TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.10.2022
10:39

Зачем козочка

    По привычке начинать с себя начинаю с себя… На меня иногда находит что-то… хандра не хандра, и тогда я беру и смотрю фильм Фоменко “Почти смешная история”. И . . .

09.10.2022
19:04

Меня самого иной раз смущает моё просветительство

     

    Благо, формализм свирепствует, и я как-то подпитываюсь энергией ненависти к нему.

    Ну вот смотрите, что несут формалисты на вот такую душепротивность.

    Арефьев. Прометей прикованный. 1963.

    Арефьев. Прокруст. 1960-е годы. Холст, масло.

    "Для Арефьева Эрмитаж не был школой мастерства. Ленинградский художник учился здесь энергии искусства, динамике формы, весомости жеста. Неслучайно античность в исполнении Арефьева совсем не похожа на винкельмановскую аполлоническую — его “Прометеи” и “Прокруст” гораздо ближе дионисийскому античному духу Ницше” (Соколов).

    Слова-то какие шикарные: "энергии искусства, динамике формы, весомости жеста… дионисийскому античному духу Ницше”.

    Что дионисийский дух – это дух убийства греками бога в виде козла в первый день праздника-оргии, - об этом как-то молчат… Что это – дух вседозволенности и аморальности – тоже.

    Особое зло берёт, что Ницше тут не при чём, ибо тот – индивидуалист, а экспрессионизм Арефьева происходит из коллективизма. Безусловно, подсознательного характера, ибо то гиганстское, что я могу выудить для обоснования такого крайнего корёжения натуры, происходит не просто от “фэ” послевоенной действительности:

    "…был выстрадан самой жизнью, её дремучим, бедным, полным лишений бытом, людьми, пережившими страшную войну, голод, блокаду. После войны – нищета, расцвет уголовщины, драки, поножовщина, кражи, изнасилования, бандиты и шпана; и тут же инвалиды, люди, покалеченные физически и духовно, огрубелые, потерявшиеся, спивающиеся…” (https://arterritory.com/ru/vizualnoe_iskusstvo/recenzii/17471-iskusstvo_kak_sudba/).

    Беда была в другом – в том, что жизнь в СССР возвращается в своё обычное, бедное русло. Тогда как могло б начаться движение в постиндустриальное общество. С большой ролью масс интеллигенции. Чего страшно боялась партийная номенклатура. И переход в это общество оградила.

    А художники типа Арефьева, страшно далёкие от проблем научно-технической революции, тем не менее, каким-то сверхчутьём почувствовали начавшуюся новую беду в стране и завыли, - как почти 100 лет назад, - на экспрессионистский лад от ужаса, что бог коммунизма нас оставил.

    При чём тут Ницше?

    Только при том, что тот тоже взвыл 100 лет назад, но – от скуки-благополучия, а не от нищеты материальной и духовной, прорезавшейся как будущее советского народа. Прорезавшейся где? – В области материального прогресса ж!

    Я стал тогда на острие критики в своём заводском коллективе, будучи таким же далёким от проблемы, как сами художники-бунтари. – На комсомольском собрании технологического отдела завода я выступил против культа личности Хрущёва как автора при принятии новой формулы социализма: коммунизм есть советская власть плюс электрификация промышленности и химизация народного хозяйства. Я был против кампаний, организовываемых сверху. Я был за самоуправление снизу. Спецам внизу лучше знать, что нужно. – Я поставил свой вопрос на голосование. Я не дал его с голосования снять. Я оказался единственным, проголосовавшим против культа личности Хрущёва. Что вошло в протокол. Дошло до горкома комсомола. А там меня однокурсники знали как бунтаря ещё с института. И, как и прежде, чтоб не портить мне карьеру, опять спустили дело на тормозах. А я понял, что из комсомола надо валить.

    Но, если б меня угораздило выразить это умонастроение живописно, я б не расковался б так против натуроподобия, как я это разрешил себе как честный комсомолец. На моей стороне было молчаливое общественное мнение отдела технологов. Коммунисты же были не в чести, хоть тоже молчаливо. Я мог рассчитывать, скажем так, что наверху тоже скоро надоест это сплошное враньё про то, что мы строим коммунизм, и тоталитаризм будет в один прекрасный день отменён. Ядерный паритет уже был достигнут, и можно было позволить себе расслабиться. Я был наивный оптимист. Как все, исповедующие идеал трагического героизма. Для таких идеал благого сверхбудущего, предполагаемый у экспрессионизма, был слишком пессимистичен. Нас было большинство, а Арефьевых – меньшинство. Мы б их не поняли, если б тогда увидели их мазню.

    А теперь она мне тоже противна, но я включаю знание истории. И что? Понять, значит простить?

    Но душепротивность же не отменишь…

    26 июня 2022 г.

08.10.2022
23:44

Вась-вась

    "О чём я мечтаю больше всего, это об искусстве равновесия, чистоты, спокойствия, без сюжетов сложных и мятежных, которые были бы неизменно хороши, как для . . .

07.10.2022
16:43

Как я оторвался от масс

    Я почему-то жил граждански активным человеком. А то было время, - после шестидесятничества, - когда все привыкли, что гражданская активность только формально . . .

06.10.2022
09:27

Читаешь, все слова русские, а ничего не понятно

    Это я опять в претензии к искусствоведу. Мне в самом начале эстетического самообразования повезло – попалась книга Гуковского “Изучение литературного . . .

04.10.2022
09:30

В отчаяньи он написал…

    У антисоветчицы Яхиной в очень вкусно написанном романе “Дети мои” есть такое замечание: несмотря на репрессии 30-х годов и общий молчаливый страх взрослых дети . . .

03.10.2022
20:04

Расслабиться хочется, что ли…

    Ошиваясь среди филологов, я узнал, что такое красивое слово как эссе является у них ругательным словом – за пониженную ответственность выводов или нахождения . . .

02.10.2022
14:35

А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?

    А что: болгер я или не блогер, если у меня есть канал в Яндекс-Дзене? К тому же я отношу себя к глубинному русскому народу, который, пишет Ципко: "с поразительным . . .

01.10.2022
17:52

Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)

    Начну с обычных воспоминаний. Отроческих. В какие-то надцать лет мне бабушка по папе подарила скрипку. И я мучил инструмент, а возможно, и уши соседей по . . .

30.09.2022
17:50

Надо же…

    Надо же… Читал-читал стихотворение Шпаликова и в конце вдруг слёзы накатили. По несчастью или к счастью... По несчастью или к счастью, Истина проста: Никогда не . . .

29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей. Но сначала немного теории. Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она . . .

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100