Заметки о <заметках>,
или <Банальность зла>
Я никогда не пишу о плохих книгах. И на сей раз речь пойдет об удивительной книге, вышедшей три года тому назад, но совсем недавно попавшей мне в руки. А чем удивительна рецензируемая работа? А тем, что она одновременно трагедийна, печальна, светла, безысходна и оптимистична. Редкий <коктейль>, не правда ли? Итак: Евгений Беркович. Заметки по еврейской истории. М., Издательство <Янус-К>. 2000. 2000 С. Тираж 1000 экземпляров. Автор (род. в 1945 г.) окончил физический факультет Московского университета, кандидат физико-математических наук, список научных работ которого насчитывает свыше 150 номеров в сфере кибернетики и прикладной математики, с 1995 г. живет в Ганновере (Германия), служит в крупной фирме, занимается разработкой прикладных программных систем. Ну, как тут не вспомнить знаменитую советскую <дихотомию>: <физики> - <лирики>. Так вот, господин Беркович - лирик-гуманитарий в самом высоком разумении (так скажем).
В книгу вошли избранные статьи, публиковавшиеся во второй половине 1990-х годов в газетах Германии, Израиля, США и Франции и в лучших русскоязычных интернет-изданиях (в частности, в альманахе <Лебедь>). Евгений Беркович редактирует два весьма почтенных сетевых издания: <Заметки по еврейской истории> и <Еврейская старина>, отличающихся добротностью и специфической элегантностью, которые вызывают у публики неоднозначную реакцию - от восторженного принятия-приятия до глумливого отвержения. Сеть <свободна>, <безвидна>, <пуста>, <анонимна> и <прелестна> (по <Толковому словарю живого великорусского языка> Владимира Даля, прелесть - <то, что обольщает в высшей мере, обольщение, обаяние, совращение> и т.д.) - каждому его.
О чем книга? Осмелюсь привести фрагмент из своей заметки о втором томе трактата А.И.Солженицына <200 лет вместе>: <О жизни и смерти, о свободе и неволе, о сукровице и боли, про меня... Больная тема, болезная, язвы и струпья гноящиеся, горы лжи, обиды вековые, кровушка горячая, пуля раскаленная, лезвие холодное> (London Courier. 2003, N 182, 7-20 Februari. P. 20). Горячая (горящая) книга, аж пальцы жжет.
Временной диапазон сборника работ Берковича - 1800 лет. Перечислю основных героев-персонажей исследования: Раби Акива, Раби Шимон, Шабтай Цеви, Моисей Мендельсон, Леопольд Цунц, Эмиль и Вальтер Ратенау, Отто Вейнингер (автор прошумевшего вихрем по всей Европе трактата <Пол и характер>), Теодор Лессинг (автор поразительной книги <Еврейская самоненависть>), Отто Майерхоф, Хорст и Харальд Берковичи (именно история братьев Берковичей явилась первотолчком к штудиям Евгения Берковича), Виктор Клемперер, Марк Херман, Ирвинг Гофф, Беньямин Левитский, Вильгельм Бахнер и многие другие (включая Б.Хмельницкого, А.Гитлера). Житейская и духовная биография каждого из них достойна обстоятельной монографии, костюмного кинофильма, а, может быть, телесериала: гении, просветители, реформаторы, сочинители, фантазеры, авантюристы (двое последних в списке - преступники). Читатель, только не надо <верещать> про Богдана Хмельницкого; его казаки вырезали 100 000 польских евреев... Ничего подобного в мировой истории не было до нацистского геноцида. В своих очерках Беркович повествует о еврейском сопротивлении нацизму, об участии евреев в гражданской войне в Испании и во второй мировой войне в войсках антигитлеровской коалиции (и о многом другом).
Разумеется, автор касается кровоточащей проблемы Холокоста. Читатель спросит: а в чем <проблема>. Отвечаю. Находятся безумцы, которые прямо пишут, мол, никакого истребления евреев не было, мол, фашистские лагеря смерти и газовые камеры (вернее, их муляжи-симулякры) построены после войны в пропагандистских целях. Ну-с, с авторами подобных <концептов> мне лично все ясно. Здесь только матушка-психиатрия помочь сможет. Меня поражают упорные <научные> споры, мол, Гитлер уничтожил не шесть миллионов евреев, а пять, четыре, два с половиной, полтора и т.д. В pendant приведу дивную историйку (не вру). Года три назад видел интервью Г.А.Зюганова, который заявил с телеэкрана следующее. Демократы и либералы гнусные клевещут на компартию: за период с 1934 по 1953 гг. ВСЕГО по приговорам СУДОВ было расстреляно ВОСЕМЬСОТ ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ ТЫСЯЧ советских граждан. А сколько было убито без суда, погибло в лагерях, в коллективизацию и т.д.? Ладно, допустим на минуту, что <ваша взяла>: евреев убили полтора миллиона, советская власть расстреляла 866 000 человек. Неужто вам, людогрызам, мало, а?
Чрезвычайно интересны рассуждения автора о вине немецкого народа (всех европейских наций), допустившего такое. Да и сегодня <грех антисемитизма> не только не истончается, но цветет буйным чертополохом, увы. Даже мирную, благополучную Швейцарию совсем недавно захлестывала волна антисемитизма. Римский престол (Иоанн Павел II сказал: <Невозможно быть христианином, будучи антисемитом> (С. 142)), епископия лютеранской церкви выжигают <врачевательно> эту язву на теле человечества, а Русская Православная Церковь пока безмолвствует... Беркович прав в утверждении: <Холокост причинил травму самому христианству, затронув основные теологические принципы этого вероучения> (С. 77). Я согласен с автором <заметок>, что если бы Христос <восстал в плоть> в 1940-е гг., он добровольно последовал бы в Освенцим.
