TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.08.2022
14:16

Формалистская дурь иных искусствоведов

    Она из них пробивается как бы помимо их воли. Во всяком случае, мне так представляется, когда я читаю сперва то формалистское (ЧЕМ выражено), которое может вывести . . .

19.08.2022
09:40

Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу

    В своём подходе к очередному произведению Мыльникова, “Изобилие” 1955 года, А.Л. Королев, В.И. Снопов, А.А. Мыльников. Изобилие. 1955. Фреска. я исхожу из знания, что он, в . . .

18.08.2022
10:23

Искусство ли татуировки азовцев?

    Чтоб быть конкретным, помещу одну из них. А ещё – реакцию Карена Шахназарова (она, думаю, сопрягается с тем, что у меня брезжит): "На меня вообще сильное . . .

16.08.2022
10:07

Неожиданная актуальность картины 1946 года

    Когда я на неё наткнулся на днях, мне не хотелось с нею разбираться. Мыльников. Клятва балтийцев. 1946. Ну негативно о войне. Что тут неожиданного? Прикладное . . .

15.08.2022
13:31

«Судью на мыло!» Про оценку художника Мыльникова

    В связи с попавшимся мне обсуждением искусствоведом творчества Мыльникова… – Читаю – и всё абстракции и общие слова. Или не для читателя моего уровня написано, . . .

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

12.08.2022
20:10

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз

    …в иную эпоху для успеха произведения достаточно признания еще более немногочисленной элиты, но зато международной (послевоенный “авангард”, участники . . .

11.08.2022
08:09

Сегодня, в Израиле, я лично ощутил, что Запад катится в фашизм

    Хорошо б только “фашизм” заменить, скажем, словом “ментизм”. От слова “менталитет”. Уничтожение такого-то менталитета – в нашем случае российского. Мне . . .

09.08.2022
14:53

Из грязи в князи?

    Из моего окна видна высокая ель (этажей семь в высоту) и перед нею какое-то дерево (этажа в четыре). Роскошные оба. И колышутся. Дерево – вверх-вниз ветвями, а ель – . . .

07.08.2022
08:01

Как я недавно проспорил одному рисовальщику, думающему, что он смелый,сказав, что Малевич, Поллок и Ротко – ерунда

    Я просто предложил ему пойти на мой просветительский сайт и почитать об этих художниках. Он пошёл, почитал и ответил: “Не убедили”. И он прав. Я поверил, что . . .

06.08.2022
09:30

Кино для души

    Вчера на телевидении праздновали 70-летие Кулистикова. И меня ужалила чья-то похвала (кажется, он сам похвастался): это его заслуга, что на ТВ прижилась непрерывная . . .

04.08.2022
19:15

Не любой прогресс – прогресс

    В 1912 году Александр Бенуа писал, что так много появилось знаменитостей, непосредственному чувству довольно широкой публики ничего не говорящих, что она часто . . .

03.08.2022
21:55

И называйте это натяжкой. Зато логично

    С Левитаном у меня тот случай, который даёт чувственную иллюстрацию того, что восприятие зрителем подсознательного идеала художника подсознанием возможно. Я, . . .

01.08.2022
09:01

Не хочу переставать дурью маяться

    Дурь это гордое хвастание умением "быть “более зрячим, чем когда-либо был человек” (Rilke R. M. Sдmtliche Werke: In 3 Bdn. Wiesbaden, 1957. Bd. 2. S. 10S.)” (Пестова . . .

31.07.2022
21:25

И ещё про Якова Кедми, влюблённого в Россию

    Вот с него и начнём: "Сначала по поводу этой ОДКБ. Ну трудно избавляться от наивности. Ну так вы и не избавляетесь от наивности. Вот часть стран ОДКБ – почти все – . . .

30.07.2022
09:06

Зануда спорит с Фаворским

    Судьба мне послала одну постояннодействующую клеветунью, так одной из её преувеличений относительно меня является моя халтурность: я не дочитываю-де . . .

29.07.2022
10:05

Безвыходное положение и у приемлющих украинские фейки, и у неприемлющих Малевича, Поллока и Ротко

    Вчера у меня был интересный опыт души… Вообще, - вы заметили, читатель? – что я почти все статьи начинаю с себя. Это потому, что они есть результат прислушивания к . . .

26.07.2022
14:54

Всё плохо, и это есть обычность

    Непризнанность в мире учёных позволяет мне не бояться за свой авторитет и делать рискованные суждения (а кто не рискует, тот не пьёт шампанское). Одно из таких . . .

26.07.2022
09:34

Что можно сказать против похвальных слов Бродского о Высоцком

    Вот эти слова:

    "Принято в общем относиться к поэтам-песенникам с некоторым, мягко говоря, отстранением, предубеждением, если угодно. И это в общем до Высоцкого, мое отношение ко всем этим бардам было примерно вот таким. Но именно начав не столько читать, сколько слушать более-менее внимательно, я просто понял, что мы имеем дело, прежде всего, с поэтом, более того, я бы даже сказал, что меня, в некотором роде, не устраивает, что это все сопровождается гитарой. Потому что это само по себе, как текст, совершенно замечательно. То есть, я говорю именно о его способностях, о том, что он делал с языком, о его рифмах. То есть, это гораздо лучше, чем Кирсанов, Маяковский, я уже не говорю о более молодых людях вроде Евтушенко и Вознесенского. Дело в том, что Высоцкий пользовался совершенно феноменальными составными рифмами. До известной степени гитара ему, конечно же, помогала скрадывать этот невероятный труд, который, на мой взгляд, он затрачивал именно на лингвистическую сторону своих песен. Потому что, в принципе, я думаю, они поражают публику, действуют на публику таким образом благодаря не только чисто музыке или содержанию, но бессознательному усвоению слушателем этой языковой фактуры. И в этом смысле потеря Высоцкого - это потеря для языка совершенно ничем невосполнимая” (Ещё один блог о кино).

