TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.06.2014
12:31

Не могу молчать, слушая это.

    Слушая интервью Казиника Познеру (http://muzoff.com.ua/news/pozner_mikhail_kazinik_24_06_2014_24_ijunja_2014_24_06_14/2014-06-24-67768). Я очень рекомендую читателям этой вещи переходить на отсылки тут . . .

23.06.2014
11:10

М-да.

    Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Гоголь. Этот фильм, ⌠Перемирие■ (2010) Проскуриной, явно сделан как бы в ответ оранжевым, пик . . .

01.06.2014
21:27

Смотрение в себя и русскость.

    Смотрение в себя и русскость.

    Когда-то я стоял на Кузнецком мосту перед одной картиной на персональной выставке некого художника (запомнил почему-то фамилию √ Тимков), а возле собралось несколько художников и слышно для меня Тимкова порицали. Кое-что помню. Там был нарисован ледоход. Так "вон та" льдина, по мнению одного, была не горизонтальна, как полагалось, а торчала. Я стеснялся оглянуться, на какую льдину указывает мэтр, а без этого определить торчащую не мог.

    Кстати, в эпоху интернета я, наверно, найду картины этого Тимкова.

    Так и есть.

     

    Тимков. Осень. 1971.

    Тимков. Пейзаж. 1960.

    Тимков. Русская зима. Иней. 1969.

    Теперь я сходу понимаю, что мне в Тимкове понравилось и почему я запомнил его фамилию. Он из той породы художников, которые рисуют любовь к родине. А в предмете любви, наверно же, есть что-то объективно, а не только субъективно позитивное. Вот он то и другое рисует. И для такого художника времени как бы не существует. Приметы времени он убирает из своих картин. И рисует вечное, неизменное.

    Тогда, правда, мне нравилось у него умение нарисовать, наоборот, мгновенно-преходящее и┘ совершенно, казалось бы, непередаваемое живописью: температуру оттепельную, или запах почек весной. Но теперь мне кажется, что всё-всё у него может быть обобщено словами любовь к родине. К тому в ней, что неизменно. (Как менталитет у народа, населяющего её. Те черты менталитета, которые заставляют гордиться своим народом.)

    Мне кажется, что такое стали рисовать тогда, когда художники перестали народ жалеть, что было у передвижников. Когда провалилось народничество. И с тех пор √ навсегда. Народ тогда как раз расправлял плечи (рождаемость, например, пошла круто вверх). А передвижники-народники видели лишь, как капитализм на большинстве плохо сказывается, и √ жалели. А попали в итоге пальцем в небо, критические реалисты. Реализм √ это открытие художником того социального, которое уже есть, а социум ещё не видит. Так те, кто почуял этот национальный подъём, из передвижнической жалости выбивались. И были-таки реалистами. А у остальных жалость осталась, но √ штампом. И у молодёжи вызывать должна была отвращение.

    Я всем этим подбираюсь к Грабарю. И вот нашёл в его воспоминаниях это отвращение. Он попал на учёбу в Академию художеств. Она тогда только-только стала антиакадемической. Как бы передвижнической (настолько передвижничество стало авторитетным, тогда как на самом деле уже становилось анахронизмом). Это сказалось на натуре. Сажали не голого человека, а одетого человека из народа, несчастного. Грабарь его нарисовал, и его сразу перевели в следующий класс.

    Грабарь. Старик-натурщик. 1891.

    ⌠Боже, какое это беспомощное барахтанье в самой дешевой, хотя с виду "французской", самой поверхностной живописи. Поверхностной потому, что ее "эмалевая" фактура была достигнута при помощи медиума Робертсона, только что появившегося у Аванцо и культивировавшегося в Москве Коровиным и Серовым, у которых его заимствовал переимчивый Щербиновский. Ни рисунка, ни формы, ничего, кроме приятных красочек. Но старик вышел похожим. Как меня могли за эту чепуху перевести в натурный класс?■ (Грабарь. http://igor-grabar.ru/monografia-akademia3.php).

