Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
27.08.2022 |
Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)
|
26.08.2022 |
Что понимает свинья в апельсинах
|
25.08.2022 |
В чём русская исключительность? – В неброскости
|
24.08.2022 |
|
23.08.2022 |
Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь
|
22.08.2022 |
Почему был и сплыл Русский художественный союз
|
21.08.2022 |
Разгадка явной загадки у художника Мыльникова
|
20.08.2022 |
Формалистская дурь иных искусствоведов
|
19.08.2022 |
Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу
|
18.08.2022 |
Искусство ли татуировки азовцев?
|
16.08.2022 |
Неожиданная актуальность картины 1946 года Когда я на неё наткнулся на днях, мне не хотелось с нею разбираться. Мыльников. Клятва балтийцев. 1946. Ну негативно о войне. Что тут неожиданного? Прикладное искусство, усиливающее знаемое, в общем, переживание. Но что-то… Чего такая чернота через год после Победы? – Нет, 27 миллионов погибших – как не быть черноте… Это через 77 лет после Победы так думаешь. Не вспоминается, что 5 марта 1946 года была объявлена холодная война. А про планы нападения на СССР (конца мая 1945 операция “Немыслимое”, карта целей от 15 сентября 1945, план “Клещи” от 14 декабря 1945, планы “Жаркий день”, “Испепеляющий жар” “Встряска” и т. д.) населению вообще были неизвестны. Правда, из-за холодной войны с 1947 года само празднование Победы отменили – не до празднования. Но всё это я вытошнил, начав, вот, всё-таки разбираться в реалиях 1946 года. А до того я прикидывал как-то индивидуалистски: "В годы войны вступил в Народное ополчение и участвовал в обороне блокадного Ленинграда. В феврале 1942 года в последней стадии дистрофии был эвакуирован в Самарканд” (Википедия). Подумал, может, дистрофия как-то надолго сказалась после войны. Вспомнил родную тётю. Она, раненная, попала в плен в Киевском котле 1941 года. А при наступлении Красной Армии в 1944-м ей удалось из лагеря военнопленных бежать (что спасло её от Колымы). Так она так изголодалась в плену (с 1948-го я жил у неё), что до неприличия доходила, когда садились за стол – первая начинала есть. И пока готовила – подъедала. Ничего не могла с собой поделать. Личный ракурс немного объяснял черноту. Но было как-то странно: что за вообще недопонятность? Что, собственно, происходит?* Группа спаслась, а их корабль утонул? Только корбельный флаг спасли, пять винтовок и пулемёт, пока плыли к берегу… Красной звезды и красного серпа и молота просто случайно не видно? Но почему синяя полоса не на краю белого поля? Моряки клянутся отомстить за погибших? Но почему они не повернулись лицом к морю для этого? Может, пришла в голову кощунственная мысль, Мыльников чуял, что великие произведения недопонятны, вот и отошёл от ясности изображения. Правда, вглядываясь, пришлось признать: ясность выражения достаточна. О чём клянутся моряки, глядя в глаза зрителю глазами своего главного и сжимая кулак? Что отомстят за погибших. Раз так все головы повесили. Лишь один ранен в голову, перебинтован. Царапина, наверно, всего лишь. Все сняли бескозырки (в знак траура), кроме забывшего юнги. Зато он спас какой-то из флагов на красном полотнище. Тельняшки плотно облепили туловища – они только что вышли из воды? Плыли? Но… Мой дядя воевал на флоте. Говорил, что спали они без трусов, чтоб в случае очень быстрого и неожиданного потопления корабля, было легко плыть голышом. А тут все одеты. Некоторые в плащах… – Всё-таки недопонятно. Обобщением, наверно, называется. И зачем такая чёрная мстительность через год после победы? Зато теперь, на гребне волны русофобии на Западе всё очень кстати. Они века хотят Россию уничтожить как таковую, преимущественно православную ли, советскую – не важно. Хотят то скрыто, то явно. Она им как укор совести. Ибо они – вечные предатели. То – правильной веры христианской, то Справедливости, которую очень громко провозгласили было: “Свобода, Равенство и Братство!”, то естественнейших человеческих ценностей в виде мамы и папы у ребёнка. Россия – бытийна, они – имущественны: у немецких детей голова имеется, а у русских она есть. То есть они низменны, и в третьей мировой войне они просто сдохнут, а мы попадём в рай, как сказал наш президент, спаситель России. А на картине этому соответствует чёрно-белый отклик туч – нам! С нами сама Природа! Вот при такой актуальности и второсортное искусство (прикладное) становится