TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян? У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе . . .

24.02.2021
13:43

Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов

    …привести к согласию среду и человека. Сент’Элиа Признаться? Пока я не пришёл к возможности написать это название и эпиграф, я не стал статью писать. Приходил я . . .

23.02.2021
10:06

Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна

    Так говаривала моя красавица мама (Татьяна Доронина была её копией), вообще-то не пользуясь языком идиш. Я почему-то запомнил эти слова. Как будто кто-то свыше мне . . .

22.02.2021
14:45

Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…

    Потому что я уже в восторге от только что прочтённых слов Пунина о нём. Нет. Надо сперва ввести в курс дела читателя, не знающего ничего из того, что знаю, приступая . . .

22.02.2021
08:15

Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)

    Когда-то я вздумал единолично бороться за коммунизм, видя, как эта перспектива испаряется к чёртовой матери. Что я сделал? Я воспользовался тем, что парторгом . . .

19.02.2021
11:01

Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»

    Сам бы я до такого не додумался. Я это вычитал: "Удивительно, например, было видеть, как скоро происходит отказ от образа жизни и ценностей сталинской эпохи уже в . . .

18.02.2021
14:01

Декаденты есть и сейчас

    Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу. Соображение, что декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство я вывел (см. тут) из . . .

17.02.2021
10:49

Не важно, антисемит ли Прилепин, важно…

    Важно, прав он или нет. О чём речь? Вот о чём: ""…но евреям отдали все премии..." И тут пришёл Захар Прилепин: В жюри премии БК примерно 50 евреев. Это все, что надо . . .

15.02.2021
23:54

Отобью ли я эту атаку на Высоцкого?

    Восприятие песен Высоцкого как антисоветских справа – явление обычное. Чтоб заметить, что они были, наоборот, антисоветские слева, надо иметь вкус. То есть уметь . . .

13.02.2021
20:08

И вкусы, и запросы мои странны

    Так пел Высоцкий. И не только от имени персонажа. Но и от своего имени. При этом всего лишь чуя (а не зная сознанием), в чём его главное отличие от современников. А я, в . . .

12.02.2021
13:18

Жаль Карена Шахназарова

    Жаль за фильм “Исчезнувшая империя” (2008). Потому что иллюстративный фильм, а не художественный. Художественный – это когда рождён он подсознательным идеалом. А . . .

08.02.2021
11:38

Неужели искажения у авангардистов – от радости, а не от чего-то негативного…

    Я был так благополучен последние пару месяцев… Логика подтвердила то, что я переживал всегда – неприязнь к искажениям натуры живописцами, - к искажениям, так . . .

06.02.2021
13:04

Почему Велимир Хлебников так выкаблучивался

    В самое последнее время мне повезло объяснить самому себе общие и конкретные причины резкого деформирования натуры и вообще общепринятого футуристами. Причины . . .

03.02.2021
21:30

Как я подловил Сологуба

    Был такой Иванов-Разумник, так интересен он тем, что, что я у него ни прочту, то обязательно оказывается верным с точностью до наоборот. Последнее неверное (1910 года, сборник “Смысл жизни”), что я у него прочитал, я процитирую:

    "Теперь ничто не страшно – даже міровое зло, даже людскія страданія, даже безсмыслица жизни; а если и страшно, то есть простое средство разъ навсегда покончить со всѣмъ этимъ зломъ: "міръ весь во мнѣ. Но страшно, что онъ таковъ, каковъ онъ есть – и какъ только его поймешь, такъ и увидишь, что онъ не долженъ быть, потому что онъ лежитъ въ порокѣ и во злѣ. Надо обречь его на казнь – и себя вмѣстѣ съ нимъ"... Съ этими словами Елена (изъ знакомаго уже намъ разсказа "Красота") убиваетъ себя, и хотя послѣ этого міровое зло остается какимъ было и раньше, но это не мѣшаетъ Ѳ. Сологубу продолжать свое "самоутвержденіе" и послѣдовательно развивать философію солипсизма” (http://sologub.lit-info.ru/sologub/articles/ivanov-razumnik-sologub.htm).

