Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
10.10.2013 |
Бедный, всё потерявший, Кундера.
|
|||||||||||||||
06.10.2013 |
Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?
|
|||||||||||||||
04.10.2013 |
Цветущая сложность. Есть так называемые инактуальные чувства. Скажем, знаешь, что Репин гений, и┘ нисколько он тебя не волнует. Где-то висят его картины, а ты к ним не стремишься. И к репродукциям с этих картин┘ А вдруг прочтёшь в новостях такое: ⌠В ⌠Святой Руси■ полагают, что ⌠безобразная картина Репина■ ≈ клевета на царя, не убивавшего своего сына, и ее надо снять с экспозиции. По мнению лидера движения Василия Бойко-Великого, она вводит в заблуждение школьников и оскорбляет патриотические чувства русских людей■ (http://lenta.ru/news/2013/10/03/ivan/). И так и нахлынет волна возмущения. Надо же! Быть такими идиотами! А художественность что? Она уже не нужна? Реставрация капитализма предполагает, конечно, понижение культурного уровня, но┘ Впрочем, и предыдущий общественный строй, по идее, нацеленный относительно культуры противоположно, умудрился довести до практического забвения, что такое художественность по Выготскому, самое верное определение. Сказать (тем, кто впервые слышит эту фамилию)? Художественность √ это умение художника выразить своё подсознательное. В случае с реализмом (а Репин реалист) √ это умение художника выразить общественное бессознательное. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885 г Разве не видят деятели из ⌠Святой Руси■, что на этой картине не только убийство, но и раскаяние, не только закономерный итог необузданности, но и случайность? А это и есть признак художественности √ противоречивость. Только так и можно выразить собственное подсознательное. В чём оно, если попробовать выразить его всё же непротиворечивыми словами? Я процитирую Константина Леонтьева: ⌠Без великих волнений не может прожить ни один великий народ■ (Корольков. Пророчества Константина Леонтьева. С.-Пб., 1991. С. 113). Или ещё он же в пересказе Королькова: ⌠Сопоставляя, например, гуманность и христианство, он [Леонтьев] относит идеи гуманизма к простым, в отличие от сложности идей христианства, ибо гуманность однозначно отрицает страдания и утверждает стремление к равенству и счастью. Обиды, горести, разорения, страдания целительны, полезны для людей, и всякий духовно значительный человек непременно прошёл через страдания и лишения■ (Там же. С. 100). Картина написана через 4 года после убийства Александра II, через 24 года после отмены крепостного права, то есть во время политической реакции и страшного для одних и воодушевляющего для других наступления капитализма. И┘ народонаселение росло поражающими темпами (это, впрочем, было известно лишь статистикам, но на то и существуют художники, чтоб чуять). Величие народа выразил Репин, выразив тем своё подсознание, и идя наперекор народникам, разгромленным режимом Александра III. Плевать ему было на то, что принято в приличном обществе за общественный прогресс, и что пребывало по мнению этих прогрессивных в упадке. Они были слепы, а он им открывал неведомое. Это ли не реализм?! Я признаю, что метод, отказываться считать целью создания художника то, что видит глаз зрителя, чреват┘ Субъективизмом, волюнтаризмом, натягиванием себя, интерпретатора, на художника. Причём я ж не разрешаю себе опираться на собственные слова художника. Например, на такие: ⌠Что за нелепость √ самодержавие. Какая это неестественная, опасная и отвратительная по своим последствиям выдумка дикого человека■ (http://www.e-reading.biz/chapter.php/85371/27/Moleva_-_Ot_Velikoii_knyagini_do_Imperatricy._Zhenshchiny_carstvuyushchego_doma.html). Художник-де наиболее правдив в своём произведении. В случае с Репиным я могу сослаться лишь на его отказ жить в Советской России. Он не считал, что жизнь заведомо плохо устроена, и надо её революционно переделывать. Ну хорошо, публика из ⌠Святой Руси■, может, малообразованна и не знает про художественность как противоречивость. Вообще много таких, кто этого не знает. Но. Можно ж и доверять вкусу пяти (или сколько там?) поколений. Наконец, человек же с минимальным образованием знает, что искусство имеет дело не с тем, что было в действительности, а с выдумкой. Следовательно, какая ему разница, убивал Грозный сына или не убивал. Репин использовал бывшее в ходу мнение, что убивал, как одну из необходимых ему противоречивых красок, и √ прав. Для того на картине никого, кроме царя и сына, вокруг нет, и посох стальной окровавленный на полу валяется. То есть царь и убил. И как можно теперь поднимать вопрос, что это антиисторично? Надо быть дикарём √ так ставить вопрос. Это, как стрелять в белых на киноэкране, чтоб те не успели убить Чапаева. 4 сентября 2013 г.
|
|||||||||||||||
03.10.2013 |
|
|||||||||||||||
21.09.2013 |
|
|||||||||||||||
14.09.2013 |
|
|||||||||||||||
09.09.2013 |
Может ли состояться несостоявшийся человек.
|
|||||||||||||||
08.09.2013 |
|
|||||||||||||||
05.09.2013 |
Почему гениально "Слово о полку Игореве".
|
|||||||||||||||
02.09.2013 |
|
|||||||||||||||
29.08.2013 |
Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".
|
|||||||||||||||
22.08.2013 |
|
|||||||||||||||
18.08.2013 |
Трагедия Просвещения и Бетховена.
|
|||||||||||||||
16.08.2013 |
Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.
|
|||||||||||||||
13.08.2013 |
|
|||||||||||||||
12.08.2013 |
|
|||||||||||||||
09.08.2013 |
|
|||||||||||||||
04.08.2013 |
|
|||||||||||||||
02.08.2013 |
|
|||||||||||||||
30.07.2013 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"