плохое, вопреки конкретике "Двадцать лет” ("На руинах календаря”, “Да погибнет эра”). И… от плохого какое-то непостижимое удовольствие: "Мля”. Неопределённостью. Это и мат, и что-то иное.

    Я обещал поговорить о ницшеанстве. Как раз сейчас – время. Ницшеанец крайне негативен к действительности. Настолько крайне, что считает Зло признаком Этого мира. И потому позитивно относится к смерти. Не из-за, например, христианского упования на царство Божие на небе. Наоборот. Он враг христианства. (Враг его и Берязев, его подсознательный идеал, точнее, хоть сам про себя Берязев думает наоборот. Оно и хорошо, что он так думает. Для искусства хорошо: для подсознательного. То его будоражит и заставляет и заставляет самовыражаться вполне художественно, т.е. противоречиво.) Но Берязев не ницшеанец.

    Ницшеанец фактически – за иномирие (апричинность, алогизм, вневремённость), за принципиально недостижимое ни до, ни после смерти. Ницшеанец думает, что он над Добром и Злом. А такого нет. Ценность мига (раз в принципе есть смерть) – сколько-то даёт ницшеанству от достижительности.

    Но у Берязева нет ценности мига: "жив, слава Богу… я”. Он словно в вечность попал, как сама неистребимая никакими несчастьями Россия ("русская Мля”). Это уже и материальная достижительность некая – при всей русской, словами либералов, недостижительности ("Наше счастьице карамельное, / То, которое в шалаше”).

    То есть Берязев какого-то шага не доступил до ницшеанства. Хорошо плохое! Или иначе: “Даёшь Потенциал!”. И он есть, Потенциал, и его проявления нет. Как геометрическая сумма идеальности шара с материальностью тела, имеющего бока – в "шаробокая”.

    20 апреля 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
338657  2017-04-20 13:56:35
Константин Бучельников
-

338662  2017-04-20 20:06:59
Л.Лисинкер artbuhta.ru
- М-да, "шаробокая" получилась статья-очЕрк на предмет : того-сего, пятого-десятого. Включая, необычно скромное, ненахальное ницшеанство. И - обо всём, и - ни о чём.

Нет, ребята-демократы. это не товар. Чётче надо и определённей. И вот с этим вопросом К СЕБЕ разобраться бы, - уважаемому Автору :

// " ... задать себе жёсткий вопрос: как какому типу идеала отнести? – как вскорости откуда-то появляется ответ ... "//

Может. ошибочка тут вышла. И надо бы подправить :

//" ... задать себе жёсткий вопрос: ТАК, К какому типу идеала отнести? – как вскорости откуда-то появляется ответ ... " //

Но это Автору решать.

338663  2017-04-20 20:13:12
Воложин
- Спасибо за замеченную описку.

338674  2017-04-23 14:35:37
Воложин art-otkrytie.narod.ru
- К сожалению, я не могу вставить это непосредственно после текста статьи (пропадают две карты распространения неправославия и православия в нынешней России). Это является сноской к слову «ницшеанства» в последнем абзаце статьи.

*- В очередной раз удивилась вашему пристрастию впихивать свои любимые идеологии, типа ницшеанства, туда, где ими и не пахнет...

- А ведь правда. Надо бы проверить. Взять стихотворение, где побольше православной терминологии, и…

В первом же попавшемся стихотворении (Посланец) много (для меня) неведомого. Отец Александр Новопашин (ему посвящено стихотворение) большой церковный деятель в Новосибирске и области. Как я выяснил, в 1997 году он привозил неопалимый огонь из Иерусалима. Следовательно, потому «Пропустите отца Адександра ко Гробу Господню». Родительский день – 9-й после Пасхи, когда ходят на могилы родственников. В 1996-м окончилась 1-я Чеченская война. Надцать тысяч убитых солдат. Нет-нет, а ещё убивают кого-то из где-то на границе с фактически независимой Чечней стоящей армии, не смогшей победить. Потому «ненароком» в строке: «Завтра русский солдат ненароком скользнёт в преисподню». Убинка – большушая деревня в Новосибирской области. Святой Георгий – особый свяой. Он жил после смерти. И таким победил чудовище. То есть провидится в 1997-м году сверхитоговая победа в поражении 1996-го года. То есть славится здешняя, земная неколебимость России никакими поражениями. – Впрочем, не натягиваю ли я желаемое на действительное?