    Меня не устраивает нарочито формалистский подход Бродского.

    Я полез смотреть, что такое составная рифма.

    "СОСТАВНАЯ РИФМА - рифма с участием союзов, частиц , местоимений и служебных частей речи: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п.” (https://stihi.ru/diary/mylifeis/2015-10-30).

    Другой вариант там же:

    "одно слово рифмуется с двумя…

    Усиленно составную рифму стали вводить футуристы:

    Не затем

    Взвела

    по насыпям ТЕЛ ОНА,

    чтоб, горестный,

    сочил заплаканную гнусь;

    страшной тяжестью всего, что СДЕЛАНО,

    без всяких

    “красиво”,

    прижатый, гнусь.

    (Вл.Маяковский “Война и мир”)”.

    Ах, футуристы! – У меня ж открытие есть насчёт них (извиняюсь за бахвальство). Они молились на прогресс, а в том же обязательно что-то плохое. Что делать? Они, как бы закусив губу до крови продолжали славить прогресс. Особенно хлёстко эта мысль работает на Маяковском. Он, ещё несовершеннолетним, вёл большевистскую агитацию. Два раза был посажен в тюрьму. Там его сумели незаметно перевоспитать и толкнуть из революции в искусство. И он, получилось, предал революцию, тогда как она оставалась его идеалом. Что-то подсознательное в этом его идеале заставило страшно корёжить правила. Одно из них – составные рифмы, которыми Пушкин пользовался "как исключением” (Там же). Потом причины бунтарства у Маяковского менялись. Сперва революция его не устраивала, потому что затормозилась после поражения в 1905 году. Потом за то, что строится централистское общество. В процитированной поэме “Война и мир” (см. тут) Маяковский прогрессом считал пацифизм. Но его скребла совесть, что он не воевал сам. Вот и… составная рифма, в частности.

    Высоцкий подсознательно исповедовал такого же типа идеал, как и русские футуристы – типа трагического героизма. Он был за настоящий социализм, т.е. с государством, отмирающим ради самодеятельности малых коллективов (федерации федераций, если по Прудону). А народ, потребный для этого спал, и он, Высоцкий, как ни рвал глотку, разбудить его к гражданственности не мог. – Та же потребность закусывания губы до крови, славя всё никак не состоящийся настоящий социализм. Соответственно должна быть та же тяга к составным рифмам.

    С Высоцким и составной рифмой мне сразу вспоминается одно из названий его песни “Прерванный полёт”: “Не до…” (Википедия), - включающее составную рифму аж в название.

     

    Кто-то высмотрел плод, что неспел, неспел,

    Потрусили за ствол — он упал, упал...

    Вот вам песня о том, кто не спел, не спел,

    И что голос имел, не узнал, не узнал.

    Может, были с судьбой нелады, нелады

    И со случаем плохи дела, дела —

    А тугая струна на лады, на лады

    С незаметным изъяном легла.

    Он начал робко — с ноты "до",

    Но не допел её, не до...

    Не дозвучал его аккорд, аккорд

    И никого не вдохновил.

    Собака лаяла, а кот -

    Мышей ловил...

    Смешно, не правда ли, смешно? Смешно!

    А он шутил — не дошутил,

    Недораспробовал вино,

    И даже недопригубил.

    Он пока лишь затеивал спор, спор,

    Неуверенно и неспеша, неспеша.

    Словно капельки пота из пор, из пор,

    Из-под кожи сочилась душа, душа.

    Только начал дуэль на ковре, на ковре,

    Еле-еле, едва приступил, приступил,

    Лишь чуть-чуть осмотрелся в игре, в игре,

    И судья ещё счёт не открыл.

    Он знать хотел всё от и до,

    Но не добрался он, не до...

    Ни до догадки, ни до дна, до дна,

    Не докопался до глубин,

    И ту, которая одна, —

    Недолюбил!

    Недолюбил!

    Недолюбил!

    Недолюбил!

    Смешно, не правда ли, смешно? Смешно!

    А он спешил — недоспешил.

    Осталось недорешено

    Всё то, что он недорешил.

    Ни единою буквой не лгу, не лгу —

    Он был чистого слога слуга, слуга.

    И писал ей стихи на снегу, на снегу —

    К сожалению, тают снега, снега.

    Но тогда ещё был снегопад, снегопад

    И свобода писать на снегу...

    И большие снежинки, и град

    Он губами хватал на бегу.

    Но к ней в серебряном ландо

    Он не добрался и не до...

    Не добежал, бегун, беглец, беглец!

    Не долетел, не доскакал...

    А звёздный знак его - Телец -

    Холодный Млечный путь лакал.

    Смешно, не правда ли, смешно? Смешно!

    Когда секунд недостаёт, —

    Недостающее звено

    И недолёт, и недолёт, и недолет?!

    И недолет...

    Смешно, не правда ли? Ну вот!

    И вам смешно, и даже мне —

    Конь на скаку и птица влёт.

    По чьей вине?

    1973

    Песня – пророчество своего скорого конца, ибо не может быть трагедии при таком несоответствующем его чаяниям народе.

    Составных рифм тут сколько? – "неспел : не спел”, “нелады : на лады”, “ноты "до" : не до”, “спор : из пор”, “от и до : не до”, “до дна : одна”, “не лгу : снегу”, “ландо : не до”, “Ну вот : влёт”.

    Ого!

    18 июля 2022 г.

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100