TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян?

    У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе искусствоведения это называли духом времени.

    А в живописи, в каждом произведении, есть неискоренимое качество – выражать экстраординарностью ещё и радость жизни. Ещё и! Как довесок к тому, какое вообще-то знаемое переживание усиливало произведение, если это было произведением прикладного искусства… И как довесок к тому, какое ЧТО-ТО, словами невыразимое, выражено, если это было произведением искусства неприкладного (о незнаемом, данном лишь в виде подсознательного идеала).

    И вот у меня появилась глобальная идея, что в СССР из-за пресса идеологического тоталитаризма художники были склонны прятаться в выражение этой внеисторической радости жизни. Уходить в прикладное искусство вроде как нехорошо: утилитаризм, иллюстрация – второсортность, в общем. А радость жизни можно и как бы подсознательно выражать.

    Я, читатель, ощущаю натяжку с этим подсознанием. Оно ж и не признано, и не дано ж сознанию по определению – как о нём можно писать, как о данном и избираемом… Но. Так мне легче выразить свою дальнейшую мысль.

    Мне интересно проверить, убежал ли в радость жизни Зардарян.

    Зардарян. Персик в цвету. 1945.

    Зардарян. Я айгин (настройщнк духовых инструментов).

    На его имя я наткнулся у Н.Н. Александрова.

    Был такой рисковый теоретик. Он, в отличие от многих искусствоведов, не боялся вляпаться. Берёт, например, недоказанную угадку Гумилёва о пассионарности, охватывающей страны из-за чего-то, случающегося в биосфере планеты. Может, солнечная активность там первоисточник. И привешивает, что в искусстве пассионарность эта выражается ослепительностью, конкретно – контрастностью.

    Мне сомнительна эта гипотеза. Для меня пассионарны все типы подсознательных идеалов. Даже мещанский. Я помню, когда я дочитывал “Доктор Живаго” (а именно таким идеалом был вдохновлён Пастернак, когда этот роман писал), я как по облаками ходил. Этот роман – предвестие литературы хрущёвской оттепели. Именно её Александров наделяет такой пассионарностью. А вот эту картину –

    её выражением способом контрастности.

    Если Александров не видел эту картину в подлиннике (он тольяттинец) в Третьяковской галерее, то ориентировался он не по такой репродукции, которую контрастной никак не назовёшь:

    В заграничном интернете (Зардарян был награждён серебряной медалью на всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году) есть и ещё менее контрастные репродукции.

    Парить весной земля в Армении, похоже, тоже может.

    Правда, я нигде в интернете не нашёл фото, где небо зелёного оттенка.

    Сам Александров поместил такую репродукцию (пришлось увеличивать).

    Достаточно контрастная и декоративная. То есть, - Александров помыслил, наверно, - не пресловутый соцреализм на Запад послали, послав Зардаряна и Сарьяна. И, казалось бы, Александров не ошибся:

    "…картина принадлежит середине второй архаики, которую мы знаем как “оттепель” (1953-1964)” (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/1743-alx.pdf).

    Тем более, что декоративизм в то же время был у Зардаряна не случайным.

    Зардарян. Севан. 1953.

    Зардарян. Стремление. 1960.

    Тем ещё более, что, когда оттепель кончилась, он изменил тональность повторения “Весны” на что-то угрожающее.

    Зардарян. Весна. 1967.

    Как факт (обнаруживаю):

    "В советское время его творчество не всегда понимали. Искусство Ованеса Зардаряна часто шло вразрез со стандартами соцреализма. Вероятно поэтому при жизни персональных выставок в Армении у художника не было. Очень много картин, которых никто не видел. “Бой Давида Сасунского с Мсра Меликом”

    Зардарян. Бой Давида Сасунского с Мсра Меликом. 1939.

    - это одна из первых работ мастера. Она была создана в студенческом послевоенном [ошибка: предвоенном] Ленинграде” (https://www.youtube.com/watch?v=1fQ2f8Ykkwo).

    А что такое декоративность? – Это некое искажение натуроподобия. – И отчего такое? – От какого-то драматизма или трагизма жизни.

    Армяне ушиблены фактом геноцида в 1915 году. Семья Зардаряна бежала в Россию из Карса от геноцида. Когда я был в Армении, мне кажется, я почуял затаённую боль оттого, что Арарат, вот, он виден, а это Турция. Это как страстная вера иудеев-ортодоксов, что при жизни их поколения будет восстановлен храм. В их домах даже оставляют кусок недостроенности, чтоб достроить после восстановления храма.

    И вот отсюда – декоративная суровость даже вида на Севан. Например, я могу думать, что человек, смотрит не просто на мыс другого берега Севана,

    а мысленно – дальше на запад, где, он знает, лежит его родина, Карс, когдатошняя столица Армянского царства.

    А в 1939-м году (с этим Давидом Сасунским), если и нет ещё визуального контраста, то эмоциональный – налицо. И тысячу лет назад приходилось Армении драться за независимость. Может, художник думал, что вот-вот начнётся (или уже началась) Вторая мировая война, и Турция нападёт на СССР, и наконец будет освобождён от турок Карс, уже бывавший в составе Российской империи.

    И тогда не прав Александров с ослепительностью.