Посланец. Пропустите отца Адександра ко Гробу Господню.

Завтра в Убинке горько прольётся Родительский день.

Завтра русский солдат ненароком скользнёт в преисподню,

И на холмах Чечни зацветёт куполами сирень.

Византийская синь упадает на Отчую пашню.

Колокольная даль окликает невольных сирот.

Но пока ещё можно, пока ещё больно и страшно,

Пропустите его в узкий створ заповедных ворот.

Он не вспомнит вам то, что вы крови хотели и казни,

Он простит вам побои и брань, и проклятья вослед.

Бьёт Георгий копьём, над Кремлём разгорается праздник

С чередой Воскресений, с венком сокровенных побед.

Я боюсь промолчать. Я боюсь и обмолвиться всуе.

Я не ведаю всей ужасающей бездны потерь.

Но я знаю ещё, если я перед словом спасую,

Не пройдёт Александр сквозь зажатую злобою дверь.

Каждый должен сказать, поддержать, подкрепить, помолиться.

Он ведь вправду воскрес! Значит можно просить за родню.

Мы с тобой Александр на дороге Иерусалимской.

Послужи, Александр, полнарода горит на корню.

Им вольно не любить. Нам ступить без любови опасно.

Послужи, Александр, там, где в муке измаялся Спас.

...Это пламень выходит из камня на Светлую Пасху.

Это плачет икона златыми слезами за нас.

Как хотите, а сам факт существования веры в материальную победу материального Георгия Победоносца после его смерти выдаёт немирно воинствующую половину сердца христианства. Что, собственно подтверждается всей историей, причём не только западного христианства, но и восточного, в частности, в России, вроде без войны (после победы над Кучумом) вышедшей к Тихому океану.

Два карты наглядно свидетельствуют.

Я хочу сказать, что по крайней мере у православия – прозелитизм есть подсознательная интенция. Не «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол. 3:11), а есть противопоставление: «Им вольно не любить. Нам ступить без любови опасно».

Да это сказано словами. То есть, казалось бы, осознаётся. А на самом деле не совсем. И потому – так дипломатично сказано, не «без любови». Но, представляется, уж точно подсознательным является пауза где-то в середине каждой строки. Разбиение на своих и чужих. А может, и само появление мотива давки в храме Гроба Господня при зажжении неопалимого огня, злобы, мусульман (являющихся хранителями ключа от храма). О. Александр Новопашин представлен более достойным пропуска «в узкий створ заповедных ворот». Ибо Русь – святая. Ибо Россия в 1997-м – на острие происков исламских экстремистов.

И, поскольку чувствуется подсознательное, постольку тут – произведение неприкладного искусства. А, поскольку тут достижимость – в духе – победительного качества России, постольку тут нет принципиальной недостижительности ницшеанства. Хоть устремление к нему («Византийская синь», «Колокольная даль» и авторская победа над «словом»), нематериальному (и тем сходному со своим врагом, христианством) свидетельствует о тяге к нему, любящему смерть («Убинка»), как и христианство. – Хорошо, когда плохо!

19.04.2017
14:58

Первые серии «Анны Карениной».

    Умница Шахназаров понял, что роман Толстого “Анна Каренина” не об Анне Карениной (она, ведь и в самом деле даже не главная героиня). Он понял, что территорию романа . . .

16.04.2017
17:43

Каков Щедрин-то...

    Внимание, авантюра. Я услышал о существовании у Родиона Щедрина произведения “Звоны”. Я узнал, что это – Второй концерт для оркестра (1968). Я почёл о нём: . . .

15.04.2017
19:38

Продукт скуки.

    В названии есть два смысла. Один – чеховское повествование скучно (даже если это юмореска; здесь – “Господа обыватели”, 1884). Второй смысл – я этой юмореской . . .

05.04.2017
18:18

С историзмом наперевес.

    Что началось в США ко времени вступления в литературу Эдгара По? – “…настал период остужения так называемого фрондирского настроения, конец героической, . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100