    Так меня бесят эти рафинировано художнические понятия. Как сердило то, незамечаемое мною, торчание для художников горизонтальной льдины у Тимкова. Ну что тем было до умения изобразить любовь к родине в её вневременном изводе!.. Как этому ⌠Ни рисунка, ни формы■┘ Эти Робертсон┘ Аванцо┘

    То ли дело для меня, не художника, идеал художника, им самим не осознаваемый┘

    А может, и осознаваемый, но разговор о котором впрямую почему-то не ведётся:

    ⌠┘все эти юноши [думает, мол, учитель, передвижник] стоят уже на других позициях, любят другое искусство, а искусство его [учителя] и его сотоварищей по передвижным выставкам презирают, что ближайшее будущее, вероятно, за ними, юношами, а не за передвижниками■ (Там же).

    Раз социальное с провалом народничества провалилось, то что? √ Художники стали искать гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте.

    Так было, грубо говоря, две возможности, чем восхищаться: по-прежнему √ народом, и, по-новому, не народом.

    Давайте сделаем эксперимент: посмотрим на репродукции двух картин, в которых ⌠героем■ является иней. И спросим себя: которая имеет отношение к народу, а которая √ нет.

    Или ответьте: мыслимо ль, что вторая картина изображает окраину площадки? И если да, то мыслимо ль, что площадка какая-то такая?

    http://www.insecula.com/oeuvre/photo_ME0000051753.html

    По-моему, да.

    Так вот площадку нарисовал Клод Моне в 1880 году, назвав её "Мороз". А четыре дерева на краю площадки нарисовал Грабарь в 1905 году и назвал "Иней".

    То есть Грабарь рисовал что-то, не относящееся к народу, к России. Первая же картина как раз к России отношение явно имеет. Бакшеев. ⌠Иней■. 1900. Как, например, ясно, что такое вот

    Александр Kaнoльдт. Телеграфные проволоки в иней. 1921.

    изображение относится скорее к Германии, чем к России. Да и следующая тоже маловероятно, что к России относится.

    Уго Дарнаут. Зимний пейзаж. 1900.

    Так вот я и предлагаю думать, что лицо "Союза русских художников", - членом Союза был и Грабарь, - составляли те художники, которые рисовали красоту и гармонию именно России, а не нечто космополитическое или иноземное.

    Грабарь. Сказка инея и восходящего солнца. 1908.

    Грабарь. Февральская лазурь. 1904.

    Грабарь. Солнце поднимается. 1941.

    Смею интерполировать свой вывод о ницшеанстве постимпрессионизма √ на Грабаря. Его пленяет вседозволенность, которую он переживает, позволяя себе техники дивизионизма и тому подобное. Поэтому даже если и оказывается вставленным в картину Грабаря что-то исконно русское √ это не превращает его в коллективиста.

    Грабарь. Мартовский снег. 1904.

    Доказательством этой мысли могут служить слова самого Грабаря:

    "Закрыв почти весь холст, ≈ писал Грабарь, ≈ я вдруг увидел крестьянскую девушку в синей кофте и розовой юбке, шедшую через дорогу с коромыслом и ведрами. Я вскрикнул от восхищения и, попросив ее остановиться на десять минут, вписал ее в пейзаж" (http://aktinoya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=205:2012-03-10-13-55-43&catid=70:2011-11-29-12-10-34&Itemid=171).

    Случайность появления фрагмента характерна.

    Но надо признать, что есть у Грабаря и картины, похожие на те, которые рисовали "союзники", имея в виду всё же Россию, а не свой внутренний мир.

    Грабарь. Зима. 1906.

    Впрочем┘ Мыслимо, что и тут √ с Россией √ это есть выражение внутреннего мира: переживание фантастического России. Или вообще мало ли какой невероятицы о России. √ Пе-ре-живание! Личное.

    Малявин. Вихрь. 1906.

    Грабарь Малявину рецепт красок подсказал. Единомышленники┘

    Безудержная русскость в себе, художнике, нарисована, а не русские бабы. Вон, у центральной даже голова не поместилась. То есть √ это тоже ницшеанство! (Жаль, от немецкой фамилии термин произошёл.)

    ⌠Критик Сергей Глаголь, писал, что "Вихрь" производит впечатление "красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе... В этом вихре красок есть что-то, стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок"■ (http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post112885508/).

    Эта ⌠жуть■ стала последней каплей, заставившей меня найти, как же индивидуалист-ницшеанец Грабарь оказался в коллективистском ⌠Союзе русских художников■. √ И у них это не коллективизм, а вид ницшеанства: выражение переживания исключительности, которое сопряжено с русскостью у русских, с белорусскостью у белорусов и т.д. Сколько ни есть земель и населяющих их народов, столько и переживаний нюансов исключительности.

