TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени . . .

04.11.2022
21:38

Господи! Помоги.

    Проблема ещё и в том, что я атеист. И мне даже некак взмолиться, если хочется. Как атеист я вполне могу и не то сказать… Мне иной раз кажется, что я похож на . . .

03.11.2022
16:36

Магия искусства

    Это началось на “Вечере с Владимиром Соловьёвым”. Маргарита Симоньян прочла двустишие: напиши про любовь, не пиши про печаль, напиши, что я взял Мариуполь. Я . . .

02.11.2022
11:30

Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат

    Война с неизбежностью способствует формированию политической (не этнической) нации украинцев. Приближение к войне – тоже. Это знал националист Корчинский, ещё в . . .

01.11.2022
09:29

Вот что это такое?

    Беру и стенографирую свои действия и мысли. Ну не без того, чтоб по памяти написать самое первое, что было, – я ж не знал сначала, что захочется стенографировать. Я . . .

31.10.2022
21:26

Трактует произведения очень странно

    Это “фэ” мне в финале статьи о картинах Шебеко одной мадам, находящей оправданное удовольствие в том, чтоб из красивых картиночных и позитивных словесных . . .

28.10.2022
13:39

Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю

    Всё – из-за метаний моих по формулам коммунизма. Мне кажется, что они скрыто влияют на подсознательные идеалы художников во времена перемен. Сейчас я посмотрел . . .

26.10.2022
10:25

Обязаловка

    Может ли быть моему читателю интересно то, про что я вменил себе в обязанность писать? Вменил. Не, как обычно: что-то забрезжило – и я бросаюсь фиксировать . . .

25.10.2022
19:17

Небывальщина

    Словами можно всё испортить… И я что-то побаиваюсь начинать говорить про живопись… Визбора. (Да-да! Он, оказывается, ещё и рисовал.) Очень лично мне дорого это имя . . .

19.10.2022
16:16

Яндыганов – звенеть этой фамилии

    Почему? Потому что он продолжил живопись подсознательно недовольных судьбой России в 21 веке. Он продолжатель тех подсознательно недовольных судьбой СССР, . . .

17.10.2022
14:10

Страдания по родине

    Начать мне хочется совсем с другого страдания. Я как-то так устроен, что область знания у меня должна быть систематизирована. Вот когда я работал, у меня на столе . . .

16.10.2022
15:26

Интимность

    Невозможно не восхититься тонкости оценки живописи как таковой у Эжена Фромантена в его книге “Старые мастера”. Предположим, он говорит о Делакруа: . . .

15.10.2022
18:53

Проклятье формализма

    Один многозначительный разговор: Художник: “Я всегда думал: что мне не нравится в Саврасове, в его грачах? Вроде бы детали великолепно прописаны. А оказывается, . . .

13.10.2022
09:28

Честность и нечестность

    В чём нравственная вина многих и многих искусствоведов, получивших специальное образование и не получивших его, а подумавших, что можно получившим как-то . . .

11.10.2022
12:37

Разгадка двух загадок Альфонса Мухи

     

    Мне аж противна моя изворотливость…

    Альфонс Муха прославился работами в стиле модерн. Это выражение подсознательного идеала крайне разочаровавшегося во всём-всём-всём на Этом свете автора, который готов – не осознавая, повторяю – готов бежать вообще из Этого мира в какое-то принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Выражается это в стиле модерн не образно, а, так сказать, катарсически. То есть – по теории художественгности по Выготскому – от столкновения осознаваемых противочувствий из-за противоречивых элементов “текста”. В стиле модерн это оживляж неодушевлённого и как бы омертвение одушевлённого.

    Муха. Отче наш. 1899.

    Это обложка книжки “Отче наш”. Изображён молящийся этою молитвою. Так согласитесь ли, что его тело какое-то мёртвое (голубого, а не телесного цвета, вялое и не модулированное тенями), а вот самое как бы неодушевлённое в этом теле, волосы (они растут и после отлёта души из умершего тела), какие-то живенькие (вьются, выделаны подробно)?

    Так тут прорвалось влияние подсознательного идеала иномирия. А есть сознание. Оно не знает, что сокровенное его хозяина антихристианское. И оно пытается как-то пристроиться к христианству. Это как Гумилёв, акмеист, ницшеанец (как, собственно, и творцы в стиле модерн), пишут, крестился на все церкви, мимо которых он проходил или проезжал. У них, крайне разочарованных, есть такая недоосознаваемая тяга – грешить особенно цинично.

    Вот в этом и состоит моя изворотливость: сознание не знает о наличии и проявлениях подсознательного идеала.

    Потому проявления эти и возможны.

    А что делает сознание?

    Во-первых, переиначивает смысл молитвы своим толкованием её, разбитой на семь частей.