    А за то, что я прав с художественностью как следами подсознательного идеала (любого и, значит, не привязанного к вспышками солнечной активности), говорит даже Платон:

    "…ещё со времён античности – бросалось в глаза, что в художественном произведении как целом и в искусстве вообще многое выходит за рамки преднамеренности, в отдельных случаях за границы замысла. Объяснение этих непреднамеренных моментов пытались найти в художнике, в психических процессах, сопровождающих творчество, в участии подсознания при возникновении произведения. Явственно свидетельствует об этом известное изречение Платона, вложенное им в "Федре" в уста Сократа: "Третий вид одержимости и неистовства - от Муз, он охватывает нежную и непорочную душу, пробуждает её, заставляет выражать вакхический восторг в песнопениях и других видах творчества и, украшая несчётное множество деяний предков, воспитывает потомков. Кто же без неистовства, посланного Музами, подходит к порогу творчества в уверенности, что он благодаря одному лишь искусству станет изрядным поэтом, тот ещё далёк от совершенства". "Искусства", т.е. сознательной преднамеренности, недостаточно; необходимо "неистовство", участие подсознательного; более того, одно оно и придаёт произведению совершенство” (Ян Мукаржовский. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994. С 199-200).

    Тогда не прав Александров и с принадлежность “Весны” 1956 года к хрущёвской оттепели.

    Нет, если Зардарян её писал сколько-то с натуры, то ХХ съезд КПСС, где разоблачили культ личности Сталина, был в феврале и в принципе можно было успеть вдохновиться и картину весной и написать. Но она – в заграничных репродукциях – неотличима (за исключением зелёного неба) от произведений пресловутого соцреализма. В ней и неистовства не чувствуется. Ей и премию в Брюсселе в 58-м, наверно, дали по политическим соображениям.

    Но вообще Зардарян не исключительно отсиживался в аполитичном и вневременном выражении радости жизни.

    10 января 2021 г.

24.02.2021
13:43

Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов

    …привести к согласию среду и человека. Сент’Элиа Признаться? Пока я не пришёл к возможности написать это название и эпиграф, я не стал статью писать. Приходил я . . .

23.02.2021
10:06

Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна

    Так говаривала моя красавица мама (Татьяна Доронина была её копией), вообще-то не пользуясь языком идиш. Я почему-то запомнил эти слова. Как будто кто-то свыше мне . . .

22.02.2021
14:45

Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…

    Потому что я уже в восторге от только что прочтённых слов Пунина о нём. Нет. Надо сперва ввести в курс дела читателя, не знающего ничего из того, что знаю, приступая . . .

22.02.2021
08:15

Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)

    Когда-то я вздумал единолично бороться за коммунизм, видя, как эта перспектива испаряется к чёртовой матери. Что я сделал? Я воспользовался тем, что парторгом . . .

19.02.2021
11:01

Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»

    Сам бы я до такого не додумался. Я это вычитал: "Удивительно, например, было видеть, как скоро происходит отказ от образа жизни и ценностей сталинской эпохи уже в . . .

18.02.2021
14:01

Декаденты есть и сейчас

    Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу. Соображение, что декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство я вывел (см. тут) из . . .

17.02.2021
10:49

Не важно, антисемит ли Прилепин, важно…

    Важно, прав он или нет. О чём речь? Вот о чём: ""…но евреям отдали все премии..." И тут пришёл Захар Прилепин: В жюри премии БК примерно 50 евреев. Это все, что надо . . .

15.02.2021
23:54

Отобью ли я эту атаку на Высоцкого?

    Восприятие песен Высоцкого как антисоветских справа – явление обычное. Чтоб заметить, что они были, наоборот, антисоветские слева, надо иметь вкус. То есть уметь . . .

13.02.2021
20:08

И вкусы, и запросы мои странны

    Так пел Высоцкий. И не только от имени персонажа. Но и от своего имени. При этом всего лишь чуя (а не зная сознанием), в чём его главное отличие от современников. А я, в . . .

12.02.2021
13:18

Жаль Карена Шахназарова

    Жаль за фильм “Исчезнувшая империя” (2008). Потому что иллюстративный фильм, а не художественный. Художественный – это когда рождён он подсознательным идеалом. А . . .

08.02.2021
11:38

Неужели искажения у авангардистов – от радости, а не от чего-то негативного…

    Я был так благополучен последние пару месяцев… Логика подтвердила то, что я переживал всегда – неприязнь к искажениям натуры живописцами, - к искажениям, так . . .

06.02.2021
13:04

Почему Велимир Хлебников так выкаблучивался

    В самое последнее время мне повезло объяснить самому себе общие и конкретные причины резкого деформирования натуры и вообще общепринятого футуристами. Причины . . .

03.02.2021
21:30

Как я подловил Сологуба

    Был такой Иванов-Разумник, так интересен он тем, что, что я у него ни прочту, то обязательно оказывается верным с точностью до наоборот. Последнее неверное (1910 года, . . .

02.02.2021
21:14

Можно ли что-то ответить на упрёки Боровиковскому?

    Упрёки такие: 1) "художник… над индивидуальностью образов особенно и не заморачивался - достаточно было просто примерного сходства с моделью… У всех одинаково . . .

31.01.2021
22:58

Жалко нас

    Когда-то, давным-давно, в эпоху застоя, так называемого, помнится, прочёл я в газете (а что я выписывал? “Известия” и “Литературную газету”) шутливые слова . . .

29.01.2021
14:02

Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского

    Во-первых, почему я выставил личное местоимение вперёд? – Потому что искусство существует только в душах автора и восприемников. В книге, если это роман, акта . . .

28.01.2021
13:17

Как противостоять овертону в фильме «Громкая связь»

    Хорошо, то есть без истерики, ровным тоном (то есть холодно перечисляя протаскивание хэппи эндом к нам в норму супружеских измен, гомосексуализма, ранних половых . . .

27.01.2021
21:41

И потянул я кота за хвост

    Когда-то, читая большую книгу Кандинского об искусстве, я так проникся его ненавистью к буржуазному строю, использующему произведения живописи как валюту, что, . . .

27.01.2021
20:35

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение некоторое . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100