Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
10.08.2014 |
|
||
09.08.2014 |
Модное безобразие. Спро`сите, как безобразие может быть модным? √ Если публика в ажиотации до неадекватности. Вот гей-Запад сумел же себя довести┘ Я переписывался с одним из этих чокнутых. Учёный. Математик. Он сумел себе внушить, что в море научной информации и не в своей области знания он может ориентироваться. Что учёные выработали всякие критерии, по которым можно судить о том, насколько кому можно доверять. И вот, мол, уважаемые люди заявляют, что по наследству передаётся гомосексуальность. И всё. Следовательно, я, не являющийся учёным и не знающий о системе доверия в науке, если говорю, что это ерунда, то ему со мной не о чём говорить. Но. Случилось чудо. Он знал, что я давно собираю коллекцию фактов, опровергающих некую научную теорию, не являясь специалистом в той области. И я ему сказал, что в своих поисках я для себя пришёл к выводу, что от гена до свойства организма √ огромная причинная цепь. Эти простые слова как-то дошли до него. Он перечитал авторитетов. И пришёл к выводу, что их утверждения, уже общепринятые на Западе, √ туфта. И опять но. Он не признал, что сменил своё мировоззрение из-за меня. Впечатление такое, что в его самоощущении он вообще не менял мировоззрения. Вот такие чудеса. То же, думаю, произошло с испанской культурной публикой, у которой модным стал в своё время Эль Греко, тогда как он, рисуя портреты неисчислимых заказчиков, их уродовал √ делал вытянутые лица. Уродовал он от ненависти к ним, аморальным (об аморальности испанцев того времени см. http://lib.rus.ec/b/391163/read). Они же думали, что это он их рисует экзальтированными от их религиозности. Он, мол, ⌠истинный выразитель устремлений нации■ (см. тут). Испанской.Что он именно уродовал, можно судить по впечатлению искусствоведа, чуждого и Испании, и тому времени религиозных войн: ⌠его живопись <┘> стала смешной, как в искаженной форме, так и в безвкусной манере■ (Там же). Другое доказательство негативизма Эль Греко к портретируемым заключается в его желании вскрыть их подноготную. Психологически я это понимаю по своему отношению к упомянутому математику в ажиотации. Меня уязвляет, что я как-то не могу понять эту ажиотацию. Впечатление ж, что он сошёл с ума. А он очень умный. Математик же! Теорем, вроде, пооткрывал┘ Профессор. Сам Эль Греко был, наверно, глубоко религиозным православным. Он был греком с Крита. Он приехал в Италию учиться у Тициана. А тот же был прямо противоположным по мироощущению человеком. Любитель жизни во всей её полноте, может, с перевесом в материальное (не духовное). Естественно, Эль Греко это понял и уехал из Италии и стал писать иначе. Он, может, потому и уехал в Испанию, что надеялся встретить там глубоко религиозных людей. А оказалось и так, и не так. Без всякого лицемерия испанцы были и глубоко религиозными, и развратными. Это была для него непостижимая загадка, как для меня мой математик. И он ⌠не сильно интересовался убедительным портретным сходством, а скорее стремился <┘> прочесть то, что было скрыто в душе■ (Там же). ⌠В ⌠Портрете инквизитора Ниньо де Гевара■ (1600 - 1601) художник подчёркивает беспощадную жестокость, недоверие┘■ (http://art.liim.ru/hz/hz09.html). А левая рука какая хищная. Впрочем┘ Правду, наверно, пишут, что в портретах он сдерживал себя. Не покупали б иначе. Хищная ли рука, можно поспорить. Тем более √ о лице, что оно жестокое. Умеют люди притворяться вполне искренне. И чтоб их понимать, нужно жить с ними. Поэтому Эль Греко из своего дома устроил культурный центр и ничем не отличался от окружения. И грешил, наверно. И грешных друзей имел. Например, монах и поэт Ортенсио. Портрет фра Ортенсио Феликса де Парависино (около 1609). Глазки хитренькие, инициативные. Сам такой красивенький. Упоение женщин, наверно. Вот, например, его стихотворение. ПОСЛАНИЕ ЧЕРНЫМ ОЧАМ
