Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.02.2021 |
А как повёл себя художник Зардарян?
|
24.02.2021 |
Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов
|
23.02.2021 |
Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна
|
22.02.2021 |
Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…
|
22.02.2021 |
Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.) Когда-то я вздумал единолично бороться за коммунизм, видя, как эта перспектива испаряется к чёртовой матери. Что я сделал? Я воспользовался тем, что парторгом нашего огромного конструкторского отделения в НИИ был в тот год дурак, и подбил его согласиться, что я буду выпускать (а он, если захочет, предварительно прочитывать) анонимную стенгазету под названием “Идеи коммунизма – в быт и в будни!”. Она состояла из моих комментариев на бытовые разговоры, которые я слышал. На каждый разговор – свой выпуск. Номера не снимаются, а поверх предыдущего навешивается последующий. Перевешивание я производил после работы. А во время работы это почти всегда кто-то читал. Или сразу несколько человек. Молча. Довольно остро там было. Раз всё было украдено. Но я это предвидел, и восстановил всё. Я тогда был оболванен мыслью, что при коммунизме все будут работать творчески. Это, помню, разозлило моего лучшего товарища, с которым я часто-пречасто спорил на политические темы, час пешком идя вместе с работы домой. Для него секрета не было, кто выпускает анонимную стенгазету. И вот он мне говорит: “Тогда Галилей жил при коммунизме”. – “Почему?” – “Потому что у него была творческая работа”. – Я не знал, что отвечать. По такой мысли я сейчас живу при коммунизме. Скоро уж 20 лет. Сижу на пособии по старости и буквально почти ничем не занимаюсь, кроме сочинения искусствоведческих статей. Аж радость миниоткрытий пропала, так их много. Плюс тревога: смогу ли найти, о чём писать следующую статью. Страдания, как у Тригорина из чеховской “Чайки”, замученного необходимостью писать и писать. Только его гнала его известность, которой надо было соответствовать. А меня гонит только коммунизм, во имя которого со времени той стенгазеты я начал да так и не перестал писать. Скучная жизнь. Только и радости – сомнительной – что никого не могу убедить, и есть смысл попробовать ещё раз. И ещё. И ещё. И так далее. Дело в том, что я себе выдумал, что из-за того, что в будущем работать будут только роботы, людям ничего другого не останется, как жить искусством. Творцом или сотворцом (восприемником). Причём искусством неприкладным, главная функция которого непосредственное и непринуждённое испытание сокровенного мироотношения. Что даёт такие тонкие переживания, что с ними ничто не может сравниться. Для этого надо быть здорово подкованным. Вот я и кую материал для такой подкованности будущим людям. Чего я не знаю, это как там в будущем будет с любовью. И вот фильм Богина “О любви” (1970) отвечает: трудно. Главная героиня фильма – скульптор-реставратор Галя. Она работает над восстановлением разрушенного немцами Екатерининского дворца в Царском Селе. Восстановление ещё не закончено! Я, эстетический экстремист, предполагаю, что там почти всё – произведения прикладного искусства, т.е. о знаемом, т.е. второсортное. В отличие от меня в фильме считается, что искусство там первосортное. То есть Галя, работая там и работая классно, живёт, собственно, в коммунизме. Восприемником искусства, сотворцом, как минимум. Но. Она одинока. А ей уже под 30. И она так в искусство поглощена, что любви у неё и не было. Разве что она шутит со влюблённым в неё 15-летним Гошей из той же бригады реставраторов. А перед самым концом, порвав с ухаживавшим за нею карьеристом Митей, у неё с Гошей такой разговор: "- Ну что мне делать больше? Ждать тебя? - Подождите. Я в августе получаю паспорт”. До меня почему-то не сразу дошло, что жизнь Гали – жизнь в коммунизме, раз дан такой разговор её с Митей: "- Люди, которые боятся остаться в тени, показаться неудачниками, они склонны иногда… использовать… - Некрасивые