Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
04.10.2014 |
|
|||||
28.09.2014 |
Ругаясь, недолго и глупость сморозить.
|
|||||
20.09.2014 |
|
|||||
17.08.2014 |
|
|||||
17.08.2014 |
|
|||||
12.08.2014 |
|
|||||
12.08.2014 |
|
|||||
10.08.2014 |
|
|||||
09.08.2014 |
|
|||||
03.08.2014 |
Сурово. Уважаемый читатель, разрешите воспользоваться вашим любопытством, приведшим вас на эту страницу, и сообщить вам, что недавно я пришёл к двум заключениям. Первое, что существует пошлое ницшеанство. Второе, что выражение Феофана Затворника о русском менталитете (такое предназначение словам я придал): ⌠Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца■, - означает, что и ницшеанство присуще русскому, если так захочет его сердце. Ибо ницшеанство √ царство апричинности и вообще всяческой метафизики. Недостижимой на этом, презренном, свете. Вот именно такое ницшеанство, с недостижительностью, и накатывает на русского. И это хорошо. А если с достижительностью на этом свете √ это уже пошлое ницшеанство. И это плохо. Вчера открыл наобум Лазаря ⌠Войну и мир■ и стал читать. √ Фонтан полноты жизни┘ Николай Ростов проиграл Долохову 43 тысячи┘ Это тот Ростов, который √ по замыслу √ станет против декабристов┘ Про которого кто-то сказал, что самых плохих людей Толстой рисует самыми лучшими красками┘ ⌠⌠И он, сам не замечая того, что он поёт, чтобы усилить этот si, взял вторую терцию высокой ноты. √ Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!■ - подумал он. О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долохов, и честное слово!.. Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым┘■ Насколько прав Феофан Затворник, казалось бы. Всё √ позволено! Первая заповедь Заратустры. Лев. Ницшеанство. Но какое? ⌠┘независимо от всего в мире┘■ Казалось бы √ инобытие┘ А это только минута, не больше. И очень даже Николай Ростов оказался по роману достижительным. И это плохо. То есть эпопею Толстого нужно читать, как минимум, два раза. А читая этот кусок про Ростова второй раз √ знать и чувствовать, насколько Толстой его ненавидит, раз так сочно, вплоть до синтаксиса, его описывает (просьбу у отца 43 тысяч): ⌠И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу┘■ Тон √ о внешнем, о впечатлении отца, кажимость √ о внутреннем, о чувстве, сравнение √ о мысли, говорение √ о действии. И всё √ в одном предложении. И, хоть и гладко читается, но, можно согласиться, что это коряво написано. А корявость уже можно худо-бедно присобачить к крестьянству, которое Толстой имел в виду на всём протяжении эпопеи, хоть само оно в неё практически не попало. Понимаете, какой фокус? √ Раз-два √ и улетаем мыслью┘ Ого куда. А именно √ в озарение, что историю делают крестьяне, первочеловечество, только вот дворяне, - не любые (как Ростов), а лучшие, - должны крестьянами руководить, а не чураться, как декабристы. И, читая этот кусок, эту эпопею второй раз, нужно помнить также, что писалось это через несколько лет после отмены крепостничества в России, и страна бурлила, какой дорогой ей пойти: как Европа √ в капитализм, или не как Европа √ в крестьянский социализм, или ещё как┘ А неплохо при этом помнить, что и сейчас Россия стоит на перепутье. Запад её с её ⌠настроением сердца■ не принимает. Чужая. Даже большая часть Украины за то отвернулась (что ей ⌠настроение сердца■ √ ей комфорт подавай, западный). Даже на Донеччине и Луганщине из 7 миллионов воюют за русскость только 15 тысяч. Но воюют! И это, читая второй раз эпопею, неплохо помнить. Притягиваю, скажете? Я вам про такой эксперимент процитирую: ⌠Колония крыс помещалась в камеру с многочисленными отсеками - ⌠комнатами■, в которых имелись предметы для удовлетворения всех вообразимых предметных потребностей: еда, питье, половые партнеры и т.д. Была предусмотрена даже комната для развлечений с лесенками, манежами, беличьими колесами, педалями, вызывающими технические эффекты. В одной из стен камеры находилась дверь, ведущая в неисследованное пространство, и именно отношение животных к этой двери интересовало ученых. Отдельные особи стали проявлять к ней нарастающий интерес вскоре после того, как комфортабельная камера была полностью освоена. Это не было похоже на праздное любопытство. Участившийся пульс, усиленное мочеиспускание, вздыбленная шерсть, хаотические передвижения вперед-назад явственно свидетельствовали о сильном стрессе, испытываемом ⌠заинтригованной■ крысой с приближением к загадочному объекту и особенно при первых попытках проникнуть за дверь [Ротенберг B.C., Аршавский В.