TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.08.2014
11:47

Рафаэль во гневе.

    Где-то я читал хлёсткие слова о Ветхом Завете, что это роман Бога с его избранным народом, таким жесковыйным, что никак Он его не может и не может ввести в стойкую веру в Себя.

    Так мне кажется, что Матфей, - когда писал о Преображении и после него, - испытывал (от имени Христа, вживаясь в его переживания) такую же минутную ненависть к народу, какая промелькивает у Яхве к избранному.

    Ведь было что? Иоанн Креститель объявил, что приблизилось Царство Небесное и покаяться надо, а люди что? А люди, как ни в чём не бывало, просят Христа об исцелении себя или ребёнка своего. И Христос исцелял. И надоело. Не о том думают. Ну как было не разгневаться Христу и Матфею вслед за ним, когда Его описывал. И спустившись с холма, где было Преображение (где открыл ученикам там Бог, что Христос Его Сын), опять та же история √ просят исцелить. Ясно, что Христос разгневался:

    ⌠┘о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?..■ (Мтф. 17:17).

    Так и Христос, и Матфей думали, что Царство Небесное вот-вот придёт.

    Ко времени позднего Рафаэля прошло полторы тысячи лет, а оно так и не пришло.

    Зато теперь-то, - Рафаэль думал (телепаю я┘ поздний Рафаэль), - зато теперь┘ (Как Высоцкий: вот-вот и взойдёт √ про солнце пел.)

    И потому Рафаэль гневается на людей, как Высоцкий на нас, потребителей, гневался, когда надо было социализм больной излечивать от потребительства, от мещанства, путём самоуправления┘

    Преображение. 1518 - 1520.

    ⌠Нижняя часть картины, согласно иконописной традиции, представляет эпизод, который непосредственно следовал за сошествием Христа с горы: Рафаэль изображает чудо исцеления больного эпилепсией мальчика.

    Испуг, смятение, удивление, суета в этой части картины <┘> Многообразие поз и жестов выражает различные чувства персонажей и подчеркивает индивидуальность каждого из них. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Возможно это прием, ранее не встречающийся в его живописи, Рафаэль изобрел во время работы над театральными декорациями■ (http://www.filoli.ru/artists/038-raphael/preobrazhenie.php).

    Я не думаю, что внизу изображено чудо. Нет. Мальчик имеет вполне невменяемый вид. Да и Христос-то ещё не спустился. Но Он вот-вот спустится (это все зрители знают). Он чудо сделает (это тоже все зрители знают). Да и персонажи там, внизу (кроме мальчика) все имеют человеческий облик. Есть на что надеяться наивному реалисту зрителю, ставшему таким от вживания в наивного реалиста Рафаэля, не лишившего прекрасного человеческого облика обличаемых. Как было на что надеяться и Высоцкому √ на память, на прошлое, на массовую инициативу и самопожертвование в только что закончившейся Отечественной войне.

    Но этот ералаш толпы и бури светового облака и есть образ негативизма художника к современникам, поглощённым низким. Вещизмом это было во времена Высоцкого. И надо было Высоцкому быть большим идеалистом, что в эпоху Потребления при наличии предательства властью самоуправления и разумного потребления √ можно народ своими песнями вернуть к началам, которые и двинули Октябрьскую революцию. Но Высоцкого ничто не останавливало. Как Рафаэля. Рафаэль даже, вон, открытие (боковой, театральный, драматический свет) сделал, направленное на разграничение земного и небесного. Нет никакого отсвета внизу от голубого сияния вверху. Драматизм внизу √ это драматизм змеюшника. Отвергаемого напрочь.

    И через 7 лет после даты создания картины Рафаэлем Рим был разорён толпами, возмущёнными роскошью и безнравственностью церковников. А через 11 лет после смерти Высоцкого в Москве власть взяли люди противоположного толка, на комфорт сориентированные. То же (просто оттяжка на 23 года) √ и с майданом в Киеве в этом году (⌠В Европу!■).

    Так у меня сильная тяга возразить тем, кто называет позднего Рафаэля маньеристом. Маньеристом он, может, стал бы, когда смотрел бы, как разоряют Рим в 1527-м (но он умер, не дожил). Маньерист √ это вера в сверхбудущее, благое для всех.

