TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


10.10.2013
14:27

Бедный, всё потерявший, Кундера.

    Я, наверно, где-то слышал звон, что Кундера √ постмодернист. А постомдернист, по-моему, и одним словом, √ это пофигист. Нет, мол, больше на свете того, что можно было б . . .

06.10.2013
11:29

Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?

    Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует┘ тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об . . .

04.10.2013
18:36

Цветущая сложность.

    Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к . . .

03.10.2013
12:26

Подвох Веласкеса.

    Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не . . .

21.09.2013
21:43

Аввакум и вседоговор.

    Отталкивание от бесчеловечных сторон современной мировой цивилизации заставляет подчас встать на ограниченную точку зрения отсталой, косной массы. Кожинов . . .

14.09.2013
15:18

Непонятый Клузо.

    В кинематографе Клузо сочетается несочетаемое. Алексей Гусев. Не важно, кто меня навёл на фильм 1943 года √ Клузо, ⌠Ворон■. Не важно, что я не смог его смотреть . . .

09.09.2013
09:32

Может ли состояться несостоявшийся человек.

    Дело не главное в жизни, главное ≈ настроение сердца. Феофан Затворник. Любое настроение? Я. Слушаем тут. А будет это так: заплачет ночь дискантом, И ржавый . . .

08.09.2013
12:26

Выбор Визбора.

    Возможно я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма . . .

05.09.2013
13:52

Почему гениально "Слово о полку Игореве".

    - Ну что, соседка, будете голосовать за нэжалэжнисть? - Ой, да конечно! Это ж Украина станет такая, как Франция! - Блестящая? - Ну да! Разговор на лестничной площадке . . .

02.09.2013
13:14

Гений Тютчева.

    Меня часто заносит. Я замечаю это, но не предпринимаю мер по предотвращению. А придумываю оправдания.

    Так было с Тютчевым когда-то (см. тут).

    У меня уже было мерило-занос художественности √ обязательная и полная нецитируемость художественного смысла с выражением этого противоречивыми элементами текста (цитируемыми). А Тютчев в такое мерило не укладывался. Спинной мозг чувствовал его гениальность, а никаких противоречий в пределах одного произведения не просматривалось. За редким исключением. √ Двуликая поэзия, - сделал я вывод и поместил для себя Тютчева в исключения из правила художественности. Исключение состояло в том, что противоречили друг другу не пары элементов в пределах одного произведения, а противоречили друг другу пары произведений. Одно целиком воспевало высокое, другое √ низкое. Разочаровался, мол, Тютчев во всём, а упасть до соответствующего маразма в форме ему не давала отсталость русской культуры от прогресса.

    Трудно оставаться и принципиальным, и совестливым. Или иначе: и принципиальным, и естественным.

    Теперь бы, мне кажется, я легко нашёл компромисс. Я б вычленил поэзию Тютчева в лирику, в философскую лирику, в средство для усиления эмоций, философских эмоций. И всё. Лирика √ это не идеологическое искусство, призванное противоречиями выражать подсознательное. Лирика √ это прикладное искусство, - ничего, что она тут приложилась к философии, - и ей в этом своём приложении не требуется противоречивость.

    (Жаль всё-таки, что такое неудачное словоупотребление сложилось для искусства, противопоставленного прикладному, √ идеологическое. Мало того, что слово ⌠идеологическое■ невозможно стало применять из-за опозоренности лжесоциализмом после краха этого лжесоциализма. Так вот ещё и эмоции ж бывают идейного, идеологического, политического, философского происхождения. И их, вполне осознаваемых, требуется усиливать. Так же и тянет применить к такой потребности словосочетание ⌠идеологическое искусство■. Ан нет. Нельзя. Идеологическое √ это для выражения подсознания предназначено. И, повторяю, применять же слово практически нельзя теперь. Чем его заменить? Тончайшим? В пику тонкому, прикладному, всё-таки искусству ещё, а не публицистике или иллюстрации? Или графоманству┘)

    Вот посмотрим на какое-нибудь стихотворение Тютчева.

     

    Est in arundineis modulatio musica ripis

    Певучесть есть в морских волнах,

    Гармония в стихийных спорах,

    И стройный мусикийский шорох

    Струится в зыбких камышах.

    Невозмутимый строй во всем,

    Созвучье полное в природе,-

    Лишь в нашей призрачной свободе

    Разлад мы с нею сознаем.

    Откуда, как разлад возник?

    И отчего же в общем хоре

    Душа не то поет, что море,

    И ропщет мыслящий тростник?

    И от земли до крайних звезд

    Все безответен и поныне

    Глас вопиющего в пустыне,

    Души отчаянной протест?

    17 мая 1865

    Есть тут противоречие? Ценностное? Чтоб к одному лирическое я относилось так, а к другому √ этак?

