Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
11.11.2022 |
Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике
|
|||||
10.11.2022 |
|
|||||
09.11.2022 |
|
|||||
08.11.2022 |
Как был не сброшен Пушкин с парохода современности
|
|||||
07.11.2022 |
|
|||||
06.11.2022 |
Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал
|
|||||
04.11.2022 |
|
|||||
03.11.2022 |
|
|||||
02.11.2022 |
Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат
|
|||||
01.11.2022 |
|
|||||
31.10.2022 |
Трактует произведения очень странно
|
|||||
28.10.2022 |
Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю
|
|||||
26.10.2022 |
|
|||||
25.10.2022 |
|
|||||
19.10.2022 |
Яндыганов – звенеть этой фамилии
|
|||||
17.10.2022 |
|
|||||
16.10.2022 |
|
|||||
15.10.2022 |
|
|||||
13.10.2022 |
|
|||||
11.10.2022 |
Разгадка двух загадок Альфонса Мухи
Мне аж противна моя изворотливость… Альфонс Муха прославился работами в стиле модерн. Это выражение подсознательного идеала крайне разочаровавшегося во всём-всём-всём на Этом свете автора, который готов – не осознавая, повторяю – готов бежать вообще из Этого мира в какое-то принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Выражается это в стиле модерн не образно, а, так сказать, катарсически. То есть – по теории художественгности по Выготскому – от столкновения осознаваемых противочувствий из-за противоречивых элементов “текста”. В стиле модерн это оживляж неодушевлённого и как бы омертвение одушевлённого. Муха. Отче наш. 1899. Это обложка книжки “Отче наш”. Изображён молящийся этою молитвою. Так согласитесь ли, что его тело какое-то мёртвое (голубого, а не телесного цвета, вялое и не модулированное тенями), а вот самое как бы неодушевлённое в этом теле, волосы (они растут и после отлёта души из умершего тела), какие-то живенькие (вьются, выделаны подробно)? Так тут прорвалось влияние подсознательного идеала иномирия. А есть сознание. Оно не знает, что сокровенное его хозяина антихристианское. И оно пытается как-то пристроиться к христианству. Это как Гумилёв, акмеист, ницшеанец (как, собственно, и творцы в стиле модерн), пишут, крестился на все церкви, мимо которых он проходил или проезжал. У них, крайне разочарованных, есть такая недоосознаваемая тяга – грешить особенно цинично. Вот в этом и состоит моя изворотливость: сознание не знает о наличии и проявлениях подсознательного идеала. Потому проявления эти и возможны. А что делает сознание? Во-первых, переиначивает смысл молитвы своим толкованием её, разбитой на семь частей. Первая: "Отче наш, сущий на небесах!” Вставлен такой изобразительный текст, включающий эти слова. Тут опять молящийся какой-то мёртвенький, а вокруг него всё какое-то живенькое (дробное, украшенное звёздочками, листья шиповника извиваются, плоды семенами осыпаются). יְהוּה - перевод: Господи, - на древнееврейском. Далее вставлен такой переиначивающий текст: "Из лона сонной матери человек постепенно пробуждается, приходя в сознание. Чтобы придти к идеалу, необходимо, чтобы его душа сориентировалась и покинула область тьмы, в которой держит его тело. Все это его братья, сыновья одной семьи, одного и того же будущего, и в порыве сыновней любви, он называет этот свет, который смотрит на них всех: "Отче наш, сущий на небесах"”. Первая буква, А, буквица, опять с противоречивой картинкой. Голые руки несколько мертвы (без теней), а всё остальное (волосы, складки одежды, фон) так и играют. А далее сознание берёт верх полностью и даётся фотогравюра, где нет никакого оживляжа и омертвения, а приблизительно иллюстрируется образами сказанное словами: из "тьмы” ущелья на "этот свет, который смотрит на них всех” в виде луны. Символизм, мол, прикладного пошиба. Символ тьмы – ущелье, символ Бога – свет луны. Абсолютно понятный, без никакой загадки. И так 7 раз. Весь текст молитвы такой: "Отче наш, сущий на небесах! [1] да святится имя Твое; [2] да приидет Царствие Твое; [3] да будет воля Твоя и на земле, как на небе; [4] хлеб наш насущный дай нам на сей день; [5] и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; [6] и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. [7] Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь” (Матф. 6:9-13). . Найти бы какое-нибудь физическое или моральное страдание Альфонса Мухи, чтоб понять его крайнее разочарование… Но ничего не находится. Разве что мукой было, что он делал большей частью не то, что хотел бы делать. Он, бывший главным создателем стиля модерн, не считал его своим стилем. ""Я часами стоял на коленях перед телом Христа. Оно находилось в темной нише и было украшено цветами, источавшими сильный аромат, смешивавшийся с запахом свечей, горевших вокруг. Священный свет исходил от мученического тела Христа, выполненного в натуральную величину; фигура выступала из стены, выражая предельную печаль… Как я любил стоять здесь на коленях, соединив руки в молитве. Никого рядом, только деревянный Христос, висящий на кресте; никого, кто видел бы, как я, закрыв глаза, мечтаю бог знает о чем и воображаю, будто стою на коленях на пороге неведомого и мистического будущего”. Альфонс Муха. Из воспоминаний юности” (https://sergeyurich.livejournal.com/950203.html). Его засосал молох капиталистической гонки, реклама, конкуренция. В ненависти к капитализму, может, и родился его ницшеанский подсознательный идеал. А сознание его отквиталось прикладным творением, циклом “Славянская эпопея”, выражавшим в обиде на притеснение чехов в Австро-Венгрии патриотическую идею панславизма, способного противостоять Западу, раз чехи сами не могут. – Для этого нужен был другой антикапиталистический бунт, чем стиль модерн. Сперва он попробовал, как прерафаэлиты, бунтовать (яркие тона, фактические подробности: узоры не попоне, на платьях, чуть не иголки на ёлках, шипы на спине дракона, что является гребнем на шлёме). Муха. Геральдическое рыцарство. 1910. Но, оказалось, что мистики мало. И он вспомнил про знакомый ему заоблачный символизм. Муха. Апофеоз истории славянства. 1925. Это завершающая картина цикла. Здесь всё понятно, ибо от сознания шло. "Призрачные силуэты в синей дымке в правом нижнем углу полотна символизируют древние времена. Красный цвет [по-моему, всё-таки цвет пламени] преобладает в “средневековом” фрагменте. Мрачные черные фигуры – угнетатели и поработители, от которых страдали славянские народы в разное время. И, наконец, все оттенки желтого и золотого – символ свободы и счастья” (https://artchive.ru/alphonsemucha/works/384928~Apofeoz_istorii_slavjanstva_Iz_tsikla_Slavjanskaja_epopeja). Противоречия оживляжа неодушевлённого и омертвения одушевлённого нет. Этакий сверхисторический оптимизм символизма, который уже умер повсюду к тому времени. Не зря пражская публика холодно приняла эту работу. 13 сентября 2022 г.
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"