TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


25.10.2003
16:45

"Очень веселая, или Очень грустная книга" - заметка Василия Пригодича о романе Ю.Дружникова "Суперженщина"

    Очень веселая книга,

    или Очень грустная книга

    Странный заголовок, - скажет удивленный читатель, - как же так: веселая и грустная книга одновременно, мол, не бывает. Читатель, в свободной русской литературе все было, все будет. Да и в <несвободной>: официальной и андеграундной - было почти все.

    Итак, Юрий Дружников. Суперженщина. Роман. М., Издательский дом <Парад>. Серия: Русский авантюрный роман. Экспресс Библиотека. 2003. 208 С. Тираж 1000 экземпляров.

    Несколько абзацев об авторе. Юрий Ильич Дружников (род. 1933 г.) - широко известный прозаик как в русской, так и в западной литературной ойкумене, автор многих книг, опубликованных как на Родине (после крушения Красной Империи), так и за ее рубежами (в переводах). Судьба-рок-фатум предуготовили писателю тернистый путь, как и многим другим большим прозаикам: первые публикации, первая слава, членство в Союзе писателей СССР, доносы в газетах, исключение из Союза (министерство литературы), <запрет на профессию>, пленительный выбор: дурка или лагерь. В 1987 г. Ю.Дружников эмигрирует.

    Еще до странствия на <залетейский брег> писатель публиковался в Сам- и Тамиздате, пытался основать независимый театр, независимый Союз писателей, независимое издательство. Времена были полувегетарианскими, но власть жестко пресекала любые попытки дышать сквозь намордник. Помните у Мандельштама: <ворованный воздух>.Ю.Дружников - яркий, чрезвычайно интересный и плодовитый автор. Критики совершенно справедливо сопоставляют Дружникова с покойным Довлатовым. Почему? Да потому, что читаешь Довлатова, читаешь Дружникова и... дышится легко. Ну, и извитие словес непомерное, специфическая <выделка>, новейшие писательские технологии. Вот такой стиль и ранг... Громко и негромко звучит в книге неизъяснимая <музыка русской речи> (С. 10). Все так, все именно так. Будучи профессиональным историком литературы, я мог бы, читатель, объяснить Тебе, как хитро, умно и изящно <устроена> <Суперженщина>, но зачем? Анатомирование убивает любое произведение искусства, да простят меня братья-формалисты-семиотики..

    В 1998 г. в Балтиморе вышло в свет Собрание сочинений писателя в шести томах. Через год петербургский <Пушкинский фонд> (заносчиво серьезный и престижный <синклит>) издал в двух томах его капитальное <Избранное>.

    Мировую славу принесла Дружникову книга-исследование <Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова>, изданная в Лондоне в 1987 г. Несчастный мальчик, который никогда не состоял в пионерской организации, науськанный матерью, донес на отца, ушедшего из семьи к <другой> женщине, был зарезан энкаведешниками-провокаторами, спроворившими чуть позднее знаменитый расстрельный процесс над родственниками <убиенного отрока>. Книга была чрезвычайно высоко оценена, в частности, А.И.Солженицыным. Помню, как в приладожской <пустыни>, в деревне Коровкино на рубеже осени-зимы 1987 г. я замирал у приемника: западные <радиоголоса> читали исследование Дружникова (<глушение> именно тогда прекратилось, надеюсь, навечно). Дорогой Юрий Ильич Дружников! Спасибо за книгу. Дорогой Михаил Сергеевич Горбачев! Сердечно благодарю за отмену <глушения>. Поблагодарить никогда не поздно... Писатель давно живет в США, профессорствует в Калифорнийском университете, преподавая историю русской литературы (как Набоков и Бродский).

    О чем книга? Читатель, да все о том же. Процитирую позднее стихотворение Зинаиды Гиппиус:

    <Тройная правда - и тройной порог.
    Поэты, этому верному верьте:
    Ведь только об этом думает Бог.
    О человеке,
    Любви
    И смерти>.