средства. - Да. - Теперь я вас понимаю. В принципе это, конечно… Но. Не стоит быть такой максималисткой. Каждый, кто хочет отрастить красивую бороду, поначалу кажется небритым. Откровенность за откровенность. Сколько лет вы уже работаете во дворце? - Шесть. - А сколь вы ещё будете там работать? - Лет 18. Может, 20, если ничего не случится. А может, и больше. - Я задам вам один вопрос. Только вы не обижайтесь. Ладно? - Хорошо. - Вот, допустим, ничего не случится, и вы благополучно проведёте свои 20 лет во дворце. В один прекрасный день дворец будет восстановлен. И вдруг выяснится, что все это красоты дело рук старины. - Стасова. - Да. - Кваренги. - Да. - Неёлова. - Да. А вы тут не при чём. Вам уже 50. У вас уже нет ни сил, ни времени для того, чтоб создать своё собственное, ради чего вы родились и жили. Ваше имя появится только в ведомости о заработной плате. Всё. Вам не страшно? - Боюсь ли я безвестности? - Да. - А меня знают. - Кто? - Сотрудники, мои друзья. Вы. Митя. - Да. - А кто выстроил Кижи? Новгородскую Софию? - Не знаю. - Никто не знает. А они стоят”. Галя живёт, словно по завету Феофана Затворника (укороченному мною): “Дело не главное в жизни. Главное – настроение сердца”. Она б любила Андрея, приятеля мужа её подруги, но он женат. Дети. Она ему, в сущности, признаётся в любви в самом конце, плача, глядя на него через окно. И он это видит. И что будет, не известно. Фильм кончается. А снят он, чтоб спросить советских людей: “Вы видите, что идёт всё не к коммунизму? В коммунизме вам совсем уж сладко не будет. Что вы выбираете? Выбор, собственно, делается именно сейчас, в 1970 году”. Я в следующем году выбрал, практически, Митину сторону. Обманул, получается, будущую жену, которой обещал, что, хоть ненадолго, мы завербуемся на Север, чтоб бросить вызов этому комфорту, который душит коммунистическую перспективу. (Из-за чего, собственно, замаливая грех перед покойницей женой, я и строчу свои статьи без остановки.) Остаётся только вопрос, под чьим флагом я и пишу всё: есть ли в этом фильме след подсознательного идеала коммунизма в каком-то будущем у режиссёра? Есть ли странности Есть. Затруднённый монтаж. "Этот фильм мог бы стать шедевром. Но его банально тяжело смотреть! Возможно дело в том, что перед создателями фильма стояла сложная художественная задача. Они сознательно создавали эффект обрывочности, недосказанности, запутанности. Суть многих эпизодов достаточно сложно уловить. Потому что в кадре оказываются персонажи, которых тяжело опознать. С самого начала фильма новые персонажи появляются неожиданно, в неожиданных декорациях и ведут себя неочевидным образом. Не всех второстепенных персонажей удается понять. Кто они такие, кем они приходятся главной героине? Характеры этих персонажей не раскрываются должным образом. Ты еще не успел въехать в старый эпизод - а он резко обрывается и начинается новый, снова в странной локации. В кадре появляется персонаж, а ты не совсем понимаешь, ты его только что видел или это новый? А даже если ты узнал внешне актера, тебе все равно непонятно, что этот персонаж здесь делает, потому что ты не понимаешь его связь с другими персонажами и его мотивацию” (https://www.kinopoisk.ru/film/42680/reviews/). 2 января 2020 г.
|
19.02.2021 |
Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»
|
18.02.2021 |
|
17.02.2021 |
Не важно, антисемит ли Прилепин, важно…
|
15.02.2021 |
Отобью ли я эту атаку на Высоцкого?
|
13.02.2021 |
И вкусы, и запросы мои странны
|
12.02.2021 |
|
08.02.2021 |
Неужели искажения у авангардистов – от радости, а не от чего-то негативного…
|
06.02.2021 |
Почему Велимир Хлебников так выкаблучивался
|
03.02.2021 |
|
02.02.2021 |
Можно ли что-то ответить на упрёки Боровиковскому?
|
31.01.2021 |
|
29.01.2021 |
Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского
|
28.01.2021 |
Как противостоять овертону в фильме «Громкая связь»
|
27.01.2021 |
|
27.01.2021 |
Почему художники впадают в формализм
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"