TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.01.2014
12:45

К 76-й годовщине со дня рождения Высоцкого

    или Образный смысл √ это не художественный смысл. Накануне 76-й годовщины со дня рождения Высоцкого я был уличён в существующих и не существующих ошибках в одной . . .

22.01.2014
10:17

Короче, чужой Коротич.

    Я каждый вечер, годами, слушаю украинский националистский телеканал. Знаю, сколько ненависти с него льётся десятилетиями. Я теперь вижу, как он показывает этот . . .

20.01.2014
12:41

Нет. Не растерял Растеряев...

    Усомнился я┘ Послушайте (тут). И посмотрите. Ходики идут. На столе вино. Солнца луч стучит в закрытое окно. Я пока что трезв. А вчера был пьян. Философия одна √ . . .

18.01.2014
21:17

Кабаков постмодернистом притворился?

    Все встречались с рифмоплётами. В их произведениях есть противоречие: фразирующее произношение сталкивается с тактирующим. А никакого особого впечатления на . . .

28.12.2013
12:22

Надо ли каяться за попытку построить коммунизм.

    Я, занимающийся открытиями художественного смысла произведений искусства, всегда скрытого, если произведение таки художественное, решил сделать отступление . . .

18.12.2013
18:41

Аранышев. Проверка.

    Я получил возражение на свой вывод, что Аранышев √ пробуддист (см. тут). Картина "Звуки тишины", мол, символистская. А символизм √ это ж нечто мечтательное о чём-то . . .

16.12.2013
17:01

И вот такую любовь-поглощение Украина отвергла.

    Хочется как-то отреагировать на события на Украине. Разрешите, я перепечатаю давно стоящий в интернете материал 1993 года создания. Мало ж кто туда заглядывает. Плюс там не было репродукций, а теперь я могу их делать.

    -------

    География моих отчетов должна сузиться. Распалась страна, хозяйство.

    Может, в последний раз я был в командировке в Ленинграде (уже С. Петербурге). Я, впрочем, и прежде туда редко ездил.

    ...Троллейбус по пути с окраины в центр вынырнул на набережную Невы где-то у Охтинского моста. Река с Дворцовой набережной как-то примелькалась и не чувствуется, насколько она могуча. То на ростральные колонны обратишь внимание, то на Петропавловскую крепость и т.д. А здесь - непримечательные громады домов высились на другом берегу. И - смотреть хочется исключительно на реку. А она бушует. Ветер вздымает волны против течения. А течение гонит к морю. Как бы две стихии борются. Как бы образ самой могучей России, бушующей и неукротимой,- в этой Неве.

    Поразительная страна. Поразительная культура. "Как черная дыра,- говорил один умница,- она втягивает в себя окружающее и превращает в свое".

    Могла ли русской культуре противостоять украинская в рамках царской, а затем советской империи? Не могла, думаю. Прав был один корреспондент "Известий", когда он, переведенный из "восставшей" Литвы в Украину, сделал выводы из своей прибалтийской неуживчивости с националистами и стал их в чем-то понимать, прав - 400 лет Россия неспеша переваривала Украину.

    Вот эта мысль корреспондента после посещения С.Петербурга все возникала у меня, когда я вспоминал огромную выставку Куинджи в Русском музее.

    Куинджи любил рисовать Украину... Он, может, выходец оттуда. Но он, наверно, и не заметил, что превращает Украину в Россию.

    Ведь Россия - это могущество, широта, если двумя словами. Волга очень хорошо ее выражает.

    Я видел Главный Кавказский хребет с Эльбруса. Так вид на слияние Оки и Волги с высокого берега - колоссальнее. Я это слияние рассматривал зимой, горизонта в легком морозном тумане не видно было. И - это сама бесконечность начиналась под ногами и уходила в небо.

    Вот таким же абсолютом выглядит у Куинджи "Днепр утром" (1881г.), двухметровая в ширину и полутораметровая в высоту картина.