    Вот и роман Юрия Дружникова об этом, только об этом. Можно сказать так: все писатели и неписатели сочиняют одну Великую Книгу для Небесного Читателя. Автор назвал свой роман <авантюрным>. Все так: герои проявляют <неуемное плутовство, как Чичиков из <Мертвых душ>, сюжет прихотлив и извилист (есть даже элементы фэнтези, ох, не люблю я это словечко). Не изменю себе: фабулу пересказывать не буду. Скажу одно: в Америку из Москвы приезжает девяностошестилетняя поэтесса Лилия Бурбон (в девичестве - Шапиро), сочинявшая советские детские стишки (вернее, за нее составлял эти рифмованные тексты... молчок, а такая громкая фамилия у нее потому...) и начинается ее бурная... опять молчок. Лилия - ровесница прошлого века, двоюродная племянница Троцкого, ее любовниками были Ленин и Есенин, одним из мужей - <командарм Бердичевский>, в долгие советские годочки она... опять молчок. Ю.Дружников уморительно смешно, едко и остроумно реконструирует-комментирует карьеру советской поэтессы.

    Читатель, вспомни детство пионерское. Автор приводит <образчики> продукции детской сочинительницы:

    <Мы, дети великой советской страны,
    Хотим, чтобы не было в мире войны.
    Но если на Родину враг нападет,
    Нас Сталин великий на бой поведет!>.

    Ниже Ю.Дружников замечает: <В поздних изданиях Сталина сменил Ленин, потом почему-то Пушкин, а Брежнев, кажется, не удостоился> (С. 30). Писатель хорошо знает московскую литературную кухню и ядовито ее описывает. Свидетельствую: в Питере в те годочки было то же самое: милые (зачастую омерзительные) дамы и корпулентные дяденьки <рубили> отменную капусту на бескрайнем поле <детской литературы> (к примеру, в Детгизе минимальный тираж был - 100 000 экземпляров, т.е. с <колес> платили тройные <потиражные>).

    Суперженщина Ю.Дружникова, залетая в различные авантюры-аферы, проявляет невероятную жизненную цепкость, нелогизированную сметку, бешеную энергию, абсолютную внеморальность, умение найти подход к каждому, легкость перевоплощения, мимикрию... Кого напоминает героиня? Правильно: чистый Чичиков в юбке. Кстати, Лилия Бурбон вызывает у читателя искреннюю симпатию, как и герой <Мертвых душ>. Похождения Лилии уморительно смешны и забавны. Она - протагонист книги, остальные персонажи, выписанные смачно и четко, - <голоса из хора>. Смешная книга, правда, зачастую это смех <сквозь слезы>. Можно вспомнить и <холодный и призрачный, беззвучный и в то же время всеразрушающий смех> Моцарта в финале романа Г.Гессе <Степной волк>. Ничего не поделаешь. Как говаривал Маршак: <Каков художник, таково и его искусство>. Не убавить, не прибавить.

    Мои заметки преимущественно попадают на глаза русских, по разным причинам временно или постоянно проживающих за границей. Уж так сложилось. Есть у меня, разумеется, и <посюсторонний> читатель, но в <умаленно-скукоженном> числе (так напишем). Так вот, почему книга очень грустная? А потому, что она об эмигрантах, о странном, теплом, надышанном, зачастую абсурдистско-гиньольном эмигрантском житье-бытье. Поистине, Новый Свет - извод-вариант Того Света. Много в книге <сердца горестных замет>. Процитирую автора: <Недовольство всем на свете есть приметная черта большинства всезнающих русских эмигрантов, чего бы они не видели и не слышали. Даже если все у них в порядке, на вас они - ноль внимание. Оживают, только когда можно пожаловаться, чтобы все вокруг чувствовали себя перед ними виноватыми> (С.40-41); <Человек - это звучит по-разному, в зависимости от его состояния> (С. 135); < Беда всех нас, русских эмигрантов... в том, что в отличие от эмигрантов из многих других стран, нам возвращаться некуда> (С. 150); <Нельзя жить на третьем этаже в двухэтажном доме> (С. 173). Читатель! Цепляет (как теперь принято изъясняться)? То-то.

