Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
10.10.2013 |
Бедный, всё потерявший, Кундера.
|
06.10.2013 |
Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?
|
04.10.2013 |
|
03.10.2013 |
Подвох Веласкеса. Про Веласкеса пишут, что он так рисовал портреты, что иным портретируемым было страшно смотреть: он-де душу портретируемого напоказ выставлял, и если та была не для показа┘ Пользовался художник тем, что определённо доказать, что он хотел сказать, нельзя √ вот и позволял себе живописать на грани фола. Ну а портретируемые, пользуясь тем же, соглашались, чтоб разоблачающий их портрет, будучи создан, оставался существовать. Фрагмент "Портрета папы Иннокентия Х" (1660, год смерти художника) http://nearyou.ru/velazquez/50innok.html Достала, видно, Веласкеса лживая христианская жизнь, особенно испанская. Мало что пришлось нескончаемо рисовать льстивые портреты короля, так ещё эта инквизиция┘ А верней, её беспринципность. Скажем, нельзя рисовать обнажённое женское тело и нельзя покупать такие произведения. Они подлежат только конфискации и последующему сожжению. А причастные √ к наказанию. Но. Королю можно. У короля целый зал увешан картинами с обнажёнными женщинами.
Королева, намереваясь пройти к королю, оповещает о своём желании, и картины эти завешивают. То же - с коллекцией эротических картин маркиза Эличе. Колоссальный развратник был. Тот, видно, заказал для своего будуара пару к так называемому "Венецианскому ню". "Веласкес, похоже, ответил на эту картину, сознательно всё перевернув. Венецианские ню обычно изображались на фоне пейзажа. Веласкес поместил свою в альков. Веласкес нарисовал её сзади. Венецианская же обнажённая натура изображена спереди. И цвета полностью поменялись. Красная венецианская материя, на которой она лежит, превратилась в насыщенный чёрный цвет, характерный для Веласкеса" (http://www.liveinternet.ru/users/3090603/post176040040/). Одна из придворных актрис, Дамиана, отличалась пристрастием к чёрному белью┘ А этот Эличе, которому поручено было короля развлекать, кастинг актрис проводил в постели. Веласкеса это всё, видно, тайно возмущало. Вот он и выдал. Венера с зеркалом, ок. 1647≈1651http://www.liveinternet.ru/users/tank883/rubric/2284315/ Сияющую попу. Что ещё нужно от женщины скотообразному существу? √ А лицо? √ А лицо для такого почти неважно. Для того оно и дано обладательнице такой превосходной попы от другой женщины: одутловатое. Немыслимое при таком теле. Но, чтоб мыслилось, что не от другой, Веласкес сделал его отражением в зеркале. Мало ли как, мол, могло зеркало исказить. Заодно и нерезким его сделал. В смысле: всё внимание-то у тебя √ на попе, а не лице. Что именно такое критическое направление ⌠мысли■ было у Веласкеса, говорит, критическое изображение им самого папы. Ну и то, что больше обнажённых женщин Веласкес никогда не рисовал. Отвёл душу и с папой, и с маркизом. Один едкий вопрос. Веласкес же знал, что его ⌠Венеру с зеркалом■ люди век или больше не увидят. (Так фактически и случилось.) Знал, а, получается, рассчитывал на потомков, которые его поймут. Со сверхбудущим, получается, общался? Или же он, как Пушкин в иное время: ⌠не дает судьбе победы над собою; он вырывает у ней хоть часть отнятой у него отрады■ (Белинский), - то есть реалист? Нет, реалистом Веласкес быть не мог. Реалистом в том смысле, что художнику открывается то социальное, которое никому из современников ещё не видно, - таким реалистом можно было стать только тогда, когда социальное стало себя так незамаскированно проявлять, как это возможно только с XIX века начиная. Барокко? Соединение несоединимого? Мудрость┘ Это дальнее преддверие реализма?.. Но если ⌠эта важная забава [наслаждаться не любя] достойна старых обезьян■ есть нехорошо, то что хорошо? √ Душевность. Может, в барочном соединении несоединимого она как-то присутствует? Не её ли в Испании нашёл до Веласкеса Сервантес? ⌠Открыв новую, разлитую по всей жизни ⌠идеальность■, Сервантес поистине наслаждается ею на всём протяжении своего повествования. Только двор герцога и ряд более или менее ⌠привилегированных■ персонажей, которые полностью растеряли идеальность минувшего века и не обрели новой, предстают в романе пустыми, ограниченными и пошлыми■ (Кожинов. Происхождение романа. М., 1963. С. 187). Точно то, куда влип Веласкес, став придворным художником. А ведь кем он был до того? Веласкес. ⌠Водонос из Севильи■. 1622. Глядя на эту картину уже можно смело вчитываться в Кожинова о Сервантесе: ⌠┘она приобретает особенную, незаменимую ценность. Всё ⌠идеальное■ схватывается у самых своих истоков, в той единственной реальной почве, на которой оно вообще возникает. Это открытие и совершает роман Сервантеса <┘> [и] живопись <┘> испанская √ на исходе эпохи Возрождения■ (Там же. С. 186 - 187). Вот теперь всё сходится. Веласкес √ это барокко. 12 сентября 2013 г.
|
21.09.2013 |
|
14.09.2013 |
|
09.09.2013 |
Может ли состояться несостоявшийся человек.
|
08.09.2013 |
|
05.09.2013 |
Почему гениально "Слово о полку Игореве".
|
02.09.2013 |
|
29.08.2013 |
Околонаучная фантазия вокруг слова "дипластия".
|
22.08.2013 |
|
18.08.2013 |
Трагедия Просвещения и Бетховена.
|
16.08.2013 |
Вопрос, оставшийся без ответа, грызёт.
|
13.08.2013 |
|
12.08.2013 |
|
09.08.2013 |
|
04.08.2013 |
|
02.08.2013 |
|
30.07.2013 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"