    Человеческое отмечено словами с негативным оттенком: ⌠призрачной■, ⌠Разлад■, ⌠не то■, ⌠ропщет■, ⌠безответен■, ⌠Глас вопиющего в пустыне■, ⌠отчаянной■. Природное √ наоборот: ⌠Певучесть■, ⌠Гармония■, ⌠стройный мусикийский шорох■, ⌠Невозмутимый строй■, ⌠Созвучье полное■. √ То есть никакого ценностного противоречия нету. Всё, как на карусели, призвано как можно сильнее раскрутить эмоцию в интересах естественного. Одни слова, отрицательные, как бы толкают в одну сторону, другие, положительные, √ в другую. Но они толкают, ⌠стоя■ друг против друга. То есть √ в одном и том же, скажем, по часовой стрелке, направлении раскручивания действуют. Заводят совершенно определённую эмоцию: отказа от цивилизации.

    Видно, сильно достала.

    Или всё-таки это поверхностный подход?

    Ведь вопросительным знаком кончается стихотворение. Три вопросительных знака загнал Тютчев┘ Как бы порывы вон √ эти знаки √ вон из поверхностности┘ из воспетой только что естественности. И ещё и латинский эпиграф: ⌠Есть музыкальный строй в прибрежных тростниках■.

    Поразительно, как проигнорировал эпиграф Лотман в своей книге (см. тут). Ведь эпиграф утверждает то, о чём стоят вопросы в стихотворении: о наличии человеческой всё же гармонии, раз человеческое порождение, музыка, в эпиграфе. А Лотман акцентирует, наоборот, расхождение человечества с природой.

    Это книга Лотмана 1992 года. Можно ругать прежний строй как угодно. А он √ практически лживо, правда, √ тянул в высокое┘ Так это я говорю ⌠практически лживо■. А Лотман, видно, считал, что и теоретически лживо. Лотман, видно, изверился во всём и стал постмодернистом: всё √ пофиг. И таким видел и Тютчева, видно.

    А такому видению нельзя было ⌠пустить■ Тютчева в сверхбудущее, куда того явно утягивало столкновение упомянутых вопросов (1) с низким (2), - даёшь естественное! - пафосом лексики слов стихотворения.

    То есть у меня на ваших глазах получилось, что данное стихотворение вполне удовлетворяет принятому мною определению художественности (формульно выражаемом так: 1 + 2 = 3, где 3 √ нецитируемый катарсис, который, будучи осознан, означает такой художественный смысл: благое сверхбудущее человечества).

    Впрочем, почему так уж и нецитируем. Ведь эпиграф, призванный словами другого выразить то, что рвёшься как-то выразить словами своими, - ведь эпиграф это сверх- сумел же словами выразить-таки ⌠в лоб■. Даже надмирный латинский (язык умерший и всё же каким-то образом живой, вечный) ⌠в лоб■ работает на то же сверх-.

    Неожиданный для самого меня поворот дела.

    1 сентября 2013 г.

29.08.2013
13:41

Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".

    Внимание, внимание! Сенсация!!! Впервые в мире дано исчерпывающее объяснение всех элементов одного из жанров пещерной живописи, что творилась десятки тысяч лет . . .

22.08.2013
16:37

Пушкин небожитель.

    Грешен и не каюсь, я ввёл для себя когда-то такое понятие, как реалистический символизм. Для позднего Пушкина и Пришвина. Словами Пришвина это ⌠держать всегда под . . .

18.08.2013
11:19

Трагедия Просвещения и Бетховена.

    Ура! Я понял Бетховена! Впервые. Меня всегда озадачивали неожиданности в его музыке. Не психологично, думал я. Не то, чтоб не бывало неожиданности в душевной жизни . . .

16.08.2013
20:32

Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.

    Итак, Савадов смеётся надо всем┘ Над чем он, например, тут смеётся? http://www.afisha.ru/article/arsen-savadov/ Авиньонские девушки. 2010-2011. Я выбрал для вникания эту картину потому, . . .

13.08.2013
18:30

Лучшие ль это художники?

    Продолжение. Так. Сделаем ещё заход в интернет. ⌠Украинская Новая волна <┘> посвящена постмодернистской живописи, эволюции которого в конце 80-х более всего . . .

12.08.2013
17:12

Лучшие ль это художники?

    Лучшими названы: Дмитрий Гутов, Арсен Савадов, Дмитрий Врубель, Иван Гарунов (http://art1.ru/art/otkrytie-icons/). - Проверим? - Проблема. - Почему? - Произведение Искусства с большой . . .

09.08.2013
19:43

Бедный Чехов.

    Бедный Чехов. Что я с ним делаю. Пришёл на разборе каких-то произведений его к мысли, что он ницшеанец с самого начала творчества до конца √ и┘ Пробую и пробую одно . . .

04.08.2013
14:33

Ещё один спор с Лотманом.

    Может, удастся сказать что-то связное ещё об одном произведении Пастернака. Наткнулся на такие слова Лотмана о нём: ⌠Быть знаменитым некрасиво. Пастернак, по сути, . . .

02.08.2013
17:15

Победа и победа. Продолжение.

    (Начало тут.) Эту статью можно также читать как продолжение статьи ⌠Была ли какая-то правда в словах Познера?■ Лотман, конечно, большой человек, но┘ Можно и с ним . . .

30.07.2013
12:48

Арсений Тарковский.

    Благими намерениями, говорят, вымощена дорога в ад. Вот это, по-моему, хотел сказать Арсений Тарковский своим стихотворением ⌠Пауль Клее■ (1957). Жил да был . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100