В. 1984]. Главное здесь - не сам факт ⌠бескорыстного■ риска (нечто внешне похожее происходит и в муравейнике), но строго регистрируемые симптомы переживания, мотивационного конфликта, свидетельствующего о сложности потребностной иерархии высших животных и наличии надситуативного мотива■ (Нерсесян. http://tvtorrent.ru/files/file/0/15.pdf). Нерсесян назвал это панзоопсихизмом и продолжает: ⌠Лягушка, умеющая охотиться за пролетающими насекомыми, умирает от голода в окружении неподвижных мошек. Самец рыбки-колюшки в брачный сезон свирепо атакует как соперника неодушевленный предмет продолговатой формы с ярко красным цветом нижней части (что соответствует брачному наряду самца) [Тимберген 1969]. В подобных случаях животные опознают не цельный предмет, а набор стимулов, служащий ключевым раздражителем. Конечно, реагирование на ключевые раздражители сохраняет значение и у высших животных. Однако способность абстрагироваться от сенсорных стимулов, выделить ⌠предмет■ в калейдоскопе окружающей среды делает поведение значительно более опосредованным и независимым. Умственная игра, произвольная перекомпоновка предметных образов создает предпосылку для нового типа отношений субъекта со средой: использование предметов для управления другими предметами■. То есть улёты ⌠мыслью■ начались очень давно. И грех чураться нам, людям, подобного, только гораздо более огромного. А, читатель? Это я подошёл к крестьянству в человечестве через знаменитую толстовскую корявость письма (в процитированном случае, может, и сомнительную). А можно ж ещё и через прямо какую-то стереоскопичность "зрения"┘ (О ней мельком уже было: и внешнее, и внутреннее, и мысль, и действие в одном предложении.) Ленина озарило, что это √ от вживания Толстого в крестьянство, выходящее на арену истории, и, как каждый новичок, внимательно во всё всматривающееся. Так от этого оптимизма неофита (и его представителя-графа) √ полнота жизни чуть не в каждом предложении. И это, признаю, мой скептический читатель, можно назвать притянутостью за уши. Но всё-таки, всё-таки┘ Если так уж повелось в идеологическом искусстве √ строить длиннейшие цепи ассоциаций┘ А критикам √ выявлять их┘ Вот я и хочу подобное привнести в произведение прикладного искусства √ плакат. Здесь всё лапидарно. Цвета: белый, красный, синий, чёрный. Российский триколор┘ Донецкий триколор┘ Рубленные черты лица Стрелкова. Всё √ противоположно эпопее Толстого. И касательно оптимизма √ тоже. У Толстого это √ исторический оптимизм неофита веры в крестьянскую революцию. В плакате √ наивный оптимизм (вот-вот и взойдёт, по Высоцкому) трагического героизма. (Всё-таки только 15 тысяч из 7 миллионов сражаются.) Даже сам Стрелков √ из России, а не из Украины. Не то время, что у Толстого. Ещё очень помнится всемирно-историческое поражение советского социализма. Вот где была одухотворённость! Инерция с 1917-го дотянулась аж до Отечественной войны и обеспечила победу. Но были ж и вериги отказа от самодеятельности, от самоуправления, была ж и всемирорно-историческая опозоренность батькой Махно анархизма (безвластия центрального), этого сердца коммунизма. Майдан этому позору добавил свою часть. Но Новороссия-то √ наоборот! И всё-таки. Ещё длится эпоха Потребления. Ещё царствует в душах людей тяга к Комфорту. Ещё не дошёл до масс ужас смерти от перепотребления. Просто некоторым на Украине стало не по себе от перспективы утратить ментальное русское качество ⌠главное ≈ настроение сердца■ в этой всеобщей тяге к Комфорту, т.е. к капитализму, в итоге, и к Западу как его лучшему воплощению. Мало этих некоторых. Оттого лапидарность плаката тут оказывается образом отказа и от Комфорта, как главного в жизни. 3 августа 2014 г.
|
|||||
25.07.2014 |
|
|||||
17.07.2014 |
|
|||||
12.07.2014 |
|
|||||
11.07.2014 |
|
|||||
27.06.2014 |
|
|||||
23.06.2014 |
|
|||||
01.06.2014 |
|
|||||
28.05.2014 |
|
|||||
26.05.2014 |
|
|||||
19.05.2014 |
Сюрреализм по форме, но реализм по сути.
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"