    Эта мысль меня настигла, когда я слушал живописца майдана, так сказать:

    ⌠Вайнберг: Немножечко предыстории надо. У меня была уже ⌠Стена■. Это была ⌠Стена■, сделанная по иллюстрациям Ганса Гольбейна Младшего к ⌠Ветхому Завету■. Отсюда у меня и форматы такие были, и всё остальное. Когда я начал думать о том, как изобразить увиденное на майдане, я не сразу вспомнил о той ⌠Стене■, я думал о каких-то больших работах. Что-то наподобие ⌠Битв при Сан Романо■ [огромные, 3-хметровые полотна]■ Паоло Учело. Может, я к этому ещё вернусь. И тут меня вдруг, так сказать, осенило┘ Фрагментарность майдана, его постоянная бегающая амплитуда чувств от печали до надежды■ (http://ukrlife.tv/video--duh-i-litera-vistavka-matviya-vaysberga-stina-prisvyachena-maydanu--1495).

    Тут главное слово √ Гольбейн.

    Так случилось, что этот день я начал с подозрения, что Гольбейн √ маньерист, хоть таким его не считают.

    Ну посудите сами.

    Гольбейн. Мёртвый Христос во гробу. 1521 - 1522.

    Это ж чудовищно! Это ж усомнился художник в самой вере христианской! Это ж, как маньерист Эль Греко, от христианства отступивший в неоплатонизм, в котором нет свободы воли, как в христианстве, в котором всё √ от Единого. И грех невозможен. И такое веручение воцарится-де в конце концов, а не грешное христианское.

    Мне, конечно, захотелось посмотреть на того Гольбейна, с которым соотнёс Вайнберг своё живописание майдана.

    Иллюстрированные истории Ветхого Завета. 1530.

    Это изгнание из рая.

    Не очень, можно сказать, уважает Гольбейн человечество. Как истый маньерист. Ингуманист. Поздний Рафаэль по сравнению с ним аж гуманистом кажется, хоть и он очень людьми недоволен. Настолько недоволен, что неживописным образом переиначил Матфея и в Преображение вставил гнев Христа по поводу новой просьбы исцелить. Хапатели, мол, проклятые. А живописно только каша людская выдаёт гнев художника. Гольбейн круче. Правда, другие иллюстрации не столь терпки. Ну, разве что сомнительные для достоинства человеческого моменты берёт Гольбейн: хитрые речи Авраама ("если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего"; а жара ж - как мимо идти-то?!), обман Ревеккою мужа своего, глупость фараона┘

    Так что поздний Рафаэль √ представитель Позднего Возрождения, трагического героизма. Поздний Рафаэль наивый оптимист. Гольбейн же √ маньерист, сверхисторический оптимист.

    А кто Вайнберг?

    Вот его "7 дней". Творения, видимо.

     

    Вообще-то рисовать он умеет (да простится мне наивность незнакомого с ним зрителя).

    Минималист какой-то. Ему должно быть не по дороге с хапателями┘ европейского комфорта в скором европейском будущем.

    И вот - майдан. ⌠СТ╡НА. 28.01 ≈ 8.03.2014■

    Что-то мне кажется, что он людей ненавидит ещё хуже, чем Гольбейн. Не ⌠Беркут■ у него в ⌠Стене■ изображён. Не антимайдан нарисован потёками краски-грязи.

    И вот что рисуют во дворе его дома, наверно, правильно поняв его ⌠Стену■.

    http://inforotor.ru/id/persons/Matvej_Vajsberg

    В цитировавшемся интервью он хвастал, что сумел предотвратить строительство 50-этажного здания, которое б испортило вид из его окна. А о том, что не смог предохранить вид из своего окна вот от такой надписи он молчал. Может, и не было тогда этой надписи. Важно одно: нельзя слушать то, что говорит живописец словами.

    А он говорит, что он √ с майданом. И культурный Киев его считает своим, певцом майдана. Может, и искренно.

    Высоцкого тоже любили все. И Рафаэля.

    8 августа 2014 г

09.08.2014
12:45

Модное безобразие.

    Спро`сите, как безобразие может быть модным? √ Если публика в ажиотации до неадекватности. Вот гей-Запад сумел же себя довести┘ Я переписывался с одним из этих . . .

03.08.2014
14:17

Сурово.

    Уважаемый читатель, разрешите воспользоваться вашим любопытством, приведшим вас на эту страницу, и сообщить вам, что недавно я пришёл к двум заключениям. Первое, . . .

