TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.08.2022
14:16

Формалистская дурь иных искусствоведов

    Она из них пробивается как бы помимо их воли. Во всяком случае, мне так представляется, когда я читаю сперва то формалистское (ЧЕМ выражено), которое может вывести . . .

19.08.2022
09:40

Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу

    В своём подходе к очередному произведению Мыльникова, “Изобилие” 1955 года, А.Л. Королев, В.И. Снопов, А.А. Мыльников. Изобилие. 1955. Фреска. я исхожу из знания, что он, в . . .

18.08.2022
10:23

Искусство ли татуировки азовцев?

    Чтоб быть конкретным, помещу одну из них. А ещё – реакцию Карена Шахназарова (она, думаю, сопрягается с тем, что у меня брезжит): "На меня вообще сильное . . .

16.08.2022
10:07

Неожиданная актуальность картины 1946 года

    Когда я на неё наткнулся на днях, мне не хотелось с нею разбираться.

    Мыльников. Клятва балтийцев. 1946.

    Ну негативно о войне. Что тут неожиданного? Прикладное искусство, усиливающее знаемое, в общем, переживание.

    Но что-то…

    Чего такая чернота через год после Победы? – Нет, 27 миллионов погибших – как не быть черноте… Это через 77 лет после Победы так думаешь. Не вспоминается, что 5 марта 1946 года была объявлена холодная война. А про планы нападения на СССР (конца мая 1945 операция “Немыслимое”, карта целей от 15 сентября 1945, план “Клещи” от 14 декабря 1945, планы “Жаркий день”, “Испепеляющий жар” “Встряска” и т. д.) населению вообще были неизвестны. Правда, из-за холодной войны с 1947 года само празднование Победы отменили – не до празднования. Но всё это я вытошнил, начав, вот, всё-таки разбираться в реалиях 1946 года.

    А до того я прикидывал как-то индивидуалистски:

    "В годы войны вступил в Народное ополчение и участвовал в обороне блокадного Ленинграда. В феврале 1942 года в последней стадии дистрофии был эвакуирован в Самарканд” (Википедия).

    Подумал, может, дистрофия как-то надолго сказалась после войны.

    Вспомнил родную тётю. Она, раненная, попала в плен в Киевском котле 1941 года. А при наступлении Красной Армии в 1944-м ей удалось из лагеря военнопленных бежать (что спасло её от Колымы). Так она так изголодалась в плену (с 1948-го я жил у неё), что до неприличия доходила, когда садились за стол – первая начинала есть. И пока готовила – подъедала. Ничего не могла с собой поделать.

    Личный ракурс немного объяснял черноту. Но было как-то странно: что за вообще недопонятность? Что, собственно, происходит?* Группа спаслась, а их корабль утонул? Только корбельный флаг спасли, пять винтовок и пулемёт, пока плыли к берегу… Красной звезды и красного серпа и молота просто случайно не видно? Но почему синяя полоса не на краю белого поля? Моряки клянутся отомстить за погибших? Но почему они не повернулись лицом к морю для этого?

    Может, пришла в голову кощунственная мысль, Мыльников чуял, что великие произведения недопонятны, вот и отошёл от ясности изображения. Правда, вглядываясь, пришлось признать: ясность выражения достаточна.

    О чём клянутся моряки, глядя в глаза зрителю глазами своего главного и сжимая кулак?

    Что отомстят за погибших. Раз так все головы повесили.

    Лишь один ранен в голову, перебинтован. Царапина, наверно, всего лишь. Все сняли бескозырки (в знак траура), кроме забывшего юнги. Зато он спас какой-то из флагов на красном полотнище.

    Тельняшки плотно облепили туловища – они только что вышли из воды? Плыли? Но… Мой дядя воевал на флоте. Говорил, что спали они без трусов, чтоб в случае очень быстрого и неожиданного потопления корабля, было легко плыть голышом. А тут все одеты. Некоторые в плащах… – Всё-таки недопонятно.

    Обобщением, наверно, называется. И зачем такая чёрная мстительность через год после победы?

