Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
10.10.2013 |
Бедный, всё потерявший, Кундера.
|
||||
06.10.2013 |
Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?
|
||||
04.10.2013 |
|
||||
03.10.2013 |
|
||||
21.09.2013 |
|
||||
14.09.2013 |
|
||||
09.09.2013 |
Может ли состояться несостоявшийся человек.
|
||||
08.09.2013 |
|
||||
05.09.2013 |
Почему гениально "Слово о полку Игореве".
|
||||
02.09.2013 |
|
||||
29.08.2013 |
Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".
|
||||
22.08.2013 |
|
||||
18.08.2013 |
Трагедия Просвещения и Бетховена.
|
||||
16.08.2013 |
Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.
|
||||
13.08.2013 |
|
||||
12.08.2013 |
|
||||
09.08.2013 |
|
||||
04.08.2013 |
|
||||
02.08.2013 |
|
||||
30.07.2013 |
Арсений Тарковский. Благими намерениями, говорят, вымощена дорога в ад. Вот это, по-моему, хотел сказать Арсений Тарковский своим стихотворением ⌠Пауль Клее■ (1957).
Только-только развенчан культ личности Сталина, реабилитированы и выпущены из лагерей тысячи жертв репрессий. А Арсения Тарковского это не впечатляет. Благие намерения √ злыми оказываются. (Как факт, это развенчание через 30 с небольшим лет обернулось такой разрухой в стране, такой волной смертности, что такого не было со времён батыйского нашествия. То же, собственно, было и с его отцом, народовольцем, отказавшимся от своих убеждений. Ленинцы пошли своим, не народовольческим, путём. И √ не только гражданская война, но и впоследствии √ сталинщина.) Было от чего опустить руки Арсению Тарковскому. И он воспел отсутствие намерений по отношению к материальному миру, какой он ни есть, пусть на вид он будет даже и благой: ⌠Как кузнечики в июльском звоне■. Как Пауль Клее. Тот в 1905 году написал: ⌠Художник воспроизводит не саму природу, а скорее закон природы■ (http://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0029.shtml). Арсений Тарковский, наверно, это высказывание читал, вот и перефразировал его касательно кузнечиков в июле: ⌠Он хотел, чтоб линии и пятна, / Говорили слитно и понятно■. А скажите, это у Тарковского Клее гармонию описал? Да. Но гармонию больше, чем жизни, а √ со смертью включительно. Потому и перебив в этом же стихе: ⌠И однажды утром на картоне■. √ Обрыв фразы. √ Обрыв жизни┘ И не нужно этому противоречить, сопротивляться как-то. Таков жизнь: она со смертью. Бессильный человек, этот Клее. Или в этом-то и его сила. Он же закон природы постиг. И запечатлел. Тем преодолел смерть: ⌠И висят рядком картины Клее - / Голубые, желтые, блажные...■ Но это уже перед нами Арсений Тарковский, а не Пауль Клее. √ Слава бессмертию, Вечности, вне времени и смерти! Не земным благим намерениям-коллективизму, а надземным, над Добром и Злом┘ Индивидуализму. Арсений Тарковский √ ницшеанец.
Арсений Тарковский √ ницшеанец, сумевший сбросить с себя переводческое ярмо, под которым он жил при сталинщине, и вырвавшийся, - пусть и под конец жизни, - на Свободу. (Потому √ яблоко от яблони недалеко падает √ и сын его, Андрей Тарковский, такой же. Только отец чувствовал себя одним в поле воином, а с сыном было много единомышленников, целый коллектив индивидуалистов.) Арсений Тарковский, конечно, переделал под себя Пауля Клее √ в победителя, как и положено ницшеанцу. Но сам Клее, экспрессионист, обессиленность всё же коллективистов выражал (см. тут). 30 июля 2013 г.
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"