TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.11.2022
20:54

Это оперная эстетика?

    Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947. А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” . . .

16.11.2022
16:45

Врубель, хвори и творчество

    Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

14.11.2022
16:56

Аутизм в живописи

    Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста… Нет, надо быть писателем, чтоб . . .

13.11.2022
18:54

Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)

    Я не знаю, что есть бОльшая беда у искусствоведения: 1) преувеличение формализма или 2) отказ признавать, что художественность и в чём она состоит в неприкладном . . .

12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что . . .

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени . . .

04.11.2022
21:38

Господи! Помоги.

    Проблема ещё и в том, что я атеист. И мне даже некак взмолиться, если хочется. Как атеист я вполне могу и не то сказать… Мне иной раз кажется, что я похож на . . .

03.11.2022
16:36

Магия искусства

    Это началось на “Вечере с Владимиром Соловьёвым”. Маргарита Симоньян прочла двустишие: напиши про любовь, не пиши про печаль, напиши, что я взял Мариуполь. Я . . .

02.11.2022
11:30

Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат

    Война с неизбежностью способствует формированию политической (не этнической) нации украинцев. Приближение к войне – тоже. Это знал националист Корчинский, ещё в . . .

01.11.2022
09:29

Вот что это такое?

    Беру и стенографирую свои действия и мысли. Ну не без того, чтоб по памяти написать самое первое, что было, – я ж не знал сначала, что захочется стенографировать.

    Я рассматривал репродукции картин в ожидании, какая из них остановит моё внимание. Наткнулся на такую.

    Шебеко. На краю земли русской. 1980.

    Время так называемого застоя, - подумал мельком. И стал проверять, последовательно ли – т.е. всюду ли – применён пуантилизм. – Оказалось, всюду (на траве первого плана точки в глаза не бросались).

    Что меня остановило? – Настроение. Какого-то огромного покоя. И тишины. Подумалось, не пробуддизм ли это. Какое-то смутное воспоминание забрезжило.

    (А я так много толкований делаю, что забываю их. Благо, в сайте моём есть поиск по сайту – можно в секунды проверить, не впервой ли мне из пуантилизма выводить пробуддизм.)

    Спрашиваю там: “пуантилизм буддизм”. – Так и есть. Выдало статью “Пуантилизм выражает буддизм". Про Сегантини. И про теоретический вывод этого у Флоренского. И про логичное движение из импрессионизма (как хвалы абы какой жизни) в пробуддизм, в малочувствие, если жизнь всё-таки становится всё хуже и хуже.

    Попал, значит. Здесь – какая-то Чукотка. С европейской точки зрения, из комфорта и цивилизации Чукотка совсем тихий ужас. Самим-то чукчам, их собакам, что на картине, всё, конечно, нормально. Всегда так жили – и сейчас так живут. В глуши.

    А время застоя, так называемого, распространяет апатию на всю страну.

    Интересно, какого года издания книга Флоренского? Мог ли Шебеко её читать в 1980 году?

    Вещь публиковалась:

    1) Математическое образование. 1928. № 8,

    2) Декоративное искусство СССР. 1982. № 1/290,

    3) Флоренский Павел, свящ. Собрание сочинений. Т. 1. Статьи по искусству. Париж, 1985 и т.д.

    Шебеко родился в 1920 году, воевал, "В 1943 году поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде (обучался у известного художника Р. Р. Френца)” (Википедия). Связь Френца с Флоренским мною не найдена. – Мало вероятно, что Шебеко вычитал мысли Флоренского и их проиллюстрировал. – То есть вещь написана от души. Но не без осознавания опасности в СССР пробуддизм выражать – он в название бодрости нагнал, хоть времена в 1980-м были вегетарианские.

    Есть непонятность в картине: как по траве проехали сани? Разве что изморозью трава покрыта…

    "После 1980-х художник оставил тиражную графику, полностью посвятив себя живописи” (https://to-ros.info/?p=92365).

    Но пуантилизм в 1980-м это для него не новость.

    Шебеко. Бухта Находка. 1975.

    Тут тоже движения как-то не чувствуется.

    Желание покоя у него издавна.

    Шебеко. Золотое море. 1978.

    Пробуддизм мироотношение крайнее, впав в него, по идее, из него выйти уже невозможно.

    Шебеко. Вечер на море. 1990.