    Зато теперь, на гребне волны русофобии на Западе всё очень кстати. Они века хотят Россию уничтожить как таковую, преимущественно православную ли, советскую – не важно. Хотят то скрыто, то явно. Она им как укор совести. Ибо они – вечные предатели. То – правильной веры христианской, то Справедливости, которую очень громко провозгласили было: “Свобода, Равенство и Братство!”, то естественнейших человеческих ценностей в виде мамы и папы у ребёнка. Россия – бытийна, они – имущественны: у немецких детей голова имеется, а у русских она есть. То есть они низменны, и в третьей мировой войне они просто сдохнут, а мы попадём в рай, как сказал наш президент, спаситель России. А на картине этому соответствует чёрно-белый отклик туч – нам! С нами сама Природа!

    Вот при такой актуальности и второсортное искусство (прикладное) становится очень ценным.

    А что пишет Кудреватый, который навёл меня на эту картину?

    Я подозреваю, что журнал “Новое искусствознание” потому так назвался, что, в отличие от советского времени, у него особо сильный формалистский уклон. Он был и в СССР: ценили соответствие ЧЕМ ЧТО выражено (не ценя то ЧТО, которое есть подсознательный идеал). Теперь же всё внимание на ЧЕМ.

    Другое дело, что написано головоломно (см. тут). Но я попробую что-то понять.

    Картина – при всём трагизме темы – не разочарованного автора. Это сказывается на, так сказать, рельефоподобном (вид скульптуры) живописании, которое через "единство изобразительной плоскости” обеспечивает "цѣлостное представленiе образа” (Гильдебранд. Проблема формы в изобразительнмъ исекусствѣ. М., 1914. С. 44), которое перебарывает стихию "сложнаго трёхмернаго представленiя” (Там же).

    В самом деле, единство переживания группы (мстительности) тем нужнее, чем группа больше. Здесь их 12 человек выстроились в некую шеренгу. Много.

    Так я из рельефоподобности вывожу общность чувства мести, актуальной при общеизвестном начале холодной войны и при нынешней войне опять актуальной. А Кудреватый, если так напишет, его статью в формалистский журнал не примут. – Он и молчит.

    Я раз слышал юмористический рассказ учёного-не-формалиста об одном докладе представительницы тартуской школы структуралистов. Она перечислила и грамматически охарактеризовала все случаи применения Пушкиным запятых в повести “Станционный смотритель”. После этого поблагодарила за внимание, вопросов не было, и она сошла с кафедры. И всё. Никакого вывода! Впечатление, что идиотка или поиздевалась.

    У Кудреватого мелькают похожие кусочки:

    "Следует особо подчеркнуть главенствующую роль вертикалей, которая обусловлена сильно вытянутым форматом (два с половиной квадрата), который неизбежно должен был быть расчленен элементами, противоположенными горизонтальному вектору”.

    Во-первых, нет таких долгов.

    Резчиков. Бес ветра №3.

    Джефф Питтман. Проносящиеся облака.

    Адамов. Река утром.

    Есть другое правило:

    "Формат с преобладанием ширины над высотой, то есть горизонтально-вытянутый, очень удобен для повествовательных эпических произведений” (https://int-ant.ru/news/news-culture/art_k/the-value-for-the-format-the-composition-of-the-picture-preferences-italian-painters-of-xvi-xviii-ce/).

    У Мельникова – эпика. Всё верно… Но Кудреватый же об этом молчит.

    Когда он осмеливается взлететь до мироотношения, он делает это сомнительно (нет привычки связывать ЧЕМ с ЗАЧЕМ):

    "Трагическая тема была решена Мыльниковым с подкупающей простотой и ясностью. Она раскрывается благодаря скорбному ниспадающему ритму вертикалей, их музыкальному перепеву и повторяемости”.

    Сомнительна скорбность ниспадания. И она - не вертикалей.

    Когда-то давно, ещё в Советском Союзе, я раз прочёл, что деидеологизация взяла силу из-за большой силы идеи коммунизма. Интересно, как сейчас миожно объяснить засилье формализма в науке об искусстве.

    25 мая 2022 г.

    *- “Мы видим сцену похорон погибшего боевого товарища. Могила уже приготовлена, о чем свидетельствует крайняя левая фигура с лопатой. Группа моряков рассредоточилась по ее краю. Могила большая как пропасть, и становится понятно, что это — братская могила, и она уготована всем им”.

    - Меняет ли это что-то в моей интерпретации? Нет.