    Я не знаю, надо ли объяснять, что такое солипсизм… – Это такая философия, опирающаяся на абсолютно верную истину, что всё, что мы знаем о мире и себе приходит к нам через наши органы чувств (зрение, там, слух и т.д.). Наверно, все философии опираются на что-то верное. Мне очень понравилось объяснения идеализма: сорвём веточку и станем стругать из неё палочку; отрежем все боковые отростки, получится палочка; станем теперь отстругивать от неё конец, она укоротится, но останется палочкой; состругаем так её всю – палочки не останется, но понятие палочка, как изначально было, так и осталось; то есть идеальное фундаментальнее материального. Так вот достаточно что-то в соображениях ввести в абсолют, как образовывается философия. Солипсизм возводит в абсолют данность субъекту мира через органы чувств. И данность-то оказывается в голове. А я-то над своею головой властен? – Властен! – Вот я и есть мир, и повелеваю им. Могу его уничтожить, покончив с собой.

    Можно спросить: читатель, вы согласны, что художественное произведение, в котором наступает смерть главного героя, называется трагедией? – Представляю себе естественный ответ: да. И спрашиваю: а согласны с известным изречением, что в трагедии главный герой гибнет, а идеал его остаётся жить в душах зрителей? – Если вы опять согласны, то вы умнее Иванова-Разумника.

    Потому что, если вы прочтёте рассказ Сологуба “Красота” (1899), то увидите, что идеал главной героини рассказа, Елены, – мир, очищенный от нравственной грязи. Вы, может, согласитесь, что Сологуб Елене отдал свой идеал, что смерть Елены – от невозможности достичь этот идеал. И тогда идеал Сологуба вовсе не солипсизм, как уверяет Иванов-Разумник, а вот этот мир без нравственной грязи. Общими словами: это символистский идеал типа благого для всех сверхбудущего. Потому сверх-, что очень уж дрянной мир теперь (о чём догадываешься по преувеличениям, которые Сологуб придал выводам Елены о поведении Макрины, Маланьи и Ресницына: насколько мизерно оно нехорошо объективно, настолько глобален вывод, а авторского вмешательства в такой субъективизм – никакого, и в слоге чувствуется, что автор целиком на стороне Елены).

    А Иванов-Разумник, держась, наверно, мысли, что идеал автора цитируем, вырвал цитату о солипсизме, и вот у него Сологуб – солипсист. Тогда как и теория должна б была литературоведа остановить. Ведь солипсистами были романтики (а они, если одним словом и в моральном плане – эгоисты). А Сологуб – всеми признан символистом. Символизм же в России тесно связан с понятием “соборность”. Цитату возьму из раздела с характерным названием “Трансформация термина “соборность” в философии символизма на примере идеи создания “Соборного театра” Вячеслава Иванова”, - идеи, возникшей и обсуждавшейся до времени писания Ивановым-Разумником своего сборника:

    "В начале ХХ века этот термин [соборность] вновь станет одним из предметов обсуждения и изучения, однако уже в совершенно ином ключе. Сохранив в своем содержании идею “единства всех”, термин перестанет применяться исключительно в богословской трактовке, а перейдет в область мирскую, в сферу искусства…” (https://bookonlime.ru/lecture/7-transformaciya-termina-sobornost-v-filosofii-simvolizma-na-primere-idei-sozdaniya-6).

    Я подозреваю, что никто ляпы Иванова-Разумника, не опроверг.

     

    К этой сологубовской “Красоте” я вышел из-за того же Иванова-Разумника. Искал, кто что сказал о смысле драмы “Литургия мне” (1907) Сологуба же. К драмам я потянулся, чтоб проверить, не скис ли на них Сологуб, не перешёл ли его символистский идеал “к Добру в сверхбудущем через Зло сейчас” из категории подсознательного в категорию осознаваемого идеала, раз он в 1908 году написал теорию символистской драмы (см. тут).

