TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.08.2022
19:45

Никогда не вредно ещё поучиться (про «Демона сидящего»)

    Оказывается, есть такое понятие как пропущенный план. Это, если классика требовала, чтоб натура была удалена от художника не ближе, чем на полтора роста, то . . .

26.08.2022
09:03

Что понимает свинья в апельсинах

    Можно привести множество примеров, когда именно дилетант решал ту или иную проблему… Творческие люди всегда были в поиске, поэтому не были догматиками, им не . . .

25.08.2022
19:18

В чём русская исключительность? – В неброскости

    Я не взялся за эту статью, пока случайно не открылась мне на одном сайте картина Остроухова “Речка в полдень” (1892) без правой части, некрасивой (надо было . . .

24.08.2022
11:25

Плохой принцип: наоборот

    Про “Изобилие” (1955) Мыльникова я прочёл такие слова: "Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно “Изобилие”, для . . .

23.08.2022
19:24

Чем больше читаю формалиста о Мыльникове, тем больше с ним не соглашаюсь

    И это обидно. Потому что вначале он косвенно подтвердил мою догадку об этом художнике как о разочаровавшемся и потому пробуддисте (см. тут). Но требование журнала, . . .

22.08.2022
16:21

Почему был и сплыл Русский художественный союз

      Я, впрочем, предполагаю, что он сплыл. В интернете о его исчезновении ничего не нашёл. Но чую, что сплыл. Его организовали в 2017 году. И по его манифесту было видно, . . .

21.08.2022
20:16

Разгадка явной загадки у художника Мыльникова

    Зачем он втюхал цифру 8*** в картину, написанную к 30-летию Победы? Мыльников. Прощание. 1975. Кудреватый, не объясняя, зачем именно 8, исходя из формалистский . . .

20.08.2022
14:16

Формалистская дурь иных искусствоведов

    Она из них пробивается как бы помимо их воли. Во всяком случае, мне так представляется, когда я читаю сперва то формалистское (ЧЕМ выражено), которое может вывести . . .

19.08.2022
09:40

Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу

    В своём подходе к очередному произведению Мыльникова, “Изобилие” 1955 года, А.Л. Королев, В.И. Снопов, А.А. Мыльников. Изобилие. 1955. Фреска. я исхожу из знания, что он, в . . .

18.08.2022
10:23

Искусство ли татуировки азовцев?

    Чтоб быть конкретным, помещу одну из них. А ещё – реакцию Карена Шахназарова (она, думаю, сопрягается с тем, что у меня брезжит): "На меня вообще сильное . . .

16.08.2022
10:07

Неожиданная актуальность картины 1946 года

    Когда я на неё наткнулся на днях, мне не хотелось с нею разбираться. Мыльников. Клятва балтийцев. 1946. Ну негативно о войне. Что тут неожиданного? Прикладное . . .

15.08.2022
13:31

«Судью на мыло!» Про оценку художника Мыльникова

    В связи с попавшимся мне обсуждением искусствоведом творчества Мыльникова… – Читаю – и всё абстракции и общие слова. Или не для читателя моего уровня написано, . . .

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

13.08.2022
22:15

Чуть не сплоховал

    Случилось мне смотреть сайт с репродукциями о выставке “Гении и шедевры” 2011 года. Там много безобразного показывают. И мелькнула у меня мысль, что на выставку . . .

12.08.2022
20:10

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз

    …в иную эпоху для успеха произведения достаточно признания еще более немногочисленной элиты, но зато международной (послевоенный “авангард”, участники . . .

11.08.2022
08:09

Сегодня, в Израиле, я лично ощутил, что Запад катится в фашизм

    Хорошо б только “фашизм” заменить, скажем, словом “ментизм”. От слова “менталитет”. Уничтожение такого-то менталитета – в нашем случае российского. Мне . . .

09.08.2022
14:53

Из грязи в князи?

    Из моего окна видна высокая ель (этажей семь в высоту) и перед нею какое-то дерево (этажа в четыре). Роскошные оба. И колышутся. Дерево – вверх-вниз ветвями, а ель – влево-вправо и даже стволом. Торжественно и самозабвенно.

    Я им завидую. Нет у них никаких обязательств перед людьми, каким-то чудом давшими им вырасти. (Вообще здешние люди почему-то безжалостно обрезают деревья у домов, оставляя едва ли не один ствол.) А я как бы обязан. Хоть никто мне не велел. Даже, наоборот, некоторые советовали бросить. Я обязан писать. А мне всё чаще не о чём. И я мучаюсь. Писание статьи, если случается она, занимает несколько часов, а в сутках 24 часа. Что делать остальное время? – Мутно на душе. А этим деревьям хорошо. Чувствую.

    Вот сейчас я пишу без цели. Надеюсь это вставить когда-то куда-то. Вообще же я пишу всегда с целью: открыть для себя и других, что хотел сказать имярек, создав своё произведение искусства именно так. – Безумно трудное занятие, особенно, если под словом “хотел” подразумевать подсознательный идеал автора, который – идеал – бессловесен. Только странностями для времени своего создания выдаёт себя.