В заголовок заметки я вынес словосочетание, заимствованное у прославленной исследовательницы феномена тоталитаризма Ханны Арендт (1906-1975), немецкой еврейки, эмигрировавшей в США, автора книги <Эйхман в Иерусалиме: банальность зла> (1963). Замечательные слова, жесткие, точные, верные. Нацистская и советская <убивающие машины> работали по инерции, бездумно-безумно, без богоборческого надрыва, бесперебойно, без всяких эмоций, в лишении миллионов людей жизни не было ничего личного, дьявольский идеологический <бизнес> - и все. Добавлю еше, что в нацистских и советских убийствах было много абсурдной пошлости, рутинности, основательности-сермяжности, <расчеловечивания>, вульгарного бесоодержания. В классическом трактате <Истоки тоталитаризма> (1951) Арендт писала: <Антисемитизм (не просто ненависть к евреям), империализм (не просто завоевание) и тоталитаризм (не просто диктатура) как формы жестокости, одна злобнее другой, продемонстрировали, что человеческое достоинство нуждается в новой гарантии, новом политическом принципе, новом земном законе для всего человечества>. Ханне Арендт через 37 лет вторит Иегуда Бауэр, председатель Международного центра изучения Холокоста, заявивший 27 января 1998 г. на специальном заседании нижней палаты германского парламента (Бундестага): <В Библии записаны Десять Заповедей. Вероятно, мы должны к ним добавить еще три. Ты, твои дети и дети твоих детей никогда не должны быть жертвами. Ты, твои дети и дети твоих детей никогда не должны быть пассивными наблюдателями при массовых убийствах, при уничтожении народов и - мы надеемся, что это никогда не повторится, - при трагедиях, подобных Холокосту> (С. 132-133). Читатель, остановись, перечитай еще раз суждения Арендт и Бауэра, подумай и запомни. Небосклон нового столетия искрится кровавыми сполохами, опять щедро льется невинная кровь, плачут раненые дети... Большевистский глумливый упрек Толстому - <непротивление злу> ложен и провокативен. У Толстого было так: <непротивление злу насилием>. Злу надо противиться, иначе оно нас пожрет...
Автор сочувственно цитирует дневник замечательного историка литературы, лингвиста, культуролога Виктора Клемперера: <Нацизм проникал в душу народа через отдельные словечки, обороты речи, конструкции предложений, вдалбливаемые в толпу миллионными повторениями и поглощаемые ею механически и бессознательно> (С. 84). Все это относится и к нам - носителям русского языка. Давно пора забыть марксистский жаргон (все эти формации, диалектические <переходы> из рая в ад, классовые антагонистические противоречия, диктатуру пролетариата, пролетарский интернационализм, <буржуазную> идеологию) и словечки типа <чекист>, <сталинец>, <ветеран партии> и т.д. Грустно все это, безвыходность-безысходность, длящаяся уже пятнадцать лет.
Утешает лишь то, что есть в мире, по словам Берковича, <банальное добро>. К примеру, итальянцы (вопреки воле Дуче) не выдали фашистам на расправу не только <своих>, но и укрывавшихся <под фашистским флагом> евреев-беглецов. Поразительный факт: Геринг неоднократно <спасал евреев от уничтожения> (С. 148). Прошу простить за банальность метафоры: сквозь трещины раздолбанного танками асфальта прорастают, склоняясь под ураганным ветром истории, бессмертные травинки гуманизма, милосердия, терпимости, всепонимания, толерантности. Человек низок в падении и мерзости, но и велик духом в благом деянии. Вот к какому выводу приходишь, прочитав книгу <Заметки по еврейской истории>. Очерки написаны легким, ясным языком, что свидетельствует о несомненной литературной одаренности автора. Список литературы на разных языках насчитывает 50 номеров. Завершается книга весьма содержательным <Опытом автобиографии в вопросах и ответах>. Автор снимает маску отчасти <остраненного> исследователя, перед читателем возникают живое лицо и живая душа...
В жестких рамках газетной статьи всего не скажешь. Внесу краткое дополнение. Беркович пишет о сталинском <деле врачей> и о задуманной Усатым депортации евреев из городов европейской части России в Сибирь и на Дальний Восток (С. 157-162). Мой покойный отец, в 1951-1953 гг. - Главный рентгенолог и радиолог Советской Армии, рассказывал мне, что своими глазами видел списки военных врачей-офицеров, подлежащих высылке. Не сложилось, слава Богу. Сталин умер.
Один раз я мягко возражу Берковичу, который пишет: <Величайший вклад евреев в мировую цивилизацию состоит в "открытии" единого Бога. По своему значению в духовной области это открытие можно приравнять к открытию колеса или приручению огня> (С. 179). Вселенская истина, открытая Господом Аврааму (<... я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя> - Бытие. 17. 7), превосходит неисчислимо важность открытия огня и колеса. На ней мир стоит. Наш мир - цивилизованный, если угодно, иудео-христианский. Авраам - протагонист истории человечества, никто не думает об этом. Люди помнят разномастных политических бандитов, но не таких, к примеру, исполинов духа, как Шарль Луи Монтескье (1689-1755), создателя великой теории <разделения властей>, фундатора современной демократии.
И последнее. Антисемитизм - порождение ослепленных ненавистью <теоретиков> из предместий больших городов. Я много лет прожил в безлюдной деревне на берегу Ладоги, в 12 км от городка Сясьстрой. Там на всю округу размером с Люксембург был известен врач Шапиро, которого все любили и почитали, а про антисемитизм никто и слыхом не слыхивал.
Василий Пригодич.
14 июня 2003 г.