    Первая: "Отче наш, сущий на небесах!”

    Вставлен такой изобразительный текст, включающий эти слова.

    Тут опять молящийся какой-то мёртвенький, а вокруг него всё какое-то живенькое (дробное, украшенное звёздочками, листья шиповника извиваются, плоды семенами осыпаются).

    יְהוּה - перевод: Господи, - на древнееврейском.

    Далее вставлен такой переиначивающий текст:

    "Из лона сонной матери человек постепенно пробуждается, приходя в сознание. Чтобы придти к идеалу, необходимо, чтобы его душа сориентировалась и покинула область тьмы, в которой держит его тело. Все это его братья, сыновья одной семьи, одного и того же будущего, и в порыве сыновней любви, он называет этот свет, который смотрит на них всех: "Отче наш, сущий на небесах"”.

    Первая буква, А, буквица, опять с противоречивой картинкой. Голые руки несколько мертвы (без теней), а всё остальное (волосы, складки одежды, фон) так и играют.

    А далее сознание берёт верх полностью и даётся фотогравюра,

    где нет никакого оживляжа и омертвения, а приблизительно иллюстрируется образами сказанное словами: из "тьмы” ущелья на "этот свет, который смотрит на них всех” в виде луны. Символизм, мол, прикладного пошиба. Символ тьмы – ущелье, символ Бога – свет луны. Абсолютно понятный, без никакой загадки.

    И так 7 раз.

    Весь текст молитвы такой:

    "Отче наш, сущий на небесах! [1] да святится имя Твое; [2] да приидет Царствие Твое; [3] да будет воля Твоя и на земле, как на небе; [4] хлеб наш насущный дай нам на сей день; [5] и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; [6] и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. [7]

    Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь” (Матф. 6:9-13).

    .

    Найти бы какое-нибудь физическое или моральное страдание Альфонса Мухи, чтоб понять его крайнее разочарование… Но ничего не находится. Разве что мукой было, что он делал большей частью не то, что хотел бы делать. Он, бывший главным создателем стиля модерн, не считал его своим стилем.

    ""Я часами стоял на коленях перед телом Христа. Оно находилось в темной нише и было украшено цветами, источавшими сильный аромат, смешивавшийся с запахом свечей, горевших вокруг. Священный свет исходил от мученического тела Христа, выполненного в натуральную величину; фигура выступала из стены, выражая предельную печаль…

    Как я любил стоять здесь на коленях, соединив руки в молитве. Никого рядом, только деревянный Христос, висящий на кресте; никого, кто видел бы, как я, закрыв глаза, мечтаю бог знает о чем и воображаю, будто стою на коленях на пороге неведомого и мистического будущего”.

    Альфонс Муха. Из воспоминаний юности” (https://sergeyurich.livejournal.com/950203.html).

    Его засосал молох капиталистической гонки, реклама, конкуренция. В ненависти к капитализму, может, и родился его ницшеанский подсознательный идеал. А сознание его отквиталось прикладным творением, циклом “Славянская эпопея”, выражавшим в обиде на притеснение чехов в Австро-Венгрии патриотическую идею панславизма, способного противостоять Западу, раз чехи сами не могут. – Для этого нужен был другой антикапиталистический бунт, чем стиль модерн.

    Сперва он попробовал, как прерафаэлиты, бунтовать (яркие тона, фактические подробности: узоры не попоне, на платьях, чуть не иголки на ёлках, шипы на спине дракона, что является гребнем на шлёме).

    Муха. Геральдическое рыцарство. 1910.

    Но, оказалось, что мистики мало. И он вспомнил про знакомый ему заоблачный символизм.

    Муха. Апофеоз истории славянства. 1925.

    Это завершающая картина цикла. Здесь всё понятно, ибо от сознания шло.

    "Призрачные силуэты в синей дымке в правом нижнем углу полотна символизируют древние времена. Красный цвет [по-моему, всё-таки цвет пламени] преобладает в “средневековом” фрагменте. Мрачные черные фигуры – угнетатели и поработители, от которых страдали славянские народы в разное время. И, наконец, все оттенки желтого и золотого – символ свободы и счастья” (https://artchive.ru/alphonsemucha/works/384928~Apofeoz_istorii_slavjanstva_Iz_tsikla_Slavjanskaja_epopeja).

    Противоречия оживляжа неодушевлённого и омертвения одушевлённого нет. Этакий сверхисторический оптимизм символизма, который уже умер повсюду к тому времени. Не зря пражская публика холодно приняла эту работу.

    13 сентября 2022 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342577  2022-10-11 12:43:32
Воложин
- По непонятной для меня причине последней репродукцией вместо "Апофеоз истории славянства" поставилось то, что вы видите. У меня нет способа исправить ошибку. Извините.

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100