TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

10.11.2022
20:47

«Соцреализм» и соцреализм

    Я в детстве рисовал. Потом бросил. После технического вуза, чтоб убить свободное время, пошёл было в изостудию. И чувствовал, как буквально ежедневно . . .

09.11.2022
16:36

И опять о Дюшане

    Я вывел сверхисторический оптимизм (в виде коммунизма) в качестве подсознательного идеала Дюшана только на том основании, что очень уж этот художник гневался на . . .

08.11.2022
14:15

Как был не сброшен Пушкин с парохода современности

     

    Начну, как почти всегда, с себя. – Почему меня прямо-таки отвращала любая карточная игра, и чем азартнее, тем больше? – Думаю, от дальних следствий того, что годовалым я чуть не умер от скарлатины и после рос очень хилым. Страсти людские оказались не для меня. А в дальней перспективе не по мне оказался капитализм, реставрировавшийся на шестом десятке моей жизни. Его конкуренция, его жажда неограниченного потребления, умеющая доходить до страсти, были не для меня. Лжесоциализм меня устраивал лишь постольку, поскольку он был не капитализм: неконтрастное общество, в котором – официально, по крайней мере – было не стыдно быть бедным и неуспешным.

    Я был противоположность футуристам начала ХХ века, упивавшимся прогрессом. Революция для них была прогрессом. И, беда, она – 1905 года – потерпела поражение. И они рвали и метали от этого. И были очень ею недовольны за то, что та медлит и не повторяется. А их ощущение времени верно им шептало то, что она вот-вот вернётся.

    “Над реакцией стоит издеваться как над просто таковой”, - “подумало”, наверно, подсознание Кручёных после бесславного финала конкурса “Золотого руна” 1906 года на тему дьявола, где, на конкурсе, Дьявол бывал и очень страшным, к Абсолюту Зла приближающимся в мироотношении иного совсем-совсем разочаровавшегося современника, например, Добужинского, идущего к ницшеанству, то есть в последнем итоге к отрицанию всего Этого мира ради принципиально недостижимого метафизического иномирия.

    Добужинский. Дьявол. 1907.

    Здесь до образа метафизического иномирия ещё далеко, но тенденция чуется. Совсем не футуристская. От одного желания противоположности в подсознании у Кручёных могло стрельнуть, что надо поиздеваться над Злом. В 1913 году Ленин написал: "Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для неё требуется ещё, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде” (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F). Так вполне возможно, что до подсознания Кручёных это дошло в 1912 году. И он написал сколько-то там стихов “Игры в аду” в порядке высокомерного издевательства над умрущим Злом.

    И мне кажется, что я могу объяснить, почему футурист Хлебников, увидев их, не смог с собой совладать, присел и тут же стал досочинять это стихотворение.

    Хлебников "…изучал Пушкина в кружке С.А. Венгерова… созданном[…] им в 1906 г… [Венгеров же редактировал] Сочинения Пушкина. 1906—1911. Т. 1—5. под ред. С.А. Венгерова. (Искомый рисунок с переворотом опубликован во 2 томе собрания сочинений в 1908 г.) [при чём тут рисунок, поясню ниже]" (https://klauzura.ru/2019/01/igra-v-adu/).

    Рисунок этот

    мгновенно вспомнился Хлебникову, когда он прочёл издевательские над адом стихи Кручёных. Ведь что, в сущности, мы видим у Пушкина на этом рисунке? – Полный провал дела Зла. Дьявол, растапливая костёр для поджаривания грешников, прекратил подкладывать дрова, подпёр ладонью щёку, и… улетел мечтою на землю к какой-то женщине с локоном, выпущенным на лоб (что не принято было, вообще-то), и с локонами, выпущенными вниз по бокам.

    Королева Луиза Прусская. Умерла в 1810-м 34-х лет от роду.

    Что думал Пушкин, рисуя это, не известно. Известно только теперь, что идея Цявловской, что рисунок относится к задуманной романтической поэме “Влюблённый бес”, не доказана. А так же известно, что Пушкин в 1821 году был идейно очень горяч. Назревал декабристский заговор, Пушкин это чуял, а рядом с Кишинёвом Ипсиланти, воспользовавшись смертью господаря Валахии и Молдавии Александра Суцу, с группой этеристов перешёл через Прут и призвал народ дунайских княжеств к восстанию против турецкого ига.

    Хлебников это не мог не знать и не чувствовать, что их, футуристов в преддверии новой революции в России, положение не отличалось от положения Пушкина в Кишинёве в 1821 году. Поэтому естественно, что смеющиеся над адом стихи Кручёных легли на воспоминание Хлебникова о рисунке Пушкина и зажгли его подсознание.

    Силлогизмами осознавать это всё Хлебников не мог. А насмешка над неизбежностью гибели ада (реакции) – дело практическое. Тут можно не кусать себе губы (корёжить литературный язык) в злобе на революцию, что она медлит, - можно не прибегать к обычному для футуристов при таком горе заумному языку. И – доведя в поэме бесов до скуки в бесконечной карточной игре – тем самым покончить с адом, со Злом как таковым.