очень ценным. А что пишет Кудреватый, который навёл меня на эту картину? Я подозреваю, что журнал “Новое искусствознание” потому так назвался, что, в отличие от советского времени, у него особо сильный формалистский уклон. Он был и в СССР: ценили соответствие ЧЕМ ЧТО выражено (не ценя то ЧТО, которое есть подсознательный идеал). Теперь же всё внимание на ЧЕМ. Другое дело, что написано головоломно (см. тут). Но я попробую что-то понять. Картина – при всём трагизме темы – не разочарованного автора. Это сказывается на, так сказать, рельефоподобном (вид скульптуры) живописании, которое через "единство изобразительной плоскости” обеспечивает "цѣлостное представленiе образа” (Гильдебранд. Проблема формы в изобразительнмъ исекусствѣ. М., 1914. С. 44), которое перебарывает стихию "сложнаго трёхмернаго представленiя” (Там же). В самом деле, единство переживания группы (мстительности) тем нужнее, чем группа больше. Здесь их 12 человек выстроились в некую шеренгу. Много. Так я из рельефоподобности вывожу общность чувства мести, актуальной при общеизвестном начале холодной войны и при нынешней войне опять актуальной. А Кудреватый, если так напишет, его статью в формалистский журнал не примут. – Он и молчит. Я раз слышал юмористический рассказ учёного-не-формалиста об одном докладе представительницы тартуской школы структуралистов. Она перечислила и грамматически охарактеризовала все случаи применения Пушкиным запятых в повести “Станционный смотритель”. После этого поблагодарила за внимание, вопросов не было, и она сошла с кафедры. И всё. Никакого вывода! Впечатление, что идиотка или поиздевалась. У Кудреватого мелькают похожие кусочки: "Следует особо подчеркнуть главенствующую роль вертикалей, которая обусловлена сильно вытянутым форматом (два с половиной квадрата), который неизбежно должен был быть расчленен элементами, противоположенными горизонтальному вектору”. Во-первых, нет таких долгов. Резчиков. Бес ветра №3. Джефф Питтман. Проносящиеся облака. Адамов. Река утром. Есть другое правило: "Формат с преобладанием ширины над высотой, то есть горизонтально-вытянутый, очень удобен для повествовательных эпических произведений” (https://int-ant.ru/news/news-culture/art_k/the-value-for-the-format-the-composition-of-the-picture-preferences-italian-painters-of-xvi-xviii-ce/). У Мельникова – эпика. Всё верно… Но Кудреватый же об этом молчит. Когда он осмеливается взлететь до мироотношения, он делает это сомнительно (нет привычки связывать ЧЕМ с ЗАЧЕМ): "Трагическая тема была решена Мыльниковым с подкупающей простотой и ясностью. Она раскрывается благодаря скорбному ниспадающему ритму вертикалей, их музыкальному перепеву и повторяемости”. Сомнительна скорбность ниспадания. И она - не вертикалей. Когда-то давно, ещё в Советском Союзе, я раз прочёл, что деидеологизация взяла силу из-за большой силы идеи коммунизма. Интересно, как сейчас миожно объяснить засилье формализма в науке об искусстве. 25 мая 2022 г. * - “Мы видим сцену похорон погибшего боевого товарища. Могила уже приготовлена, о чем свидетельствует крайняя левая фигура с лопатой. Группа моряков рассредоточилась по ее краю. Могила большая как пропасть, и становится понятно, что это — братская могила, и она уготована всем им”.- Меняет ли это что-то в моей интерпретации? Нет. "Дебютный американский план войны против СССР под названием “Пинчер” был готов 2 марта 1946 года. Вероятным регионом боевых действий против Советского Союза был выбран Ближний Восток, поскольку именно в этом регионе, по мнению американских военных аналитиков, Советский Союз попытался бы создать заслон для обеспечения обороны своих самых развитых в промышленном и сельскохозяйственном отношении районов — Украины и Кавказа. План предусматривал нанесение мощного ядерного удара, который должен был привести США к победе” ( https://topwar.ru/74867-amerikanskie-plany-yadernyh-udarov-po-gorodam-sssr.html).Картина как бы говорит: “Погибнем, но не сдадимся!” Как Путин недавно сказал: “Мы как мученики попадем в рай, а они сдохнут”. 8.06.2022.
|
15.08.2022 |
«Судью на мыло!» Про оценку художника Мыльникова
|
13.08.2022 |
|
13.08.2022 |
|
12.08.2022 |
Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз
|
11.08.2022 |
Сегодня, в Израиле, я лично ощутил, что Запад катится в фашизм
|
09.08.2022 |
|
07.08.2022 |
|
06.08.2022 |
|
04.08.2022 |
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"