    Клевер, кашка, репейник, бабочка-капустница, еще одна бабочка - коричневая в павлиньих глазках. Тысячи репейников на склоне. И под горою. И до горизонта. И больше ничего. Степь. Да Днепр внизу... с крошечным пароходиком... и дымком над ним. Да одинокая птица, перелетающая реку. Пустые берега... Нет! Полные. Чем? Потенцией?.. Да нет - счастьем, счастьем острого чувства родины. Вот почему так сияет небо, затянутое тонкой белой облачностью. Ро-ди-на!

    И то же - в "Чумацком тракте в Мариуполе" (1875 г.) на таком же огромном холсте. То же сияющее небо, хоть дождь. И совершенно невзрачная природа - грязь непролазная, лужи по колено, только волы и могут тащить эти повозки, только мужики и способны вытягивать из грязи ноги и двигаться и двигаться неутомимо, вопреки всему.

    Это еще от Саврасова пошло - писать низменнейшее, клочек земли или болото и в нем... Хочется написать: "высочайшее". Но лучше - "Нет слов". Это - любовь.

    Соответственно - ни одного мазка кистью не заметишь на этих огромных полотнах. Только обожая можно так вырисовывать.

    И вот такую любовь-поглощение Украина теперь отвергла.

    А что, если еще Куинджи стал все-таки нащупывать особенность Украины?

    Когда слушаешь теперь украинских патриотов, обращаешь внимание, что они без обиняков любуются своей землей. Может, она и вправду в общем благодатнее, чем русская?

    "Ночное" (1905-1908 гг.). Два метра потухающего неба без намека на мазки масляной краски с плавным переходом от темно-сине-зеленого до чуть розовой зари. И рог месяца в центре картины. И это опять над Днепром. И неоглядные дали... И кораблик внизу...

    Но только здесь не мощь, а колдовская чарующая прелесть. Всеобъемлющая.

    А знаменитая "Лунная ночь над Днепром" (1880 г.). То, про которую думали, что подсвечивает художник этот холст сзади. Чудо-картина. Чудо-природа. Нега и теплота веет от черноты ее ночи и, казалось бы, холодного фосфорического сияния луны и лунного блеска реки.

    Как-то без всякого противоречия, хоть и банально, но входит в душу: красота вызывает любовь. И цепенеешь.

    Кроме гладкописи, простоты объектов изображения и современности этих объектов художнику есть еще два немаловажных элемента перечисленных картин, которые объединяют все эти произведения: большие размеры полотен и... казалось бы, различие, но нет - сходство - большой промежуток, охватываемый временем их создания (1875 - 1908 гг.). Перед нами эпические полотна, перед нами образ страны, не меньше, в чем-то не менявшейся все это время. В чем-то...

    Нет ли у появления у Куинджи эпической тенденции той же причины, что привела и литературу XIX века в России к эпичности?

    "На протяжении всего XIX века в России оставался всеобщим и ключевым крестьянский вопрос: от его решения зависела историческая жизнь нации, дальнейшая ее судьба". (Поражение в крымской войне, в японской, угроза превращения - из-за отсталости - в полуколонию.) Не решили этого проклятого вопроса ни отмена крепостничества в 1861 году, ни хождение интеллигенции в народ в 70-х годах, ни революция 1905 года. В результате "в противоположность аналитическому изображению общества у западноевропейских мастеров реализма в русской литературе утвердился эпический принцип изображения "судьбы человеческой" и "судьбы народной" в их единстве и исторической взаимосвязанности". А что - изобразительно-живописно - больше всего пригодно для выражения этих "единства и исторической взаимозависимости" всех в стране? - Земля и небо. И причем на полотне эпических размеров.

    Так что можно сказать, что похожесть Украины и России у Куинджи кроется не в подминании одной другою, а в общей исторической судьбе. Это наднациональная общность. Не исключающая - как факт (в последних двух упомянутых картинах из четырех) - национального своеобразия при похожей мощи и широте.

