Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
10.08.2014 |
|
||
09.08.2014 |
|
||
03.08.2014 |
|
||
25.07.2014 |
|
||
17.07.2014 |
|
||
12.07.2014 |
|
||
11.07.2014 |
|
||
27.06.2014 |
|
||
23.06.2014 |
|
||
01.06.2014 |
|
||
28.05.2014 |
|
||
26.05.2014 |
|
||
19.05.2014 |
Сюрреализм по форме, но реализм по сути.
|
||
12.05.2014 |
|
||
08.05.2014 |
|
||
03.05.2014 |
|
||
30.04.2014 |
|
||
26.04.2014 |
|
||
20.04.2014 |
Фу, Макаревич! Осудив возвращение Крыма, Макаревич как бы разрешил мне не стесняться с разбором его песен. И я возьму самую, по-моему, вспоминающуюся при слове ⌠Макаревич■. Тем более что и дата её создания подходящая: ⌠Альбом ⌠Отрываясь■, на котором и находится песня ⌠Однажды мир прогнётся под нас■, ⌠машинисты■ записали в 1997 году■ (http://www.liveinternet.ru/users/4545158/post267356201/). ОДНАЖДЫ МИР ПРОГНЁТСЯ ПОД НАС.
⌠Рейв (англ. Rave ≈ бред, бессвязная речь, весёлое сборище, вечеринка) ≈ массовая дискотека с выступлением диджеев и исполнителей электронной музыки■ (ru.wikipedia.org). ⌠Superbus ≈ французская поп-панк-группа, образованная в конце 1990-х гг.■ (Википедия). ⌠Superbus: 1) высокомерный, надменный (insolens et s. C; superba fastidia pati V); горделивый, чванный, важный (gallus M); гордый, чванящийся (aliqua re H, QC); 2) беспощадный, грозный (bellum V); 3) неумолимый, строгий (oculi O; jura L); 4) щепетильный, разборчивый, своенравный, взыскательный (dens H; aures, quarum est judicium superbissimum C); 5) гордый, благородный, славный (populus V; animae virtute superbae Sil); 6) великолепный, пышный (apparatus L; triumphus H); 7) превосходный, отличный (pira Col)■ (Большой латинско-русский словарь). Это те два слова, которые в песне не понятны. Всё остальное, в общем, понятно. И мне, в принципе взявшемуся открывать своим читателям совсем-совсем непонятное в искусстве, нечего тут делать. Моё амплуа √ переводить подсознательное переживание в сознательное. А тут ничего подсознательного нет. Но. Как-то так оно идёт последнее время, что мне мало попадается произведений, выражающих подсознательное. А состояние общественной смуты (Россия 23 года живёт без национальной идеи, и к хорошему это не ведёт) тяготеет к производству понятного. Вплоть до выхода в неискусство √ в публицистику и даже в хулиганство. И ведь нет общепринятого критерия, который бы ранжировал, что √ неискусство, что √ искусство второго сорта, что √ первого. Многим кажется, что чем больше эмоций вещь породила, тем она лучше (панкмолебен, например, в Храме Христа Спасителя). А на самом деле √ чуть не наоборот. Вон, какие эмоции вызывает зрелище, футбол, например. А ведь никакой глубины в тех эмоциях нет. В политике глубины нет, а какие эмоции от неё √ тот же возврат Крыма┘ Я пишу вот это в дни, близкие к годовщине смерти Михаила Ульянова. И близкие к нему люди восторгаются, как от себя он сыграл в ⌠Ворошиловском стрелке■. У него такого же возраста внучка была (в кино такую же изнасиловали молодые ⌠новые русские■). И показывают куски этого кино. И у меня слёзы закипают. От ненависти к реставрации капитализма. И я вспоминаю, как нашёл, к чему в кино придраться, сторонник этой реставрации, уже американец. Ульянов-де в одной сцене смотрит прямо в объектив, тем нарушая первейшее голливудское правило. Американцу невдомёк, что то √ правило развлекаловки, когда у зрителя всё, в общем, в порядке, и ему ничего, кроме развлечения и не нужно. А у Говорухина и Ульянова сердце лопается от ненависти к реставрации капитализма, и они долгим взглядом в объектив зовут зрителя в ту же ненависть впасть. И, поскольку я тоже ненавижу капитализм, то мне и в голову не придёт ругать фильм за что-то формальное. И я поймал себя на том, что за формальное (отсутствие противоречий, т.е. подсознательного, то есть за второсортность его творчества) мне страсть как хочется обругать Макаревича. √ Какой позор мне! Несмотря на то, что есть всё-таки нечто, до чего не додумается широкий читатель, и я мог бы ему это открыть. А именно √ образный смысл песни, то, какой идеал она бесхитростно выражает; и как этот идеал с железной необходимостью требует от Макаревича быть, наоброт, за капитализм, за неолиберализм, которым руководствуется сейчас западный капитализм и не руководствуется Путин; и как этот же идеал побуждвет его выступать всегда против Путина и всего народа, на неолиберализм не ориентированного. И как это соответствует богатству самого Макаревича, достигшего того, что под ним прогнулся мир, когда пошло в СССР дело капитализму. И как плоско √ сочинять песню об успехе в 1997 году, через 6 лет после победы идеологии успеха сверхчеловеков. И какая это пошлость √ быть сверхчеловеком без мистического налёта, как в первом куплете, у супребасов, которых его лирическое ⌠я■ отвергло. И как это лицемерно, чтоб на флаге была ⌠старая джинса■, а счета в банках √ миллионные. Но, поймав себя на таких постыдных мыслях, я решил вообще не анализировать образы в этой песне. Заодно, не придётся хвалить идейного противника за удачность образов. 19 апреля 2014 г.
|
||
15.04.2014 |
Вот вопрос: почему это не волнует?
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"