     

    Ещё! Ещё! И горы злата

    Уж давят видом игрока,

    Монет наполнена палата,

    Дрожит усталая рука.

    .

    И стены сжалися, тускнея,

    И смотрит зорко глубина,

    Вот притаились веки змея,

    И веет смерти тишина…

    .

    И скука, тяжко нависая,

    Глаза разрежет до конца,

    Все мечут банк и, загибая,

    Забыли путь ловца.

    Промчатся годы – карты те же

    И та же злата желтизна,

    Сверкает день – всё реже, реже,

    Печаль игры, как смерть сильна!

    *

    От бесконечности мельканья

    Туманит, горло всё свело,

    Из уст клубится смрадно пламя,

    И зданье трещину дало.

    .

    К бездушью близок каждый час,

    В глаза направлено бревно,

    Вот треск… и грома глас…

    Игра обвал – им всё равно!..

    .

    Всё скука угнетает…

    И грешникам смешно…

    Огонь без пищи угасает

    * - Цитируется произведение 1912 года, а не смешанное произведение 1912 и 1914 гг.

    24 октября 2022 г.

07.11.2022
18:43

Каюсь

    Каюсь Чёрт меня попутал… Начав более 60 лет тому назад с простого коллекционирования толкований искусство- и литературоведами произведений искусства через . . .

06.11.2022
10:42

Какая ещё одна странность у Джотто указывает на его подсознательный идеал

    Подсознательным идеалом Джотто было соединение несоединимого: высокого и низкого (см. тут, тут). Любой подсознательный идеал выдаётся странностями для времени . . .

04.11.2022
21:38

Господи! Помоги.

    Проблема ещё и в том, что я атеист. И мне даже некак взмолиться, если хочется. Как атеист я вполне могу и не то сказать… Мне иной раз кажется, что я похож на . . .

03.11.2022
16:36

Магия искусства

    Это началось на “Вечере с Владимиром Соловьёвым”. Маргарита Симоньян прочла двустишие: напиши про любовь, не пиши про печаль, напиши, что я взял Мариуполь. Я . . .

02.11.2022
11:30

Так тяжкий млат, дробя стекло, куёт булат

    Война с неизбежностью способствует формированию политической (не этнической) нации украинцев. Приближение к войне – тоже. Это знал националист Корчинский, ещё в . . .

01.11.2022
09:29

Вот что это такое?

    Беру и стенографирую свои действия и мысли. Ну не без того, чтоб по памяти написать самое первое, что было, – я ж не знал сначала, что захочется стенографировать. Я . . .

31.10.2022
21:26

Трактует произведения очень странно

    Это “фэ” мне в финале статьи о картинах Шебеко одной мадам, находящей оправданное удовольствие в том, чтоб из красивых картиночных и позитивных словесных . . .

28.10.2022
13:39

Чувствую, что получил щелчок по носу, а в чём он – не понимаю

    Всё – из-за метаний моих по формулам коммунизма. Мне кажется, что они скрыто влияют на подсознательные идеалы художников во времена перемен. Сейчас я посмотрел . . .

26.10.2022
10:25

Обязаловка

    Может ли быть моему читателю интересно то, про что я вменил себе в обязанность писать? Вменил. Не, как обычно: что-то забрезжило – и я бросаюсь фиксировать . . .

25.10.2022
19:17

Небывальщина

    Словами можно всё испортить… И я что-то побаиваюсь начинать говорить про живопись… Визбора. (Да-да! Он, оказывается, ещё и рисовал.) Очень лично мне дорого это имя . . .

19.10.2022
16:16

Яндыганов – звенеть этой фамилии

    Почему? Потому что он продолжил живопись подсознательно недовольных судьбой России в 21 веке. Он продолжатель тех подсознательно недовольных судьбой СССР, . . .

17.10.2022
14:10

Страдания по родине

    Начать мне хочется совсем с другого страдания. Я как-то так устроен, что область знания у меня должна быть систематизирована. Вот когда я работал, у меня на столе . . .

16.10.2022
15:26

Интимность

    Невозможно не восхититься тонкости оценки живописи как таковой у Эжена Фромантена в его книге “Старые мастера”. Предположим, он говорит о Делакруа: . . .

15.10.2022
18:53

Проклятье формализма

    Один многозначительный разговор: Художник: “Я всегда думал: что мне не нравится в Саврасове, в его грачах? Вроде бы детали великолепно прописаны. А оказывается, . . .

13.10.2022
09:28

Честность и нечестность

    В чём нравственная вина многих и многих искусствоведов, получивших специальное образование и не получивших его, а подумавших, что можно получившим как-то . . .

11.10.2022
12:37

Разгадка двух загадок Альфонса Мухи

    Мне аж противна моя изворотливость… Альфонс Муха прославился работами в стиле модерн. Это выражение подсознательного идеала крайне разочаровавшегося во . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100