Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.02.2021 |
А как повёл себя художник Зардарян?
|
24.02.2021 |
Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов
|
23.02.2021 |
Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна
|
22.02.2021 |
Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…
|
22.02.2021 |
Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)
|
19.02.2021 |
Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»
|
18.02.2021 |
|
17.02.2021 |
Не важно, антисемит ли Прилепин, важно…
|
15.02.2021 |
Отобью ли я эту атаку на Высоцкого?
|
13.02.2021 |
И вкусы, и запросы мои странны
|
12.02.2021 |
|
08.02.2021 |
Неужели искажения у авангардистов – от радости, а не от чего-то негативного…
|
06.02.2021 |
Почему Велимир Хлебников так выкаблучивался
|
03.02.2021 |
|
02.02.2021 |
Можно ли что-то ответить на упрёки Боровиковскому?
|
31.01.2021 |
|
29.01.2021 |
Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского
|
28.01.2021 |
Как противостоять овертону в фильме «Громкая связь»
|
27.01.2021 |
И потянул я кота за хвост Когда-то, читая большую книгу Кандинского об искусстве, я так проникся его ненавистью к буржуазному строю, использующему произведения живописи как валюту, что, когда он подвёл меня к восприятию его первой абстракционистской картины, у меня было полное впечатление, что я её понимаю. Ни одна черта там не была красивой, ни один оттенок цвета не привлекал глаз, помимо того, что там ничего предметного не было изображено. Сарказм жизни состоит в том, что, как ни старался Кандинский возбудить у потенциального покупателя непосредственно переживаемую неприязнь к этой его работе, она и другие подобные стоят миллионы долларов. Но смешно и то, что я стал очень ценить в своей системе ценностей эту картину. – За что? – Совсем не за то, что мне удалось непротиворечиво выразить одним словом её единство – непривлекательность. А за необходимость того, более чем непривлекательного для Кандинского в 1910 году всего Этого мира (а иной, материальный, не представлялся возможным существовать), - за необходимость всего Этого мира предполагать бегство из себя вообще в иномирие. Метафизическое и принципиально недостижимое. Которому только если и возможно что, то дать образ его, например, этой вот, на картине Кандинского, непривлекательностью. И Кандинский для меня встроился в длинный ряд других художников кисти и пера, с Сезанна начиная, которые от такого же рода смертельной скуки от Этого мира (с его мещанской, да и просто любой жизнью, - жизнью рабами в причинном мире), бежали в это самое, благое, творение образа принципиально недостижимого метафизического иномирия. Удобно было при этом думать, что вся эта плеяда ультрастрадальцев иномирие сие имеет в качестве идеала подсознательного, а не осознаваемого. Потому удобно, что слово “иномирие” никто из них не применял. По крайней мере, мне такое ни разу не встретилось. Даже у Чехова, который был мастер слова и так же и туда же бежал от своей чахотки. (Для проверки близости к объективному моего мнения о неприменении художниками ультраразочарования слова “иномирие” я хотел было сослаться на всезнающий интернет. Там я наткнулся на комедию: в Яндексе поиск: “Ницше иномирие”, - ничего не дал на 25 станицах. Дальше я просто устал искать. Но есть же и Гугл. Там на первой же странице была масса ссылок на меня, и не было ни на одного творца из ультраразочаровавшихся.) Такое положение благоприятно для художественности произведений ницшеанцев, ибо я – в своём эстетическом экстремизме – художественным считаю только то, что имеет следы (в виде странностей) подсознательного идеала автора. Ницшеанство, получается, особо устойчиво для перехода из подсознательного идеала в осознаваемый. Оно и понятно – уж больно необычно такое иномирие. Понятно, почему произведения ницшеанцев отдают какой-то тоской. Подсознательный идеал автора восприемниками воспринимается тоже не сознанием, а подсознанием. (Очень хорошо это описано в “Крейцеровой сонате” Льва Толстого.) Что-то из подсознания восприемника всё же просачивается в сознание восприемника, и он что-то чует. В случае с ницшеанством – нехорошее. Так из-за метафизичности иномирия я всё же не склонен считать этот тип идеала очень уж опасным для