Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
24.01.2014 |
К 76-й годовщине со дня рождения Высоцкого
|
22.01.2014 |
|
20.01.2014 |
|
18.01.2014 |
Кабаков постмодернистом притворился?
|
28.12.2013 |
Надо ли каяться за попытку построить коммунизм.
|
18.12.2013 |
|
16.12.2013 |
И вот такую любовь-поглощение Украина отвергла.
|
15.12.2013 |
|
13.12.2013 |
|
11.12.2013 |
Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?
|
08.12.2013 |
|
01.12.2013 |
Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.
|
01.12.2013 |
Не про "Идеального мужа" Богомолова.
|
27.11.2013 |
Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.
|
25.11.2013 |
|
10.11.2013 |
Ай да Быков! Ай не молодец! ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года находился я в деревне. Перечитывая ⌠Лукрецию■, довольно слабую поэму Шекспира, я подумал: что если б Лукреции пришла в голову мысль дать пощечину Тарквинию? быть может, это охладило б его предприимчивость, и он со стыдом принужден был отступить? Лукреция б не зарезалась. Публикола не взбесился бы, Брут не изгнал бы царей, и мир и история мира были бы не те. Итак, республикою, консулами, диктаторами, Катонами, Кесарем мы обязаны соблазнительному происшествию, подобному тому, которое случилось недавно в моем соседстве, в Новоржевском уезде. Мысль пародировать историю и Шекспира мне представилась. Я не мог воспротивиться двойному искушению и в два утра написал эту повесть. Я имею привычку на моих бумагах выставлять год и число. ⌠Граф Нулин■ писан 13 и 14 декабря. Бывают странные сближения (http://www.rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/02misc/1037.htm). Это день восстания декабристов. И Быков выставляет в этих произведениях Пушкина: в самой поэме и в заметке о ней, - сторонником декабристов, борцов против царской тирании. По аналогии с Ходорковским, борцом против путинского режима. А ведь Быков ошибается, - подумал я. Пушкин к 1825-му году давно разочаровался в декабризме. В литературном изводе это означало разочароваться в романизме. ⌠Граф Нулин■ всеми считается первым полностью реалистическим произведением. До того реализм лишь просвечивал. И многие ошибались: сами поэмы, что после ⌠Руслана и Людмилы■, считали романтическими, тогда как те (и ⌠Кавказский пленник■, и ⌠Братья-разбойники■, и ⌠Бахчисарайский фонтан■, и ⌠Цыганы■) вполне романтическим не были. Даже эпилог ⌠Руслана и Людмилы■ не был. Я уж не говорю, что Пушкин был совсем разным человеком в 1825 и в 1830 годах. Заметку о ⌠Нулине■ он писал в 1830-м, а Быков этого и не замечает. А на самом деле┘ ⌠Сравнение Нулина с Тарквинием наглядно демонстрирует различие в основательности точек опоры героев при сходном по цели поступке. Но главное не в этом, а в энергии. В "новом Тарквинии" ее слишком мало, его не питает "земля", нечто органичное, что сообщает желаниям и поступкам "чудесную" силу. Для того, чтобы "быть Наполеоном" в нем слишком мало жизненных соков. Заметку же о "Графе Нулине" Пушкин написал, когда уже знал о "робости" действий мятежных товарищей, и об ответе, который был дан "с испугу" уже не Натальей Павловной, а Николаем Павловичем. Пушкин не ошибся в понимании "природы" человека наиболее, по тем временам, политически дееспособного слоя общества■ (Александр Белый. http://www.as-pushkin.net/pushkin/articles/belyj/graf-nulin.php). Разочаровавшись в европейских, сплошь потерпевших поражение, дворянских революциях 20-х годов, Пушкин пришёл к реализму. То есть к мысли, что просто добрыми намерениями героев, романтических героев, жизнь к лучшему не изменишь. Что есть законы Истории. И они такие в 20-х годах, что погоду делают монархи, а не карбонарии. То есть, - если приспособить понимание Александра Белого, - по сравнению с монархами, у революционеров ⌠энергии┘ слишком мало■. А у молодого Шекспира её было слишком много. Он, - скажу от себя, - был тогда представителем Возрождения. Чего-то похожего на сомнительный уже для Пушкина гражданский романтизм. (И потому, может, Пушкин в 1830 году шекспировскую ⌠Лукрецию■ оценивает как ⌠довольно слабую■.) Но в 1825-м он так ещё не считал: ⌠В поэме Шекспира важно, что она "высокая" по пафосу и стилю, повествует о драматическом моменте римской истории■ (Там же). А декабристы считали себя новыми римлянами, римлянами-республиканцами. И, чтоб поиздеваться над выступающими против всесильных законов Истории романтиками-декабристами, что надо было сделать с высоким Шекспиром? √ Надо было часть его фабулы √ успешное изнасилование, повернувшее историю, √ обхохотать. Неуспешной попыткой некого родственника декабристов (дэнди тоже были за вольность) овладеть довольно доступной, как показал смех помещика Лидина, Натальей Павловной. А Пушкин же √ художник. То есть вдохновляют его противоречия. Их столкновение. Вернее, на самом деле наоборот. Его ещё недоосознаваемый идеал угадывать закон Истории (промонархический) для выражения себя требует противоречий. И тут их пруд пруди. Успешность изнасилования у Шекспира приводила в конечном итоге к победе в Риме республиканского строя. А неуспешность Нулина-дэнди-декабристов предрекала нестановление республики в России. Затем. Успешность насильника у Шекспира сопоставляласть с думающим, что он успешен, Нулиным. Графам-де все двери открыты. Таков-де закон. И √ Нулин едет ⌠С ужасной книжкою Гизота■. Того, кто считал, как и подсознание Пушкина, что историей правят законы истории. Так имело смысл выразить это подсознание через наоборот: провалом закона. Или торжеством случая: Нулин Наталье Павловне не понравился, чтоб отдаться ему, вот она и дала ему пощёчину. Хотя┘ Просто не так решительно действовал Нулин, потому и схлопотал пощёчину. А нерешительность √ уже опять действие закона. Только неведомого Нулину. Зато ведомого подсознанию Пушкина. А подсознание √ чертовская мощь. Оно предугадало то, что и декабристы-то нерешительно действовали. Вот это предугадывание и есть странное сближение противоположного: шекспировского и Новоржевского (там поповна не далась А. Н. Вульфу). Некомплиментарного для декабристов. А уж совпадение даты написания поэмы с датой восстания декабристов было тем более знаменательным. Странным. И совсем, опять же, для декабристов не комплиментарным. Эта некомплиментарность в 1830 году поддерживалась новым идеалом Пушкина того времени: идеалом консенсуса в сословном обществе (коллективной субъективности, по Бочарову). Идеал дважды противоположен декабристскому. И за эволюцию он (а не за революцию, как у декабристов), и за привлечение к преобразованию народа (тоже не как у декабристов). Так что привлечение воинствующим Дмитрием Быковым Пушкина и ⌠Графа Нулина■ касательно декабристов для прославления Ходорковского есть полное игнорирование литературоведения. Мог ли Быков этого не знать? Учился всё-таки на журфаке МГУ┘ Не мог. С другой стороны, что себе оранжевый не разрешит ради отрешения Путина от власти до срока. Учитывая горячий темперамент хоть некоторых, кто привык верить, а не проверять. 9 ноября 2013 г.
|
03.11.2013 |
Всё проходит. А унижение народа?..
|
01.11.2013 |
|
20.10.2013 |
|
12.10.2013 |
Внимательность первооткрывателя.
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"