Однако и друга не очень-то поуродуешь. Обидеться может. Поэтому Эль Греко и потянуло рисовать сумасшедших (см. тут).Святой Апостол Иоанн Богослов. (1610 - 1614) Апостол св. Томас (1610 -1614). Апостол св. Джеймс. (1610 - 1614). У этих страсти (а страсти √ грех) не были скрыты. Но Эль Греко не был бы художником, если б просто нарисовал пасквиль на человеческую природу. Нет. Он сделал из этих грешных святых апостолов, для чего, наоборот, самортизировал нравственную невольную ужасность этих больных. √ Зачем? √ Ради энергии разоблачения самообманной религиозности испанцев, может, потому не относящихся к себе объективно, что тогда Испания была как бы впереди планеты всей √ самая богатая страна (на неё валились дармовые богатства из Америки). Испанская объективная исключительность √ так можно понимать √ виделась корнем зла, воцарившегося в стране. Как нынче американская исключительность не даёт гражданам США открыть ту истину, что они являются корнем нынешнего зла на планете. (Потому зла, что больше всех исповедуют неограниченный прогресс. А в эпоху Потребления такая вера ведёт к смерти человечества из-за глобальной экологической катастрофы от перепроизводства.) Такая неявная борьба Эль Греко со злом могла означать только одно √ то, что он совершенно разочаровался в действительности и в будущем и ожидал избавления только в сверхбудущем, для чего ему каждый ныне живущий грешник был ценен, как потенциальный материал (хоть во внуках) для Провидения. Особенно хорошо такое отношение художника к настоящему, будущему и сверхбудущему, отразилось, по-моему, в его апокалиптическом пейзаже. Вид Толедо. 1596≈1600. Грош цена этому испанскому нынешнему блеску и процветанию, материальному и духовному. Грядёт катастрофа. И лишь за ней когда-то будет прощение за сегодняшние прегрешения. Нет. Это высказывание есть моё осознание катарсиса, совершённое по внезапному вдохновению. Аналитично подходя, здесь видим противоположности: рукотворный земной безрассудный блеск (сады, постройки) и небесный мрак-гнев на это. Оба √ шикарные в своей самости. Одинаковый блеск света на небе и на постройках, может и есть образ сверхбудущего. Именно сверх-, ибо будущее √ катастрофа. Однако и само столкновение земного (материального) с небесным (духовным) тоже ж даёт что-то. Тот самый катарсис, который и осознаётся как благое сверхбудущее. То, что и есть главное в Маньеризме. Этот последний нюанс, - столкновение и результат, - может обсуждаться только после открытия Выготским психологической основы художественности, и он не мог осознанно обсуждаться Дворжаком, открывшим маньеризм Эль Греко. У Дворжака то и дело речь идёт об образном выражении сверхбудущего, как это сделал я, заметив в пейзаже одинаковый блеск на небе и земле. Вот, например, слова, которые сказаны по поводу другой картины, но c некоторой натяжкой приложимы к демонстрируемым выше апостолам: ⌠Есть что-то <┘> фанатическое в этих лицах, аскетическая сдержанность и впитанная с молоком матери метафизичность, тот дух, благодаря которому можно понять то, что нельзя увидеть глазами и осязать руками■ (Дворжак. История искусства как история духа. С.-Пб., 2001. С. 301 - 302). Кажется, что вытянутость лиц есть образ аскетичности. Но вряд ли сдержанность вы увидите у св. Томаса. Да и у любого. Они просто захвачены в момент задумчивости, неактивности. На самом же деле видно, что это, наоборот, необузданные люди. Перед нами столкновение этой сущностной необузданности и временного, случайного спокойствия. Столкновение будоражит. Понять суть беспокойства нельзя. Она подсознательная (⌠то, что нельзя увидеть глазами и осязать руками■). И вот осознание её озаряет Дворжака: ⌠метафизичность■! Сверхбудущее, иными словами. Где окончательно улягутся противоположности: необузданность и спокойствие. Дворжак стихийно сделал то, что открыл Выготский и выразил словами психологического закона для всех случаев (психология тут не гуманитарная наука, а естественная). Дворжак мыслит, не выходя за образность. Он думает, что ⌠метафизичность■ Эль Греко выразил ⌠почти в лоб■, нарисовав ⌠фанатическое в этих лицах■ и аскетичность. Стихийно поступил и Эль Греко, но не ⌠почти в лоб■ нарисовав, а путём столкновения противоречий. И так поступают все настоящие, большие художники. В противном случае неуловимым образом получается иллюстрация заранее знаемого, и┘ не впечатляет так мощно. Все люди, по Эль Греко, не безнадёжны: и жестокий инквизитор, и дамский угодник поэт. Но √ только в принципе. Когда-то в сверхбудущем свершится его идеал. Поэтому пока художник к своим моделям (не к пейзажу √ тот безответный) достаточно суров и уродует им лица вытягиванием. Судит их. Тихонько. Как фигу в кармане держит. А портретируемые┘ довольны. 18 июля 2014 г.
|
||
03.08.2014 |
|
||
25.07.2014 |
|
||
17.07.2014 |
|
||
12.07.2014 |
|
||
11.07.2014 |
|
||
27.06.2014 |
|
||
23.06.2014 |
|
||
01.06.2014 |
|
||
28.05.2014 |
|
||
26.05.2014 |
|
||
19.05.2014 |
Сюрреализм по форме, но реализм по сути.
|
||
12.05.2014 |
|
||
08.05.2014 |
|
||
03.05.2014 |
|
||
30.04.2014 |
|
||
26.04.2014 |
|
||
20.04.2014 |
|
||
15.04.2014 |
Вот вопрос: почему это не волнует?
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"