    Ну, а как же,- скажете,- с отсутствием минора: как-никак, а нерешенный же крестьянский вопрос вел к эпичности в выражении (изображением) судьбы страны. Ответ есть: решение предчувствовалось. В будущем. Скором. Все это время предчувствовалось как-то. В эпопее Толстого - путем единения с крестьянством близкого к народу дворянства. В живописных эпических лесных пейзажах Шишкина - может, путем славянофильской надежды на особую историческую судьбу России, особую - из-за общинных традиций крестьянства. В эпических полотнах Куинджи, может, похожая надежда таится, наверно, эволюционная (раз не реагировал художник на поражения ни хождений в народ, ни революции): не катаньем, так мытьем - а народ свое возьмет... Что-то было за душой у Куинджи, что делало его, можно сказать, романтическим реалистом, историческим оптимистом.

    -------

    А вспомнил я о Куинджи потому, что наткнулся на его картину, может, и не виденную раньше.

    Дарьяльяское ущелье. Лунная ночь. 1890 - 1895.

    http://kuinje.ru/shedevr/kuinji7.php

    И кто его знает, Россия теперь это место или нет. Но при Куинджи это была Россия. И - он мощь изображения России распространил и на Кавказ. И та же любовь и сказка.

    16 декабря 2013 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
309829  2013-12-16 17:48:15
Воложин
- Не знаю, правда ли, но я слышал от одной учительницы, что когда дети рано учат одновременно русский и украинский, то они хорошо не выучивают ни один. Из-за близкородственности. То, что в украинском норма, в русском часто ошибка.

Потом украинская культура слабее и из-за этого имеет тенденцию заменяться русской. Там из-за этого боятся введения русского как второго государственного.

15.12.2013
12:29

Аранышев.

    Было так. Я спросил Яндекс: "Лучшие художники современного искусства". Что-то выбрал в предложенном перечне сайтов, открыл, а там список из нескольких фамилий с . . .

13.12.2013
13:34

Но как я пролетел!

    Пролетел я с оценкой (обнаруженного одним ни в чём не заинтересованным корреспондентом) безразличия большинства присутствующих на евромайдане к евроинтеграции . . .

11.12.2013
14:00

Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?

    Отправной точкой моего разбора являются две идеи: идеостиля и повторяемости его в веках. Например, тяга к классицизму в советском искусстве. Классицизм √ . . .

08.12.2013
18:02

Франсуа Буше.

    Я рококо понимаю как индивидуалистический бунт против обществизма при классицизме. А поскольку сильнейшая степень такого бунта есть в веках повторяющееся . . .

01.12.2013
22:40

Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.

    Я всё ругаюсь на искусство, ограничивающее себя образами для выражения того, что хочет сказать художник. Слабо, мол. Выражает знаемое. То ли дело, мол, выражать . . .

01.12.2013
15:47

Не про "Идеального мужа" Богомолова.

    Что бывает если отдаться тому, что тебя несёт? Вдруг что-то остро-интересное? Меня несёт всё усиливающееся ощущение падения высокого искусства. Падение √ из-за . . .

27.11.2013
12:33

Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.

    Герман не прогнулся перед наступившим капитализмом. То же будет и с ⌠Трудно быть богом■. http://art-otkrytie.narod.ru/german-st.htm Признак состоит в том, что Герман сделал в . . .

25.11.2013
08:47

Иванов и Велединский

    Недавно в клубе ⌠Что? Где? Когда?■ прозвучал смешной вопрос: ⌠Почему крестьяне не разбили статую?■ Ввод в вопрос приблизительно такой. Во время революции . . .

10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года . . .

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

20.10.2013
15:03

Наталья Гончарова, но не та.

    + Я воспользуюсь самоцитатой из другой своей статьи об абстрактной живописи (см. тут): "абстракционизм √ это человеконенавистничество". Гончарова. Испанка. Около . . .

12.10.2013
17:00

Внимательность первооткрывателя.

    В этой заметке я пользуюсь достижениями, записанными тут. Раз я считаю, что большой художник выражает подсознательное, то могу думать, что эта таинственная . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100