человечества. (Хоть когда вышел “Вертер” Гёте, по Западной Европе прокатилась волна самоубийств, пишут, и то же пишут про Россию и роман “Санин” Арцыбашева.) Умение дать иномирию образ и умение восприемником его как-то воспринять, создают переживание эстетического наслаждения – целостностью необычности. Например, возглас: насколько непривлекательно абсолютно всё в первой абстрактной картине Кандинского! Например: насколько не повторяется всё в самой дорогой картине Поллока! Например: насколько ничтошно всё в “Чёрном квадрате” Малевича! Насколько непереносимо всё в любом рассказе Чехова. Иномирие, если его осознать, окажется огромным облегчением. Его не страшно – с точки зрения человечества – выражать. Смещать соотношение (Зла к Добру) в художественных моделях в пользу зла (5/8 к 1/8) в надежде на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления злу – в том состоит от ницшеанства польза для совершенствования человечества при испытании его неприкладным искусством. Совсем другое – выражать один из сознательных идеалов (т.е. создавать произведение прикладного искусства)… А именно – идеал искусства декадентского. Приложенного к внушению восприемникам осознаваемого идеала ценности, например, смерти. Вот это уже опасно, хоть и условность. Все же плохонастроенческие произведения совсем не опасны. Но отличать ницшеанство от декадентства не так-то просто. Открыв в блоге нечто под названием “Картина Михаила Юдовского “Мимолётность””, и обнаружив, что там нет ни слова о самой картине… Вообще ни о чём нет ни слова, я решил восполнить это таким вот комментарием. Да чего же некрасивы оба, эта пара! Явно тут не неумение этого Юдовского рисовать. Как ни портит он перспективные линии схода и симметричность в зданиях, те всё-таки выглядят намного убедительнее, чем люди. Плечо нормального человека должно б кончиться там, где кончается правое (не от нас) плечо женщины. Так испортить изображение можно только намеренно утрируя. Если лицо мужчины не так важно для влечения к нему женщины, то изображённая узкоплечесть должна женщину от мужчины отвращать. А уж какой нарочитой кикиморой изображена женщина, и обсуждать нечего. Тут не неумение рисовать, тут намеренное искажение. Психологизма тоже нет никакого. Дико повёрнутый глаз мужчины призван, конечно, нам сказать, что женщина ему противна, и он должен это скрывать. А их поставленность рядом среди предполагающейся (обрезанностью кадра) пустоты означать призвано какую-то социальную связь, из-за которой и надо мужчине скрывать антипатию. – Брак по расчёту? – Затрапезная одежда обоих не говорит, что в расчёт замешаны деньги. Персонажи – люди современные, родительский диктат помыслить нельзя. То есть сатира на брак по расчету отпадает. Тогда что их свело? Случай? Абсурд? Я раз слышал издевательский совет неудачнику: “Любую шваль на х.. пяль, бог увидит – подаст лучше”. Для чего искажения сделаны автором? "…его живописные работы находятся в музеях” (https://45ll.net/mikhail_yudovskiy/#biography). Данная картина написана в 2011 году, стоит $ 1333 (https://artchive.ru/artists/66286~Mikhail_Judovskij/works/532293~Mimoletnost'). Цветовая гамма тоже не манит. Собственно, и острая отвратительность не выражена. Серая жизнь. Мне припоминается какой-то западный фильм, переводной на русский, с изрядно внешне невзрачной молодой женщиной, поданной так, будто она предмет сильной половой привязанности босса. – Серая жизнь, как норма… То есть можно предположить, что перед нами произведение декадента, втюхивающее сентенцию, похожую на вышеприведённую похабщину. И не сто`ит, мол, огорчаться на низкопробность: всё мимолётно. Искажения тогда не выглядят такой уж большой неожиданностью. Их стали вводить ещё полтора века назад для выражения подсознательно идеала, славящего абы какую жизнь, пусть и голодал, скажем, Моне, но зато какая бурная жизнь вокруг началась. Значит ли это, что перед нами эпигонское произведение импрессиониста? – Нет. Ни свет, ни миг тут не выражены. Просто перед нами серость, какая зачастую и присуща произведению придуманному сознанием, а не порождённому подсознательным идеалом. 20 декабря 2020 г.
|
27.01.2021 |
Почему художники впадают в формализм
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"