Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
12.03.2021 |
Моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже
|
11.03.2021 |
|
10.03.2021 |
Подойти к Путину как к художественному произведению
|
09.03.2021 |
Ещё из серии огрызаний на искусствоведов
|
07.03.2021 |
Паустовский мне в назидание Сволочь я. Эгоист. Замкнулся в башню из слоновой кости. И… Доволен собой: не удаётся учить живых людей – успокоил себя мыслью, что мои писания пригодятся людям будущего. Хочу учить духовности, не будучи душевным. – Твёрд. Одеревенел. Только искусство (условность) на меня теперь эмоционально действует. Вот и “Телеграмма” (1946) Паустовского мне увлажняла глаза несколько раз. Хм. Я несколько разборов этого рассказа прочитал в интернете. Странно. Для этих разбирающих как бы нет второй части рассказа – о казённой отзывчивости Насти по службе в Союзе художников… А закон один: рационализм порождает реакцию на себя – сентиментализм. Рационализмом была пронизана вся история СССР сталинского времени. Страна после 1917 года попала в идиотское и безнадёжное положение – предложила миру альтернативный капитализму общественный строй. По ошибке попала. Расчёт был на Мировую Революцию, а она не совершилась. Маркс в 19 веке ошибся, глядя на Англию (а не все ж такие передовые), и замотался в революциях, одной за другой. Думал, что силовой путь в коммунизм – единственный реальный. А Ленин, тоже подогретый кипением русской революции, поражением в 1905 году не кончившейся, тоже повёлся на собственный же выверт: отсталая Россия из-за отсталости как раз и будет, мол, запалом Мировой Революции. Не стала. И как теперь быть? Умер, а Сталин, подумал, что, если повести себя предельно рационально, то можно и избежать уничтожения страны-выскочки, обречённой за то на уничтожение. И вышло! Страна к войне подготовилась и победила. Теперь надо было и срочно восстанавливаться и ядерный щит сковать, иначе опять угроза уничтожения. И рационализм продолжился. А у Паустовского – реакция на него. Одним из извращений рационализма стала казённая отзывчивость. Нельзя ж всё время напирать на общественный интерес. Надо хоть для вида отзываться и на личный.
Гоголя в его время ужасала тенденция развития по пути капиталистического индивидуализма, потихоньку захватывающая и Россию в виде стремления к успеху. А он бы хотел, что главенствовал не успех, а самоограничение. Гоголь плевал против ветра Истории. А скульптор Тимофеев, через 100 лет, плевал против всепроникающего рационализма. Вот и изваял Гоголя. С укоряющим зрителя пронзительным взглядом. В порядке ответвления от всеобщего советского рационализма ему – стараниями Насти – перепало от казённой отзывчивости. Зато исполнительница её, Настя, наказана за этот всеобщий рационализм. Она предала мать. И та умерла, так её и не повидав. Телеграммы быстро доходят… И кассирша на вокзале оказалась отзывчивой… – Не помогло. В стране, пронизанной рационализмом, Настя, им пропитанная насквозь, должна была понести наказание и понесла его. Паустовский взял на себя роль Рока, став в оппозицию к истории своей страны. Всё это достаточно сложное рассуждение. Поэтому я смею думать, что его не было в сознании Паустовского, когда он “Телеграмму” сочинял. То есть он был вдохновлён подсознательным идеалом, а я имею тогда право называть рассказ художественным. Остаётся только определить, к какому типу этот идеал относится (их же очень малое число, и в рамках самого сентиментализма мало {сентиментализмов много – см. тут})… – Если сориентироваться по тем примерам, “Телеграмма” Паустовского соответствует “Балладе” Гея. Какой-то извод идеала типа Высокого Возрождения (гармония низкого {душевного} и высокого {духовного}). Через 10 лет начнётся хрущёвская оттепель, а в ней левые шестидесятники с таким же типом идеала настоящего социализма, когда ежедневно увеличивается самодеятельность за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, что означит приход коммунизма. “Телеграмма”, получается, дальняя предвестница той оттепели. 20 января 2021 г.
|
06.03.2021 |
Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть
|
05.03.2021 |
Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»
|
04.03.2021 |
|
03.03.2021 |
С робостью о «Перекатах» Городницкого
|
02.03.2021 |
Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого
|
01.03.2021 |
Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор
|
28.02.2021 |
Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»
|
27.02.2021 |
Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама
|
26.02.2021 |
А как повёл себя художник Зардарян?
|
24.02.2021 |
Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов
|
23.02.2021 |
Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна
|
22.02.2021 |
Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…
|
22.02.2021 |
Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)
|
19.02.2021 |
Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»
|
18.02.2021 |
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"