    "Дебютный американский план войны против СССР под названием “Пинчер” был готов 2 марта 1946 года. Вероятным регионом боевых действий против Советского Союза был выбран Ближний Восток, поскольку именно в этом регионе, по мнению американских военных аналитиков, Советский Союз попытался бы создать заслон для обеспечения обороны своих самых развитых в промышленном и сельскохозяйственном отношении районов — Украины и Кавказа. План предусматривал нанесение мощного ядерного удара, который должен был привести США к победе” (https://topwar.ru/74867-amerikanskie-plany-yadernyh-udarov-po-gorodam-sssr.html).

    Картина как бы говорит: “Погибнем, но не сдадимся!”

    Как Путин недавно сказал: “Мы как мученики попадем в рай, а они сдохнут”.

    8.06.2022.

15.08.2022
13:31

«Судью на мыло!» Про оценку художника Мыльникова

    В связи с попавшимся мне обсуждением искусствоведом творчества Мыльникова… – Читаю – и всё абстракции и общие слова. Или не для читателя моего уровня написано, . . .

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

12.08.2022
20:10

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз

    …в иную эпоху для успеха произведения достаточно признания еще более немногочисленной элиты, но зато международной (послевоенный “авангард”, участники . . .

11.08.2022
08:09

Сегодня, в Израиле, я лично ощутил, что Запад катится в фашизм

    Хорошо б только “фашизм” заменить, скажем, словом “ментизм”. От слова “менталитет”. Уничтожение такого-то менталитета – в нашем случае российского. Мне . . .

09.08.2022
14:53

Из грязи в князи?

    Из моего окна видна высокая ель (этажей семь в высоту) и перед нею какое-то дерево (этажа в четыре). Роскошные оба. И колышутся. Дерево – вверх-вниз ветвями, а ель – . . .

07.08.2022
08:01

Как я недавно проспорил одному рисовальщику, думающему, что он смелый,сказав, что Малевич, Поллок и Ротко – ерунда

    Я просто предложил ему пойти на мой просветительский сайт и почитать об этих художниках. Он пошёл, почитал и ответил: “Не убедили”. И он прав. Я поверил, что . . .

06.08.2022
09:30

Кино для души

    Вчера на телевидении праздновали 70-летие Кулистикова. И меня ужалила чья-то похвала (кажется, он сам похвастался): это его заслуга, что на ТВ прижилась непрерывная . . .

04.08.2022
19:15

Не любой прогресс – прогресс

    В 1912 году Александр Бенуа писал, что так много появилось знаменитостей, непосредственному чувству довольно широкой публики ничего не говорящих, что она часто . . .

03.08.2022
21:55

И называйте это натяжкой. Зато логично

    С Левитаном у меня тот случай, который даёт чувственную иллюстрацию того, что восприятие зрителем подсознательного идеала художника подсознанием возможно. Я, . . .

01.08.2022
09:01

Не хочу переставать дурью маяться

    Дурь это гордое хвастание умением "быть “более зрячим, чем когда-либо был человек” (Rilke R. M. Sдmtliche Werke: In 3 Bdn. Wiesbaden, 1957. Bd. 2. S. 10S.)” (Пестова . . .

31.07.2022
21:25

И ещё про Якова Кедми, влюблённого в Россию

    Вот с него и начнём: "Сначала по поводу этой ОДКБ. Ну трудно избавляться от наивности. Ну так вы и не избавляетесь от наивности. Вот часть стран ОДКБ – почти все – . . .

30.07.2022
09:06

Зануда спорит с Фаворским

    Судьба мне послала одну постояннодействующую клеветунью, так одной из её преувеличений относительно меня является моя халтурность: я не дочитываю-де . . .

29.07.2022
10:05

Безвыходное положение и у приемлющих украинские фейки, и у неприемлющих Малевича, Поллока и Ротко

    Вчера у меня был интересный опыт души… Вообще, - вы заметили, читатель? – что я почти все статьи начинаю с себя. Это потому, что они есть результат прислушивания к . . .

26.07.2022
14:54

Всё плохо, и это есть обычность

    Непризнанность в мире учёных позволяет мне не бояться за свой авторитет и делать рискованные суждения (а кто не рискует, тот не пьёт шампанское). Одно из таких . . .

26.07.2022
09:34

Что можно сказать против похвальных слов Бродского о Высоцком

    Вот эти слова: "Принято в общем относиться к поэтам-песенникам с некоторым, мягко говоря, отстранением, предубеждением, если угодно. И это в общем до Высоцкого, . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100