25.07.2014
10:01

Правда про Сосюру.

    Я б не писал эту статью┘ Ну что писать о произведении прикладного искусства? О произведении о заранее знаемом┘ О любви к родине. Что скрытое может в нём быть, если . . .

17.07.2014
16:05

Что значат эти слёзы?

    На канале MEZZO играли Пятую симфонию Чайковского. И ко мне то и дело подступали слёзы. Я было думал, что это слёзы по молодости. Я был впечатлительный молодой . . .

12.07.2014
17:15

Во всём виноват капитализм.

    Признаюсь, мне давно хочется написать что-то под таким названием. Не склочно-мелочное, а по большому счёту и неопровержимое. Когда-то, лет сто назад, об этом и . . .

11.07.2014
18:34

Мне смешно.

    Мне смешон я. Натягивающий, если сказать грубо, предвзятый смысл на неизвестное произведение известного автора. Читаю, читаю, читаю об этом произведении у некого . . .

27.06.2014
12:31

Не могу молчать, слушая это.

    Слушая интервью Казиника Познеру (http://muzoff.com.ua/news/pozner_mikhail_kazinik_24_06_2014_24_ijunja_2014_24_06_14/2014-06-24-67768). Я очень рекомендую читателям этой вещи переходить на отсылки тут . . .

23.06.2014
11:10

М-да.

    Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Гоголь. Этот фильм, ⌠Перемирие■ (2010) Проскуриной, явно сделан как бы в ответ оранжевым, пик . . .

01.06.2014
21:27

Смотрение в себя и русскость.

    Смотрение в себя и русскость. Когда-то я стоял на Кузнецком мосту перед одной картиной на персональной выставке некого художника (запомнил почему-то фамилию √ . . .

28.05.2014
11:32

Хочу!

    Обнимитесь, миллионы! Шиллер. Хочется что-то позитивное сказать о западэнцах. Всё-таки аж охранники похищенных российских журналистов их жалели. Жалели из-за . . .

26.05.2014
14:45

Посвящается евромайдану...

    Посвящается евромайдану, как поводу ещё раз, после Гуляй-Поля, осознать, насколько вредно дискредитировать анархизм, эту душу коммунизма, спасущего . . .

19.05.2014
12:01

Сюрреализм по форме, но реализм по сути.

    ═ Мои картины ≈ не сны усыпляющие, а сны пробуждающие. Магритт. Для начала договоримся о понятиях. Я предлагаю считать реализмом то, что общество ещё не знает, а . . .

12.05.2014
14:38

Визбор блудлив?

    Можно пожаловаться? Я не уверен. Когда я написал свою первую вещь, прочитавшая её знакомая сказала: ⌠Теперь посмотрим, будет ли вторая■. Я тоже где-то читал, что . . .

08.05.2014
17:06

Агит-проп: Юрий Журавель.

    Вдруг┘ Что-то неожиданное случится. И в политическом рисунке откроется┘ нечто большее, чем агитка за своё. Ю. Журавель. Небесная сотня. Для незнающих, если такие . . .

03.05.2014
20:47

Безобразие!

    Красивая это картина? Феликс Хойбергер. Утреннее настроение. 1934. Так скажите, мне важно знать, в какой семье художник родился (в семье композитора)? Кто был его брат . . .

30.04.2014
14:13

Разгадка секрета.

    Дело давнее, но если поверить, например, Аннинскому┘ ⌠Как закалялась сталь■ никак не могла пробиться к опубликованию, а потом √ к признанию писателями. ⌠Новая . . .

26.04.2014
11:31

Осмеяние осмеивающего.

    Проверяю мысль своей подруги, что Градский написал оперу ⌠Мастер и Маргарита■ (1985 - 2009), чтоб посмеяться. ⌠Предисловие■ в либретто это подтверждает: ⌠Эта . . .

20.04.2014
11:15

Фу, Макаревич!

    Осудив возвращение Крыма, Макаревич как бы разрешил мне не стесняться с разбором его песен. И я возьму самую, по-моему, вспоминающуюся при слове ⌠Макаревич■. Тем . . .

15.04.2014
14:02

Вот вопрос: почему это не волнует?

    Коржев. Влюблённые. 1959. Попробую раскачать себя чужим вживанием в то время: ⌠Предательство государства со стороны высшей власти в период репрессий, молчание и . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100