    30 мая 2014 г.

28.05.2014
11:32

Хочу!

    Обнимитесь, миллионы! Шиллер. Хочется что-то позитивное сказать о западэнцах. Всё-таки аж охранники похищенных российских журналистов их жалели. Жалели из-за . . .

26.05.2014
14:45

Посвящается евромайдану...

    Посвящается евромайдану, как поводу ещё раз, после Гуляй-Поля, осознать, насколько вредно дискредитировать анархизм, эту душу коммунизма, спасущего . . .

19.05.2014
12:01

Сюрреализм по форме, но реализм по сути.

    ═ Мои картины ≈ не сны усыпляющие, а сны пробуждающие. Магритт. Для начала договоримся о понятиях. Я предлагаю считать реализмом то, что общество ещё не знает, а . . .

12.05.2014
14:38

Визбор блудлив?

    Можно пожаловаться? Я не уверен. Когда я написал свою первую вещь, прочитавшая её знакомая сказала: ⌠Теперь посмотрим, будет ли вторая■. Я тоже где-то читал, что . . .

08.05.2014
17:06

Агит-проп: Юрий Журавель.

    Вдруг┘ Что-то неожиданное случится. И в политическом рисунке откроется┘ нечто большее, чем агитка за своё. Ю. Журавель. Небесная сотня. Для незнающих, если такие . . .

03.05.2014
20:47

Безобразие!

    Красивая это картина? Феликс Хойбергер. Утреннее настроение. 1934. Так скажите, мне важно знать, в какой семье художник родился (в семье композитора)? Кто был его брат . . .

30.04.2014
14:13

Разгадка секрета.

    Дело давнее, но если поверить, например, Аннинскому┘ ⌠Как закалялась сталь■ никак не могла пробиться к опубликованию, а потом √ к признанию писателями. ⌠Новая . . .

26.04.2014
11:31

Осмеяние осмеивающего.

    Проверяю мысль своей подруги, что Градский написал оперу ⌠Мастер и Маргарита■ (1985 - 2009), чтоб посмеяться. ⌠Предисловие■ в либретто это подтверждает: ⌠Эта . . .

20.04.2014
11:15

Фу, Макаревич!

    Осудив возвращение Крыма, Макаревич как бы разрешил мне не стесняться с разбором его песен. И я возьму самую, по-моему, вспоминающуюся при слове ⌠Макаревич■. Тем . . .

15.04.2014
14:02

Вот вопрос: почему это не волнует?

    Коржев. Влюблённые. 1959. Попробую раскачать себя чужим вживанием в то время: ⌠Предательство государства со стороны высшей власти в период репрессий, молчание и . . .

11.04.2014
19:51

Античеховская "Чайка" Родиона Щедрина.

    ⌠Чистота и страсть художника с необходимостью требовала для развоплощения в себя как в идею √ материала противоположного■. Так я написал раз (см. тут) о Родионе . . .

01.04.2014
13:01

Ностальгия по настоящему. Что настанет.

    Я удивился, услышав вчера, что в Крыму губернатор будет не избираемым населением. Как в Ингушетии, где кланы. Казалось бы, крымчане такими самостоятельными себя . . .

26.03.2014
12:54

Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.

    Я атеист. Воинствующий. Но я понимаю, как сладко √ верить в Бога. Который есть во всём. Всё пронизывает. А наверно, мыслим аналог Бога, но не Бог √ художник. Если он . . .

16.03.2014
19:39

Трепло.

    Стихи. Не стоит ждать народного "спасибо". Просторен гроб, когда в нем ни цветка. Плевками смоют грязь, когда спесиво плюют на крышку гроба свысока. Но все же . . .

11.03.2014
12:24

Что такое вестернизация русской литературы.

    Интересно, это с подначкой написано, чистоплюем-автором, находящимся в области сознания персонажа, тоже чистоплюя в глубине души? ⌠- Помилуй бог, - сказал я, . . .

09.03.2014
16:45

Столкновение и его результат.

    Смотрим на картину. Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. 1436. http://smallbay.ru/article/van_eyck2.html А теперь сравниваем, как по-разному об этой картине пишут. для . . .

02.03.2014
15:19

Поллайоло.

    Какие пронзительные слова: ⌠┘ужас не изображается ради него самого, но как импульс для его преодоления■ (Выготский). И Выготский приводит пример Поллайоло . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100