Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
24.01.2014 |
К 76-й годовщине со дня рождения Высоцкого
|
|||||
22.01.2014 |
|
|||||
20.01.2014 |
|
|||||
18.01.2014 |
Кабаков постмодернистом притворился?
|
|||||
28.12.2013 |
Надо ли каяться за попытку построить коммунизм.
|
|||||
18.12.2013 |
|
|||||
16.12.2013 |
И вот такую любовь-поглощение Украина отвергла. Хочется как-то отреагировать на события на Украине. Разрешите, я перепечатаю давно стоящий в интернете материал 1993 года создания. Мало ж кто туда заглядывает. Плюс там не было репродукций, а теперь я могу их делать. ------- География моих отчетов должна сузиться. Распалась страна, хозяйство. Может, в последний раз я был в командировке в Ленинграде (уже С. Петербурге). Я, впрочем, и прежде туда редко ездил. ...Троллейбус по пути с окраины в центр вынырнул на набережную Невы где-то у Охтинского моста. Река с Дворцовой набережной как-то примелькалась и не чувствуется, насколько она могуча. То на ростральные колонны обратишь внимание, то на Петропавловскую крепость и т.д. А здесь - непримечательные громады домов высились на другом берегу. И - смотреть хочется исключительно на реку. А она бушует. Ветер вздымает волны против течения. А течение гонит к морю. Как бы две стихии борются. Как бы образ самой могучей России, бушующей и неукротимой,- в этой Неве. Поразительная страна. Поразительная культура. "Как черная дыра,- говорил один умница,- она втягивает в себя окружающее и превращает в свое". Могла ли русской культуре противостоять украинская в рамках царской, а затем советской империи? Не могла, думаю. Прав был один корреспондент "Известий", когда он, переведенный из "восставшей" Литвы в Украину, сделал выводы из своей прибалтийской неуживчивости с националистами и стал их в чем-то понимать, прав - 400 лет Россия неспеша переваривала Украину. Вот эта мысль корреспондента после посещения С.Петербурга все возникала у меня, когда я вспоминал огромную выставку Куинджи в Русском музее. Куинджи любил рисовать Украину... Он, может, выходец оттуда. Но он, наверно, и не заметил, что превращает Украину в Россию. Ведь Россия - это могущество, широта, если двумя словами. Волга очень хорошо ее выражает. Я видел Главный Кавказский хребет с Эльбруса. Так вид на слияние Оки и Волги с высокого берега - колоссальнее. Я это слияние рассматривал зимой, горизонта в легком морозном тумане не видно было. И - это сама бесконечность начиналась под ногами и уходила в небо. Вот таким же абсолютом выглядит у Куинджи "Днепр утром" (1881г.), двухметровая в ширину и полутораметровая в высоту картина. Клевер, кашка, репейник, бабочка-капустница, еще одна бабочка - коричневая в павлиньих глазках. Тысячи репейников на склоне. И под горою. И до горизонта. И больше ничего. Степь. Да Днепр внизу... с крошечным пароходиком... и дымком над ним. Да одинокая птица, перелетающая реку. Пустые берега... Нет! Полные. Чем? Потенцией?.. Да нет - счастьем, счастьем острого чувства родины. Вот почему так сияет небо, затянутое тонкой белой облачностью. Ро-ди-на! И то же - в "Чумацком тракте в Мариуполе" (1875 г.) на таком же огромном холсте. То же сияющее небо, хоть дождь. И совершенно невзрачная природа - грязь непролазная, лужи по колено, только волы и могут тащить эти повозки, только мужики и способны вытягивать из грязи ноги и двигаться и двигаться неутомимо, вопреки всему. Это еще от Саврасова пошло - писать низменнейшее, клочек земли или болото и в нем... Хочется написать: "высочайшее". Но лучше - "Нет слов". Это - любовь. Соответственно - ни одного мазка кистью не заметишь на этих огромных полотнах. Только обожая можно так вырисовывать. И вот такую любовь-поглощение Украина теперь отвергла. А что, если еще Куинджи стал все-таки нащупывать особенность Украины? Когда слушаешь теперь украинских патриотов, обращаешь внимание, что они без обиняков любуются своей землей. Может, она и вправду в общем благодатнее, чем русская? "Ночное" (1905-1908 гг.). Два метра потухающего неба без намека на мазки масляной краски с плавным переходом от темно-сине-зеленого до чуть розовой