TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма . . .

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть? - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция! - Блестящая? - Ну да! Разговор на лестничной площадке . . .

02.09.2013
13:14

Гений Тютчева.

    Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания. Так было с Тютчевым когда-то (см. тут). У меня уже было . . .

29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!! Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет . . .

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

13.08.2013
18:30

Лучшие ль это художники?

    Продолжение. Так. Сделаем ещё заход в интернет. ⌠Украинская Новая волна <┘> посвящена постмодернистской живописи, эволюции которого в конце 80-х более всего . . .

12.08.2013
17:12

Лучшие ль это художники?

    Лучшими названы: Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Дмитрий Врубель, Иван Гарунов (http://art1.ru/art/otkrytie-icons/). - Проверим? - Проблема. - Почему? - Произведение Искусства с большой . . .

09.08.2013
19:43

Бедный Чехов.

    Бедный Чехов. Что я с ним делаю. Пришёл на разборе каких-то произведений его к мысли, что он ницшеанец с самого начала творчества до конца √ и┘ Пробую и пробую одно . . .

04.08.2013
14:33

Ещё один спор с Лотманом.

    Может, удастся сказать что-то связное ещё об одном произведении Пастернака. Наткнулся на такие слова Лотмана о нём: ⌠Быть знаменитым некрасиво. Пастернак, по сути, . . .

02.08.2013
17:15

Победа и победа. Продолжение.

    (Начало тут.) Эту статью можно также читать как продолжение статьи ⌠Была ли какая-то правда в словах Познера?■ Лотман, конечно, большой человек, но┘ Можно и с ним . . .

30.07.2013
12:48

Арсений Тарковский.

    Благими намерениями, говорят, вымощена дорога в ад.

    Вот это, по-моему, хотел сказать Арсений Тарковский своим стихотворением ⌠Пауль Клее■ (1957).

     

    Жил да был художник Пауль Клее

    Где-то за горами, над лугами.

    Он сидел себе один в аллее

    С разноцветными карандашами,

    Рисовал квадраты и крючочки,

    Африку, ребенка на перроне,

    Дьяволенка в голубой сорочке,

    Звезды и зверей на небосклоне.

    Не хотел он, чтоб его рисунки

    Были честным паспортом природы,

    Где послушно строятся по струнке

    Люди, кони, города и воды,

    Он хотел, чтоб линии и пятна,

    Как кузнечики в июльском звоне,

    Говорили слитно и понятно.

    И однажды утром на картоне

    Проступили крылышки и темя:

    Ангел смерти стал обозначаться.

    Понял Клее, что настало время

    С музой и знакомыми прощаться.

    Попрощался и скончался Клее.

    Ничего не может быть печальней!

    Если б Клее был намного злее,

    Ангел смерти был бы натуральней,

    И тогда с художником все вместе

    Мы бы тоже сгинули со света,

    Порастряс бы ангел наши кости!

    Но скажите мне: на что нам это?

    На погосте хуже, чем в музее,

    Где порой вы бродите, живые,

    И висят рядком картины Клее -

    Голубые, желтые, блажные...

    Только-только развенчан культ личности Сталина, реабилитированы и выпущены из лагерей тысячи жертв репрессий. А Арсения Тарковского это не впечатляет. Благие намерения √ злыми оказываются. (Как факт, это развенчание через 30 с небольшим лет обернулось такой разрухой в стране, такой волной смертности, что такого не было со времён батыйского нашествия. То же, собственно, было и с его отцом, народовольцем, отказавшимся от своих убеждений. Ленинцы пошли своим, не народовольческим, путём. И √ не только гражданская война, но и впоследствии √ сталинщина.)

    Было от чего опустить руки Арсению Тарковскому. И он воспел отсутствие намерений по отношению к материальному миру, какой он ни есть, пусть на вид он будет даже и благой: ⌠Как кузнечики в июльском звоне■. Как Пауль Клее. Тот в 1905 году написал:

    ⌠Художник воспроизводит не саму природу, а скорее закон природы■ (http://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0029.shtml).

    Арсений Тарковский, наверно, это высказывание читал, вот и перефразировал его касательно кузнечиков в июле: ⌠Он хотел, чтоб линии и пятна, / Говорили слитно и понятно■.

    А скажите, это у Тарковского Клее гармонию описал?

    Да. Но гармонию больше, чем жизни, а √ со смертью включительно. Потому и перебив в этом же стихе: ⌠И однажды утром на картоне■. √ Обрыв фразы. √ Обрыв жизни┘

    И не нужно этому противоречить, сопротивляться как-то. Таков жизнь: она со смертью.

    Бессильный человек, этот Клее.

    Или в этом-то и его сила. Он же закон природы постиг. И запечатлел. Тем преодолел смерть: ⌠И висят рядком картины Клее - / Голубые, желтые, блажные...■

    Но это уже перед нами Арсений Тарковский, а не Пауль Клее. √ Слава бессмертию, Вечности, вне времени и смерти! Не земным благим намерениям-коллективизму, а надземным, над Добром и Злом┘ Индивидуализму.

    Арсений Тарковский √ ницшеанец.

     

    Зазубрил ли ты, переводчик,

    Арифметику парных строчек?

    Каково тебе по песку

    Волочить старуху-тоску?

    Ржа пустыни щепотью соды

    Ни жива шипит, ни мертва.

    Ах, восточные переводы,

    Как болит от вас голова.

    Арсений Тарковский √ ницшеанец, сумевший сбросить с себя переводческое ярмо, под которым он жил при сталинщине, и вырвавшийся, - пусть и под конец жизни, - на Свободу.

    (Потому √ яблоко от яблони недалеко падает √ и сын его, Андрей Тарковский, такой же. Только отец чувствовал себя одним в поле воином, а с сыном было много единомышленников, целый коллектив индивидуалистов.)

    Арсений Тарковский, конечно, переделал под себя Пауля Клее √ в победителя, как и положено ницшеанцу. Но сам Клее, экспрессионист, обессиленность всё же коллективистов выражал (см. тут).

    30 июля 2013 г.

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100