    Впрочем, и этой целенаправленной деятельностью я похож на эти два бесцельно живущие дерева, видные из моего окна. Они, лишённые возможности размножаться в этом заасфальтированном дворе (а живут все только для продления жизни вне себя), так же, по-видимости, не нужны людям, которые тут привыкли вообще-то деревья обрезать по ствол, как и я, читаемый пусть и тысячью человек в месяц на планете, но не для того читаемый, чтоб усвоить способы, какими я добиваюсь своей цели. А я не знаю, зачем читают. Для убивания времени, наверно. Не для того, зачем я писал. Не для саморазвития. Я тоже как дерево в заасфальтированном дворе. Саморазвитие, похоже, никому не нужно в эпоху Потребления материальных ценностей.

    Моё саморазвитие в последнее время чаще всего состоит в освоении того, что называют – а мне это чаще режет ухо, чем я соглашаюсь – авангардом.

    Эти субчики занимались корёжением натуроподобия. Спустя годы и для многих это халтура, неумение рисовать и шарлатанство, паразитирующее на моде. А у меня есть надежда, что из-за крайней непривлекательности их произведений для большинства в то время шарлатанов как раз было мало. Чем можно мне воспользоваться. – В каком смысле? – Попробовать найти, что каждому из корёжащих было до последней степени душепротивно, что позволило ТАК корёжить искренне.

    Сам я очень низкого происхождения, у меня не было возможности получить хороший вкус при воспитании, и мне пришлось себя перевоспитывать самому, когда я стал взрослым. Но искоренить заложенное с детства полностью невозможно. И я лишь преодолевая себя, только умом, могу восхититься, если найду, что безобразное для непосредственного взгляда соответствует безобразию в душе безобразящего.

    Чтоб всё-таки эта статья стала искусствоведческой, я решил зайти на один сайт, где много картин, непосредственно меня не волнующих, взять какую-нибудь (безобразную) и попробовать раскопать, из какого безобразия в душе растут ноги безобразия на холсте.

    В этот раз мне попала на глаза такая отвратительность.

    Древин. Окраина. 1931.

    Текст под репродукцией меня тихо взбесил. Почему? Потому что он подготовлен человеком, Сергеем Ситаром, архитектором, критиком, для которого безусловна ценность этого Древина. А я подозреваю, что этот критик не знает того, что стану сейчас искать я: что за мерзость была в душе Древина в 1931 году, когда досрочно выполнялась первая пятилетка. И ещё я чую, что оперуполномоченный Данилов чуял, что это была за мерзость.

    "Вопрос: Значит вы как художник примыкали к формалистическому течению в искусстве?

    Ответ: Да, я как художник примыкал к реакционному формалистическому течению.

    Вопрос: Объясните, что такое формалистическое течение в изобразительном искусстве и в чем его контрреволюционная сущность?

    Ответ: Я может быть буду немного не точен в определении, но я понимаю, что К-Р сущность формалистического течения в изобразительном искусстве состоит в том, что оно противопоставляет себя социалистическому реализму и преподносит в изобразительном искусстве чуждые для советской действительности содержание и формы, ориентируясь на западных фашистских художников типа Брака и других. Я хочу заявить следствию, что формалистическое течение в изобразительном искусстве подразделялось на ряд более мелких течений как-то: футуризм, “кубо-футуризм”, супрематизм и группа “Ост”.

    Вопрос: К какому из этих течений вы примыкали?

    Ответ: Я примыкал к группе футуризм но, у меня в работе имелись некоторые особенности. Я бы назвал разновидность футуризма, примитивизм, и я в изобразительном искусстве отстаивал примитивное искусство, давно отжившие заскорузлые давным-давно изжившие себя искусство и противопоставлял это искусство социалистическому реализму, а когда меня предупреждали работать в направлении социалистического реализма, я считал себя в положении обиженного Cоветской властью, которая не дает свободно работать и притесняет \творчество/ художника что вызвало этому\во мне/ враждебное настроение к Советской власти. Исправлено и вставлено словами А. Древина / подпись

    Вопрос: Расскажите, какие конкретно работы вы написали с контрреволюционными искажениями?

    Ответ: Я написал ряд работ имеющих контрреволюционные искажения это “Парашютист”, “Козули”, “Безработные в Риге”, “Девочка в колхозе” и “Колхозный пейзаж”.

    Вопрос: В чем сущность контрреволюционных искажений ваших картин?

    Ответ: О всех картинах я вам не могу изложить подробно в чем их контрреволюционная сущность, вот например картина “Девочка в колхозе” Вместо того, чтобы отобразить веселую зажиточную радостную колхозную жизнь я нарисовал тяжелую, грустную, печальную колхозную действительность, отобразив это в картине “Колхозная девчушка”. Такого же порядка имелись контрреволюционные искажения и в других картинах.

    Вопрос: Значит вы выполняя задания контрреволюционной националистической организации писали картины с контрреволюционными искажениями?

    Ответ: Да, я признаю, что по заданиям контрреволюционной националистической организации выполнял художественную работу с контрреволюционными искажениями” (http://anotherroute.strelkamag.com/20/).