зари. И рог месяца в центре картины. И это опять над Днепром. И неоглядные дали... И кораблик внизу... Но только здесь не мощь, а колдовская чарующая прелесть. Всеобъемлющая. А знаменитая "Лунная ночь над Днепром" (1880 г.). То, про которую думали, что подсвечивает художник этот холст сзади. Чудо-картина. Чудо-природа. Нега и теплота веет от черноты ее ночи и, казалось бы, холодного фосфорического сияния луны и лунного блеска реки. Как-то без всякого противоречия, хоть и банально, но входит в душу: красота вызывает любовь. И цепенеешь. Кроме гладкописи, простоты объектов изображения и современности этих объектов художнику есть еще два немаловажных элемента перечисленных картин, которые объединяют все эти произведения: большие размеры полотен и... казалось бы, различие, но нет - сходство - большой промежуток, охватываемый временем их создания (1875 - 1908 гг.). Перед нами эпические полотна, перед нами образ страны, не меньше, в чем-то не менявшейся все это время. В чем-то... Нет ли у появления у Куинджи эпической тенденции той же причины, что привела и литературу XIX века в России к эпичности? "На протяжении всего XIX века в России оставался всеобщим и ключевым крестьянский вопрос: от его решения зависела историческая жизнь нации, дальнейшая ее судьба". (Поражение в крымской войне, в японской, угроза превращения - из-за отсталости - в полуколонию.) Не решили этого проклятого вопроса ни отмена крепостничества в 1861 году, ни хождение интеллигенции в народ в 70-х годах, ни революция 1905 года. В результате "в противоположность аналитическому изображению общества у западноевропейских мастеров реализма в русской литературе утвердился эпический принцип изображения "судьбы человеческой" и "судьбы народной" в их единстве и исторической взаимосвязанности". А что - изобразительно-живописно - больше всего пригодно для выражения этих "единства и исторической взаимозависимости" всех в стране? - Земля и небо. И причем на полотне эпических размеров. Так что можно сказать, что похожесть Украины и России у Куинджи кроется не в подминании одной другою, а в общей исторической судьбе. Это наднациональная общность. Не исключающая - как факт (в последних двух упомянутых картинах из четырех) - национального своеобразия при похожей мощи и широте. Ну, а как же,- скажете,- с отсутствием минора: как-никак, а нерешенный же крестьянский вопрос вел к эпичности в выражении (изображением) судьбы страны. Ответ есть: решение предчувствовалось. В будущем. Скором. Все это время предчувствовалось как-то. В эпопее Толстого - путем единения с крестьянством близкого к народу дворянства. В живописных эпических лесных пейзажах Шишкина - может, путем славянофильской надежды на особую историческую судьбу России, особую - из-за общинных традиций крестьянства. В эпических полотнах Куинджи, может, похожая надежда таится, наверно, эволюционная (раз не реагировал художник на поражения ни хождений в народ, ни революции): не катаньем, так мытьем - а народ свое возьмет... Что-то было за душой у Куинджи, что делало его, можно сказать, романтическим реалистом, историческим оптимистом. ------- А вспомнил я о Куинджи потому, что наткнулся на его картину, может, и не виденную раньше. Дарьяльяское ущелье. Лунная ночь. 1890 - 1895. http://kuinje.ru/shedevr/kuinji7.php И кто его знает, Россия теперь это место или нет. Но при Куинджи это была Россия. И - он мощь изображения России распространил и на Кавказ. И та же любовь и сказка. 16 декабря 2013 г.
|
|||||
15.12.2013 |
|
|||||
13.12.2013 |
|
|||||
11.12.2013 |
Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?
|
|||||
08.12.2013 |
|
|||||
01.12.2013 |
Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.
|
|||||
01.12.2013 |
Не про "Идеального мужа" Богомолова.
|
|||||
27.11.2013 |
Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.
|
|||||
25.11.2013 |
|
|||||
10.11.2013 |
|
|||||
03.11.2013 |
Всё проходит. А унижение народа?..
|
|||||
01.11.2013 |
|
|||||
20.10.2013 |
|
|||||
12.10.2013 |
Внимательность первооткрывателя.
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"