TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


20.03.2021
19:01

Художник Зардарян и случай с Севаном

    Большую часть жизни я прожил в Литве. Почти северянин. И впечатление о южанах, кавказцах, у меня как о людях весёлых и темпераментных. Каково же было моё удивление, . . .

19.03.2021
15:54

Как объяснить выкаблучивание Ларионова

    Так получилось, что я в юности был очень неспортивным. И вот как повёл себя раз в незнакомой компании на пляже. Играли в волейбол в круге. Духарились. Ну так я . . .

18.03.2021
14:09

Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…

    Ну вот смотрите – фраза: "…был такой забавный момент: Владимир Татлин, страшно увлеченный искусством Пикассо, очень хотел посмотреть его вживую. В 1914 году ему . . .

17.03.2021
23:00

О Хлебникове - понятно

    Дело в том, что, хоть подсознательный идеал автора – в виде Муз (боги такие) – известен со времён Платона (это две с половиной тысячи лет назад), - известен некоторым . . .

16.03.2021
22:50

Памороки вокруг подсознательного идеала художника

    На днях я заметил, что выкопал яму своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет странности как следы подсознательного идеала автора. Яма эта состоит в . . .

15.03.2021
13:04

Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)

    Перед тем, как я, написав заглавие, приступил к статье о Бурлюке, я перечитал, что я раньше о нём написал (тут). И оказалось, что не то, о чём замыслил писать сейчас. А . . .

14.03.2021
20:11

Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    А вот ещё одно совпадение, но до чрезвычайности трудноуловимое: "Может быть для их [людей, не имеющих отношения к живописи] удовлетворения нужно, чтобы художник . . .

12.03.2021
10:40

Моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже

    Желающий меня поймёт. Я есть никто в мире науки об искусстве. А я набрал с мира по нитке принципов, взаимосвязанных только, наверно, в моём уме. И, исходя из них, . . .

11.03.2021
13:19

Перипетии с Кандинским

    Я начинаю писать о книге из серии “жизнь замечательных людей” Александра Якимовича “Кандинский” (2019). Две вещи этого автора – один из краеугольных камней моего . . .

10.03.2021
14:37

Подойти к Путину как к художественному произведению

    Кто меня уже читывал, знает, что я художественным произведением считаю то, которое содержит странности, что есть след подсознательного идеала автора. Странности в . . .

09.03.2021
11:33

Ещё из серии огрызаний на искусствоведов

    Вот, чего удостоился Васнецов, в лекции https://www.youtube.com/watch?v=S7r5BFubUd4 Четвериковой: "Ещё одна работа, которая там [в музее деревни Поленово] хранится – это первый . . .

07.03.2021
10:50

Паустовский мне в назидание

    Сволочь я. Эгоист. Замкнулся в башню из слоновой кости. И… Доволен собой: не удаётся учить живых людей – успокоил себя мыслью, что мои писания пригодятся людям . . .

06.03.2021
13:36

Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть

    Я вернулся из-за внушительности слов Канделя, книгу которого я продолжил теперь читать спустя несколько лет после первого подхода к нему. "Начиная с поздних . . .

05.03.2021
19:39

Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы»

    Я ухаживал за своей будущей женой. И была беда. Мы идеально подходили друг другу, и это естественно – в ней, во всяком случае – рождало подозрение, что это у нас . . .

04.03.2021
16:25

Об «Осени в карманах».

    … ай да Пушкин, ай да сукин сын! Пушкин. Молодечество моё в простом факте: осознав, - где-то не в начале книги, - что автор, оказывается, очень уважает абсурд, я . . .

03.03.2021
13:03

С робостью о «Перекатах» Городницкого

    Наткнулся на ностальгическую статейку о “Перекатах” Городницкого, и захотелось вставить свои пять копеек. С анализом текста, если он удастся, и, главное, с . . .

02.03.2021
20:37

Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого

    США только сейчас, на наших глазах, превращаются в тоталитарное государство с господствующей идеологией – глобализмом-либерализмом, как когда-то был СССР – с . . .