    Драму эту читать невозможно, настолько она пересахарена. И, как я и предполагал, сверхбудущий оптимизм, характерный для символизма, сменился тут оптимизмом наивным (даю пример, поддерживайте, люди!). Люди в драме собрались, чтоб в обряде совместного приготовления и питья напитка из крови присутствующих материализовать в действии своё уже имеющееся чувство соборности.

    Подозрение подтвердилось: в драмах, в которым Сологуб перешёл, он скис как художник.

     

    А чем, спросят меня, вы докажете, что в “Красоте” его идеал ещё подсознателен? – Аскетизмом письма, отвечу. Он этим в каждой фразе, а большинство их о красоте, выражает неуместность красоты на этом свете. Что выглядит странно. Сами красивости окружены как бы нежизнью (подчеркну).

    "Елена любила быть одна, среди прекрасных вещей в своих комнатах, в убранстве которых преобладал белый цвет…”.

    “Было много книг, - Елена читала много, но только избранные и строгие творения".

    “Горели лампы, - их свет разливался неподвижноясно и бело".

    Вся белая и спокойная стояла она перед зеркалом и смотрела на свое отражение”.

    “…безгрешная алость разливалась по ее девственному телу".

    “Сладостное волнение томило ее, и ни одна нечистая мысль не возмущала ее девственного воображения".

    “И нежные грезились ей, и безгрешные поцелуи".

    “Радостна была для Елены обнаженная красота ее нежного тела, - Елена смеялась, и тихий смех ее звучал в торжественной тишине ее невозмутимого покоя".

    “Много дней подряд, каждый вечер, любовалась Елена перед зеркалом своей красотой, - и это не утомляло ее. Все бело в ее горнице, - и среди этой белизны мерцали алые и желтые тоны ее тела, напоминая нежнейшие оттенки перламутра и жемчуга”.

    “"Прекрасное орудие смерти", - подумала она и улыбнулась”.

    “Потом надела она белое платье, от которого томно и сладостно пахло розами”.

    “Все в ней было ясно и спокойно, и только темное томило ее презрение к миру и к здешней жизни".

    А вот наоборот: некрасивости противопоставлены безжизненной красоте (подчеркну):

    "Теперь она, конечно, пошла в людскую и там рассказывает кухарке, шепотом, с гадким смехом. Волна стыдливого ужаса пробежала по Елене”.

    “Мы все вместе живем, и как бы одна душа томится во всем многоликом человечестве”.

    22 декабря 2020 г.

02.02.2021
21:14

Можно ли что-то ответить на упрёки Боровиковскому?

    Упрёки такие: 1) "художник… над индивидуальностью образов особенно и не заморачивался - достаточно было просто примерного сходства с моделью… У всех одинаково . . .

31.01.2021
22:58

Жалко нас

    Когда-то, давным-давно, в эпоху застоя, так называемого, помнится, прочёл я в газете (а что я выписывал? “Известия” и “Литературную газету”) шутливые слова . . .

29.01.2021
14:02

Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского

    Во-первых, почему я выставил личное местоимение вперёд? – Потому что искусство существует только в душах автора и восприемников. В книге, если это роман, акта . . .

28.01.2021
13:17

Как противостоять овертону в фильме «Громкая связь»

    Хорошо, то есть без истерики, ровным тоном (то есть холодно перечисляя протаскивание хэппи эндом к нам в норму супружеских измен, гомосексуализма, ранних половых . . .

27.01.2021
21:41

И потянул я кота за хвост

    Когда-то, читая большую книгу Кандинского об искусстве, я так проникся его ненавистью к буржуазному строю, использующему произведения живописи как валюту, что, . . .

27.01.2021
20:35

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение некоторое . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100