TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.01.2014
12:45

К 76-й годовщине со дня рождения Высоцкого

    или Образный смысл √ это не художественный смысл. Накануне 76-й годовщины со дня рождения Высоцкого я был уличён в существующих и не существующих ошибках в одной . . .

22.01.2014
10:17

Короче, чужой Коротич.

    Я каждый вечер, годами, слушаю украинский националистский телеканал. Знаю, сколько ненависти с него льётся десятилетиями. Я теперь вижу, как он показывает этот . . .

20.01.2014
12:41

Нет. Не растерял Растеряев...

    Усомнился я┘ Послушайте (тут). И посмотрите. Ходики идут. На столе вино. Солнца луч стучит в закрытое окно. Я пока что трезв. А вчера был пьян. Философия одна √ . . .

18.01.2014
21:17

Кабаков постмодернистом притворился?

    Все встречались с рифмоплётами. В их произведениях есть противоречие: фразирующее произношение сталкивается с тактирующим. А никакого особого впечатления на . . .

28.12.2013
12:22

Надо ли каяться за попытку построить коммунизм.

    Я, занимающийся открытиями художественного смысла произведений искусства, всегда скрытого, если произведение таки художественное, решил сделать отступление . . .

18.12.2013
18:41

Аранышев. Проверка.

    Я получил возражение на свой вывод, что Аранышев √ пробуддист (см. тут). Картина "Звуки тишины", мол, символистская. А символизм √ это ж нечто мечтательное о чём-то . . .

16.12.2013
17:01

И вот такую любовь-поглощение Украина отвергла.

    Хочется как-то отреагировать на события на Украине. Разрешите, я перепечатаю давно стоящий в интернете материал 1993 года создания. Мало ж кто туда заглядывает. Плюс . . .

15.12.2013
12:29

Аранышев.

    Было так. Я спросил Яндекс: "Лучшие художники современного искусства". Что-то выбрал в предложенном перечне сайтов, открыл, а там список из нескольких фамилий с . . .

13.12.2013
13:34

Но как я пролетел!

    Пролетел я с оценкой (обнаруженного одним ни в чём не заинтересованным корреспондентом) безразличия большинства присутствующих на евромайдане к евроинтеграции . . .

11.12.2013
14:00

Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?

    Отправной точкой моего разбора являются две идеи: идеостиля и повторяемости его в веках. Например, тяга к классицизму в советском искусстве. Классицизм √ . . .

08.12.2013
18:02

Франсуа Буше.

    Я рококо понимаю как индивидуалистический бунт против обществизма при классицизме. А поскольку сильнейшая степень такого бунта есть в веках повторяющееся . . .

01.12.2013
22:40

Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.

    Я всё ругаюсь на искусство, ограничивающее себя образами для выражения того, что хочет сказать художник. Слабо, мол. Выражает знаемое. То ли дело, мол, выражать . . .

01.12.2013
15:47

Не про "Идеального мужа" Богомолова.

    Что бывает если отдаться тому, что тебя несёт? Вдруг что-то остро-интересное? Меня несёт всё усиливающееся ощущение падения высокого искусства. Падение √ из-за . . .

27.11.2013
12:33

Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.

    Герман не прогнулся перед наступившим капитализмом. То же будет и с ⌠Трудно быть богом■. http://art-otkrytie.narod.ru/german-st.htm Признак состоит в том, что Герман сделал в . . .

25.11.2013
08:47

Иванов и Велединский

    Недавно в клубе ⌠Что? Где? Когда?■ прозвучал смешной вопрос: ⌠Почему крестьяне не разбили статую?■ Ввод в вопрос приблизительно такой. Во время революции . . .

10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным:

    ⌠В конце 1825 года находился я в деревне. Перечитывая ⌠Лукрецию■, довольно слабую поэму Шекспира, я подумал: что если б Лукреции пришла в голову мысль дать пощечину Тарквинию? быть может, это охладило б его предприимчивость, и он со стыдом принужден был отступить? Лукреция б не зарезалась. Публикола не взбесился бы, Брут не изгнал бы царей, и мир и история мира были бы не те.

    Итак, республикою, консулами, диктаторами, Катонами, Кесарем мы обязаны соблазнительному происшествию, подобному тому, которое случилось недавно в моем соседстве, в Новоржевском уезде.

    Мысль пародировать историю и Шекспира мне представилась. Я не мог воспротивиться двойному искушению и в два утра написал эту повесть.

    Я имею привычку на моих бумагах выставлять год и число. ⌠Граф Нулин■ писан 13 и 14 декабря. Бывают странные сближения (http://www.rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/02misc/1037.htm).

    Это день восстания декабристов.

    И Быков выставляет в этих произведениях Пушкина: в самой поэме и в заметке о ней, - сторонником декабристов, борцов против царской тирании. По аналогии с Ходорковским, борцом против путинского режима.

    А ведь Быков ошибается, - подумал я. Пушкин к 1825-му году давно разочаровался в декабризме. В литературном изводе это означало разочароваться в романизме. ⌠Граф Нулин■ всеми считается первым полностью реалистическим произведением. До того реализм лишь просвечивал. И многие ошибались: сами поэмы, что после ⌠Руслана и Людмилы■, считали романтическими, тогда как те (и ⌠Кавказский пленник■, и ⌠Братья-разбойники■, и ⌠Бахчисарайский фонтан■, и ⌠Цыганы■) вполне романтическим не были. Даже эпилог ⌠Руслана и Людмилы■ не был.