    Начинаю искать, что Древина ТАК выводило из себя.

    Первое, на что я наткнулся, ещё дореволюционное о латыше Александре-Рудольфе Древиньше:

    "Переезд из “Лифляндской Швейцарии” с глубокими оврагами и живописной долиной реки Гауя в рабочие кварталы рижской окраины, совершенно лишенные растительности, “вместо которой всюду чернеют шлаковые пустыри и глухие стены заводов… запечатлелся во мне навсегда”” (Википедия).

    Против ужасов капитализма человек. Он был из красных латышских стрелков. Вынужденные не возвращаться в буржуазную Латвию после гражданской войны, им по сердцу была Мировая революция, а не построение социализма в одной стране, которая не Латвия. Они стали антисоветчики. Ненависть в них клокотала, ибо вместо экспорта революции изо всех сил в 1931 году шла индустриализация. До отвратительности изо всех сил. Забывая о самом насущном. Из-за чего так ужасна и сама архитектура вновь построенного на окраине жилого дома, и изображение этой архитектуры и пространства, в которое она вписана.

    А соответствие того, ЧЕМ выражено, тому ЧТО выражено, вообще говоря, имеет эстетическую ценность, если соответствие это нигде не нарушается. – Так не и нарушено нигде. Даже в небе какая-то мряка. Только дорога слева больно гладкая. Но можно закрыть на это глаза.

    "…в 1930 г. последовало закрытие Вхутемаса-Вхутеина, что отстранило Древина от преподавания и ухудшило материальное положение его семьи (по воспоминаниям Б. Ф. Рыбченкова, одного из учеников Древина, в квартире художника “мебели, кроме рабочей — обеденного стола и двух-трех стареньких стульев, не было никакой. Зато бросались в глаза два казенных, еще из Училища живописи, выдавших виды мольберта”. Трапеза также обычно была “скудной”” (Википедия).

    Сломило это Древина? Можно думать, что он под влиянием моды на корёжение натуру корёжил? – Да ни за что! Только честность в самовыражении.

    И вот перед вами акт моего саморазвития: я сказал что-то позитивное в отношении этого, можно сказать, экспрессионизма. Тот на грани веков как бы кричал, по выражению Луначарского: “Боже! Зачем ты нас оставил?!”. А этот, спустя почти треть века, кричит: “Мировая революция! Зачем ты нас оставила?!”

    А какой идеал, если так – при всей нарочитой неаккуратности исполнения – одинаковы окна, например? – Идеал есть противоположность работизму, который мало чем отличает это строительство лжесоциализма от капитализма. Идеал есть настоящий социализм, который возможен только, если он всемирый и потому не требует работизма (врагов же нет – возможно саморазвитие и отличие каждого от каждого).

    От такого величия мысли я завёлся, и мне не надо притворяться, чтоб ценить Древина.

    Искусствен этот процесс? – Ну и что? По-моему, это лучше, чем хвалить его формалистски:

    "…вместо линейной начинает доминировать цветовая перспектива… Художник отказывается от диктата реальной окраски предмета, подчиняя цветовой строй закону гармонии, строго “отсеивая” цвета, останавливаясь на вариациях одного, двух, трёх… граница между землёй и небом <…> подчёркнуто резка” (Википедия).

    Я не признаю формалистской похвалы за ЧЕМ выражено ("цветовая перспектива”: чуть не чёрное основание холма и чуть не белая его макушка) без соотнесения с ЧТО выражено.

    Другое дело, что эти ЧЕМ вряд ли новы.

    Фон Явленский. Пейзажный этюд. Деревенская дорога. 1908.

    Сутин. Выход в деревню. 1920.

    Дорожка протоптана уже десятки лет как. То есть это эпигонство, а не оригинальность. И я всё-таки не понимаю, чем дорожат специалисты даже и в формальном разрезе.

    Жуть в том, что, называя это искусство фашистским, Древин, наверно, запоздало захотел подольститься к власти, чтоб его не расстреляли, а учли сотрудничество со следствием. Тогда как на самом деле немецко-фашистские эстеты оказались прозорливее советской власти, учуяли сверхлевый идеал у экспрессионистов и объявили такое искусство – правда, тоже на формалистский лад – дегенеративным. И уничтожали.

    22 мая 2022 г.

07.08.2022
08:01

Как я недавно проспорил одному рисовальщику, думающему, что он смелый,сказав, что Малевич, Поллок и Ротко – ерунда

    Я просто предложил ему пойти на мой просветительский сайт и почитать об этих художниках. Он пошёл, почитал и ответил: “Не убедили”. И он прав. Я поверил, что . . .

06.08.2022
09:30

Кино для души

    Вчера на телевидении праздновали 70-летие Кулистикова. И меня ужалила чья-то похвала (кажется, он сам похвастался): это его заслуга, что на ТВ прижилась непрерывная . . .

04.08.2022
19:15

Не любой прогресс – прогресс

    В 1912 году Александр Бенуа писал, что так много появилось знаменитостей, непосредственному чувству довольно широкой публики ничего не говорящих, что она часто . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100