01.03.2021
13:05

Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор

    Я не стесняюсь делать длинные цитаты. Но заметка о “Нищем” (1878) Тургенева настолько коротка, что как её цитировать? Ну да ладно…

    "Мне со школы это стихотворение в прозе казалось каким-то... неестественным! У лирического героя произведения не было с собой ничего, что можно подать нищему. А тот ждал... И тогда герой - пожал протянутую к нему руку, извинившись: "нет у меня ничего... не взыщи, брат!"

    Что-то в этом такое натянутое, неестественное, лживое! Либеральное...

    Ну, нет у тебя при себе - назови адрес, где живёшь, скажи, когда сможешь вынести что-то! У тебя же не вообще нет, а просто - при себе! И - у тебя есть друзья, родственники, знакомые, у которых ты можешь спросить что-нибудь для бедного нищего. Вы не в равном положении, а ты сыграл в равенство! Вот это отвратительно, по-моему!” (https://zen.yandex.ru/media/id/5f5ca0a616dc6a6cf76a95df/niscii-turgeneva-ne-liubliu-eto-stihotvorenie-v-proze-6001a86df8b1af50bb685e65).

    Плохо учат литературу в школе. И 70 лет назад так было, когда меня учили. С некоторой точки зрения это даже хорошо – для меня. Кто что ни напишет о литературном произведении, я могу взять и оспорить – бездонный для меня колодец для собственных статей…

    При таком бедственном положении настоящие филологи, наверно, всё-таки умело действуют. Их вкус допускает к изучению в школе только больших художников. Тургенев – из них.

    А раз он большой, то велика вероятность, что его вещь имярек (тот же “Нищий”) окажется художественной и по-моему, да простится мне эта гордыня. То есть найдётся в ней странность как след подсознательного идеала. И тогда окажется, что тот идеал – не то, что написано буквами на бумаге. Да! Представьте себе. Как это ни трудно. Но иначе и быть-то не может. Ведь идеал-то – подсознательный, т.е. сознанию не дан. А произведение создаётся сознанием, словами, не тем, что было в подсознании. Понимаете? Если вкуса нет (а у про цитированного автора – нет), то ему кажется, что, что написано, то и хотел автор сказать. И в “Нищем” Тургенев допустил ляп, сам того не заметив. Мало того, никто не заметил. И только наш автор, вот, вывел это произведение за ушко на солнышко.

    НИЩИЙ

    Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

    Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

    Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

    Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

    А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

    Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

    — Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

    Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

    — Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

    Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

    Февраль, 1878

    Равенство перед Вечностью. Текстовая странность заключена в словах "тоже подаяние, брат” и "и я получил подаяние от моего брата”. Что подчёркнуто повторами "подаяние” / “подаяние” и "брат” / “брата”.

    Я б, может, не догадался, если б когда-то не обнаружил этой же Вечности в стихотворении в прозе “Собака”, стоящее на две позиции перед “Нищим”. Там равны перед Вечностью “я” и собака.

    Вечность это Абсолют. А Абсолют – образ принципиально недостижимого метафизического иномирия. И в него бегут от отчаяннейшего разочарования в Этом мире, мире с его христианством и тем светом, на котором сверхбудет Царствие Божие для бестелесных прощённых душ. – Спро`сите, как же бежать в принципиально недостижимое? – Отвечаю: созданием образа этого иномирия. И то – радость.

    А теперь представьте: ну как было разночинцами и революционным демократам 19-го столетия терять такого обличителя крепостничества, как автора “Муму”, признав его до крайности разочарованным шопенгауэрианцем или даже ницшеанцем? – Да ни за что! То же и в СССР. Почему-то то же и сейчас… Почему-то и всюду и со всеми… – Да нельзя детям преподавать литературу адекватно! Они самостоятельно думающими вырастут. А какой власти это надо?

    16 января 2021 г.

28.02.2021
13:47

Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»

    Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, . . .

27.02.2021
13:13

Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама

    Уже по заглавию, вы, читатель, чувствуете, что я буду стремиться сложнятину делать постижимой. То есть, я обращаюсь не к высокоумному читателю, а к, грубо говоря, . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100