    Вот уже общественный строй вот-вот сменится. Эпоха перемен. – А впечатление, будто душа замерла и не хочет ничего, кроме неизменности, малочувствия.

    Но вопрос, как можно было параллельно заниматься вполне оптимистичными линогравюрами.

    "В 1970-х годах он увлекся эстампом. Это было отчасти данью веяниям времени: советская идеологическая машина, определившая искусство как одно из мощнейших средств воспитания, способствовала развитию всех его сфер. Эстамп в 1970-е был востребованным в силу высокого эстетического уровня и возможности широкого распространения (за счёт тиража). В творчестве Кирилла Шебеко в этом виде изобразительного искусства (большая часть работ выполнена в технике линогравюры) сразу определились темы – военно-морского флота и рыбацкой профессии. В листах большого формата отражены специфика боевого дежурства отряда военных кораблей, мужественные лица моряков-тихоокеанцев, труд рыбаков” (Там же).

    Разве что для заработка это…

    Впрочем, и пуантилизм у него бывает оптимистичным*.

    Шебеко. Курилы русская земля. 1985.

    В общем, нич-чего логичного не вытанцовывается.

    6 мая 2022 г.

    *- Я, кажется, понял, почему “Курилы русская земля” не создаёт впечатления пробуддизма. Оказалось достаточным перечитать цитаты из Флоренского в статье “Пуантилизм выражает буддизм". В этих “Курилах” чувствуется глубина пространства.

    Меньше всего глубина чувствуется в картине “Бухта Находка”. Ведь интенсивность серых точек на дальних горах, на ближнем откосе и на среднем по дали холме, что между ближним откосом и дальними горами совершенно одинакова. Даже на совсем первом плане, воде, можно найти серые точки точно такой же интенсивности. Точная аналогия этому слова Флоренского: "неподвижность ведет за собою, как хорошо известно, оцепенелость не только тела, но и сознания”.

    То же в картине “На краю земли русской” с интенсивностью серых пятен в небе, в дальней горе и в дальнем береге у воды. А чуть большая всё же глубина получается из-за всё же разницы диаметра пятен: на небе диаметр самый большой.

    Пятна на воде и пятна на траве совсем не отличаются по интенсивности цвета и по диаметру. Итог: и то и другое кажется плоским, разрушающим глубину.

    Ту же роль разрушения глубины играет одинаковая желтизна неба и воды в наброске “Золотое море” и одинаковость тона большей части туч в наброске “Вечер на море”. – И пуантилизма не потребовалось.

    И совсем не так в “Курилы русская земля”. Голубые пятна в небе гораздо бледнее их же на горе.

    Желтоватый берег вообще линией отграничен от горы.

    Остров за счёт более тёмных синих пятен, чем синие пятна на берегу, резко приближается относительно берега.

    Следующий по близи к нам план, план далёкой воды, вообще лишён пятен. Что его от более дальнего плана тоже отодвигает.

    Ту же роль играет разноцветность воды по мере приближения к нам.

    А пятна на первом плане самые большие по диаметру. Что означает близь.

    В общем, глубина пространств бьёт по глазам. Какая ж тут "оцепенелость” взгляда. – Вот и испарилось малочувствие как цель выражения изображением.

    Какое настроение у художника, то он и выражает.

    А настроение – явление осознаваемое. То есть всё в Шебеко становится цельным, если считать, что он не ставил себе целью выражать ЧТО-ТО, словами невыразимое, т.е. писать произведения неприкладного искусства, претендующего на большую значимость. Ему хватает и прикладного – выражать настроения. Каждый раз – другое, если случится, что оно другое.

    13.05.2022.

31.10.2022
21:26

Трактует произведения очень странно

    Это “фэ” мне в финале статьи о картинах Шебеко одной мадам, находящей оправданное удовольствие в том, чтоб из красивых картиночных и позитивных словесных . . .

28.10.2022
13:39

Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю

    Всё – из-за метаний моих по формулам коммунизма. Мне кажется, что они скрыто влияют на подсознательные идеалы художников во времена перемен. Сейчас я посмотрел . . .

26.10.2022
10:25

Обязаловка

    Может ли быть моему читателю интересно то, про что я вменил себе в обязанность писать? Вменил. Не, как обычно: что-то забрезжило – и я бросаюсь фиксировать . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100