    Все, что хотел сказать о <Суперженщине>, я сказал. Теперь несколько фраз о <Супермужчине>. Есть такие книги, где рассказчик - полное, частичное, часто пародийное автора - является главным героем повествования. Ну, что может прийти в ум робкому <критику>? <Журнал> Печорина-Лермонтова и <Бесы> Достоевского. Повествователь-рассказчик - самый загадочный и симпатичный герой романа: ироничный умница, демиург-кукловод, неимоверный плут-престидижитатор-жонглер-акробат. Мне очень сладко, что он преподает в американском университете курс истории русской поэзии Серебряного века, ибо я пописывал кое-что когда-то по этой проблематике. Рутинную преподавательскую работу Ю.Дружников узорчато расшивает яркими нитями. Еще цитата (последняя): <Я... осточертел читателю рассказами о своих лекциях и студентах. Эка невидаль: все на свете читают лекции, если не в университете, так на кухне. На кухне лучше тем, что тебе еще и нальют, и дадут закусить> (С. 162). Главное в том, что читатель где-то до середины романа видит мир и мiр сквозь магические очки повествователя, потом пенсне сдувает шквал, и безжалостно проницательный взгляд рассказчика становится твоим... Еще добавлю, что самоирония - редчайший писательский дар, ибо сочинители, как правило, относятся к своей вальяжной персоне с величайшей сервильностью и подобострастностью. Все понимает НАШ автор, но не все говорит, ибо не желает. Еще автор-рассказчик-повествователь очень умен, что так редко, поверьте, в писательской корпорации.

    Гм, <авантюрный роман>, плутовской, но еще и <сатирический> (причем в щедринском, да, да, регистре). Чего я все сбоку-припеку подкатываюсь... Скажу прямо и ответственно: отменная книга, предназначенная как для <отдохновительного>, так и для аналитического чтения. Василий Пригодич и Министерство безопасности рекомендуют всем. Ave, Юрий...

    Василий Пригодич, член Союза писателей

    Санкт-Петербурга, член Международного ПЕН-клуба,

    Русского ПЕН-центра.

    14 октября 2003 г.

    Санкт-Петербург.

01.10.2003
16:22

Василий Пригодич. Старый Пелевин, новый Лао-цзы, или Вечный Путь. Заметка вторая.

24.09.2003
16:04

Василий Пригодич. Новый Пелевин, старый Лао-цзы, или Вечный Путь. Заметка первая.

18.09.2003
23:31

Статья Михаила Бабкина: "Приходское духовенство Российской Православной церкви и свержение монархии в 1917 году

03.09.2003
01:31

Генрих Нейгауз (младший). Старые фотографии. Глава первая. Нейгауз Густав Вильгельмович

20.08.2003
18:51

"Маргарите Топоровой "- новое стихотворение Василия Пригодича

16.08.2003
15:34

Роман-антипод, или "Три мушкетера наоборот - заметка Василия Пригодича о романе Александра Бушкова

09.08.2003
03:39

"Мы полетим через пространство..." (явление поэта) - заметка Василия Пригодича о книге стихотворений Татьяны Калашниковой

17.07.2003
13:17

Татьяна Калашникова. Из цикла "Возвращенцы". Стихотворения.

03.07.2003
18:11

Нечто и Ничто - новая статья Василия Пригодича (С.С.Гречишкина)

02.07.2003
20:14

Светлана Вовина. "ПРОЩАНИЕ С МУЗОЙ". Цикл стихотворений. Часть вторая.

01.07.2003
17:17

Светлана Вовина. "ПРОЩАНИЕ С МУЗОЙ". Цикл стихотворений. Часть первая.

14.06.2003
22:07

Заметки о "заметках" или "Банальность зла" - статья Василия Пригодича

06.06.2003
16:41

Сергей Кондратьев. "Выходной" (из цикла "Рассказы для посвященных")

22.05.2003
19:34

"Провидение дочери бакалейщика, или Четвертый сон Веры Павловны" (о книге Маргарет Тэтчер "Искусство управления государством")

17.05.2003
02:45

Даниил Гражданкин. Цикл стихотворений (первая в жизни публикация 16-летнего поэта).

18.04.2003
23:57

Зачем, за что ВЧК убила человеЧКа, или Холмс, Ватсон, Лестрейд против Ягоды-Трилиссера-Артузова. Опыт лирического чтения. Заметка вторая Василия Пригодича.

13.04.2003
14:53

Зачем, за что ВЧК убила человеЧКа, или Ягода-Трилиссер-Артузов против Холмса, Ватсона, Лестрейда. Опыт аналитического чтения. Заметка первая.

10.04.2003
21:51

Константин Азадовский. "Судьбы его печальней нет в России..." (еще раз о гибели русского интеллигента)

04.04.2003
10:07

Александр Богатырев. Под маской патриота.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100