    Я уж не говорю, что Пушкин был совсем разным человеком в 1825 и в 1830 годах. Заметку о ⌠Нулине■ он писал в 1830-м, а Быков этого и не замечает.

    А на самом деле┘

    ⌠Сравнение Нулина с Тарквинием наглядно демонстрирует различие в основательности точек опоры героев при сходном по цели поступке. Но главное не в этом, а в энергии. В "новом Тарквинии" ее слишком мало, его не питает "земля", нечто органичное, что сообщает желаниям и поступкам "чудесную" силу. Для того, чтобы "быть Наполеоном" в нем слишком мало жизненных соков.

    Заметку же о "Графе Нулине" Пушкин написал, когда уже знал о "робости" действий мятежных товарищей, и об ответе, который был дан "с испугу" уже не Натальей Павловной, а Николаем Павловичем. Пушкин не ошибся в понимании "природы" человека наиболее, по тем временам, политически дееспособного слоя общества■ (Александр Белый. http://www.as-pushkin.net/pushkin/articles/belyj/graf-nulin.php).

    Разочаровавшись в европейских, сплошь потерпевших поражение, дворянских революциях 20-х годов, Пушкин пришёл к реализму. То есть к мысли, что просто добрыми намерениями героев, романтических героев, жизнь к лучшему не изменишь. Что есть законы Истории. И они такие в 20-х годах, что погоду делают монархи, а не карбонарии. То есть, - если приспособить понимание Александра Белого, - по сравнению с монархами, у революционеров ⌠энергии┘ слишком мало■. А у молодого Шекспира её было слишком много. Он, - скажу от себя, - был тогда представителем Возрождения. Чего-то похожего на сомнительный уже для Пушкина гражданский романтизм. (И потому, может, Пушкин в 1830 году шекспировскую ⌠Лукрецию■ оценивает как ⌠довольно слабую■.) Но в 1825-м он так ещё не считал: ⌠В поэме Шекспира важно, что она "высокая" по пафосу и стилю, повествует о драматическом моменте римской истории■ (Там же). А декабристы считали себя новыми римлянами, римлянами-республиканцами. И, чтоб поиздеваться над выступающими против всесильных законов Истории романтиками-декабристами, что надо было сделать с высоким Шекспиром? √ Надо было часть его фабулы √ успешное изнасилование, повернувшее историю, √ обхохотать. Неуспешной попыткой некого родственника декабристов (дэнди тоже были за вольность) овладеть довольно доступной, как показал смех помещика Лидина, Натальей Павловной.

    А Пушкин же √ художник. То есть вдохновляют его противоречия. Их столкновение. Вернее, на самом деле наоборот. Его ещё недоосознаваемый идеал угадывать закон Истории (промонархический) для выражения себя требует противоречий. И тут их пруд пруди. Успешность изнасилования у Шекспира приводила в конечном итоге к победе в Риме республиканского строя. А неуспешность Нулина-дэнди-декабристов предрекала нестановление республики в России. Затем. Успешность насильника у Шекспира сопоставляласть с думающим, что он успешен, Нулиным. Графам-де все двери открыты. Таков-де закон. И √ Нулин едет ⌠С ужасной книжкою Гизота■. Того, кто считал, как и подсознание Пушкина, что историей правят законы истории. Так имело смысл выразить это подсознание через наоборот: провалом закона. Или торжеством случая: Нулин Наталье Павловне не понравился, чтоб отдаться ему, вот она и дала ему пощёчину. Хотя┘ Просто не так решительно действовал Нулин, потому и схлопотал пощёчину. А нерешительность √ уже опять действие закона. Только неведомого Нулину. Зато ведомого подсознанию Пушкина. А подсознание √ чертовская мощь. Оно предугадало то, что и декабристы-то нерешительно действовали. Вот это предугадывание и есть странное сближение противоположного: шекспировского и Новоржевского (там поповна не далась А. Н. Вульфу). Некомплиментарного для декабристов. А уж совпадение даты написания поэмы с датой восстания декабристов было тем более знаменательным. Странным. И совсем, опять же, для декабристов не комплиментарным.

    Эта некомплиментарность в 1830 году поддерживалась новым идеалом Пушкина того времени: идеалом консенсуса в сословном обществе (коллективной субъективности, по Бочарову). Идеал дважды противоположен декабристскому. И за эволюцию он (а не за революцию, как у декабристов), и за привлечение к преобразованию народа (тоже не как у декабристов).

    Так что привлечение воинствующим Дмитрием Быковым Пушкина и ⌠Графа Нулина■ касательно декабристов для прославления Ходорковского есть полное игнорирование литературоведения.

    Мог ли Быков этого не знать? Учился всё-таки на журфаке МГУ┘

    Не мог.

    С другой стороны, что себе оранжевый не разрешит ради отрешения Путина от власти до срока. Учитывая горячий темперамент хоть некоторых, кто привык верить, а не проверять.

    9 ноября 2013 г.

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100