Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Кошачий ящик Василия Пригодича  Классики и современники 
Дискуссия

Обозрение

ЕРДИТЫЕ ТРЕЛЫ ЕРДЮЧЕНКО АЗЯТ

без устали

11.04.2001
13:33

Истерика в "Русском переплете"

27.03.2001
15:04

Странная проза Надежды Горловой

    Литературные сайты "Русского переплета" населены преинтереснейшими личностями. Они не такие, как все. Звездочет и астролог Владимир Хлумов, загадочный американец Дмитрий Крылов, еще более загадочный отшельник, охотник и пантеист Михаил Тарковский, Максим Курочкин с его макабрическими пьесами, киносценарист, то ли дзен-буддист Михаил Дорошенко Хотел было написать "другая литература, но ушлые постмодернисты успели уже зарегистрировать этот термин по своему ведомству.

    Назовем тогда словесность Р-Переплета "третьей литературой". Можно еще "медиумическим реализмом". Звучит немного кокетливо, но семантически верно. Это такое вглядывание в рибонуклеиновое зазеркалье мира, в его рентгеновское intro. Все авторы РП, как кажется, чудаки и мечтатели. Они но мы повторяемся.

    Надежда Горлова из этой же породы. Читая ее повесть "Паралипоменон", погружаешься в какое-то параллельное существование: с одной стороны плотная быто-писательская проза, с другой - морок, сюр, метафора.

    "Все, что могло летать, залетало в окна и двери. Бабочки и божьи коровки устраивались на зимовку в верховьях голландской печи, пауки заплетали форточки, жуки застревали в замочных скважинах, птицы врывались в комнату и устраивали бойни под потолком, роняя рваные крылья бабочек и скорлупки коровок в чугунки и сковороды с картошкой. Осенние листья шуршали по углам, муравьи воровали со стола, мыши сидели под кроватью на корточках и ели то, что держали в маленьких ручках, поблескивая черными ртутинками глазок. Дятлы долбили рамы, заглядывая в окна, на чердаке вырастали грибы как сталактиты и сталагмиты в пещере, зайцы обнюхивали порог, а пчелы ударялись в стены и, оглушенные, в сухих брызгах пыльцы, на время сбивались с курса.
    Иван Васильевич считал, что это нормально, Евдокия ругалась, выметая из чулана новорожденных лягушат, на глазах теряющих хвостики."

    Поразительно, правда? Таков же и мир людей в этой повести. Они живут в конкретной совхозной деревне, но живут, как в трансе. Работают, празднуют, дерутся, женятся, рожают потомство, любят и ненавидят - и все это как бы играя. Играя во что? В игру под названием жизнь, точнее не скажешь. Авторское (и человеческое) "я" Надежды Горловой абсолютно индивидуально. Оно - иное, по-другому скроено. Что мы видим, смотря перед собою? Так, заурядный мартовский пейзаж: грязный снег, троллейбус со снятой штангой, а в нем упрямые пассажиры, очередь у киоска, редактор "Русского переплета" бредет куда-то. А в мире Горловой все так, да не так. У нее эта эмпирическая материя жизни предельно одухотворена. Не случайно в ее повести так много нарицательных имен существительных становятся именами собственными: Сад, Дом, Пасека и даже Сосняк пишутся с большой буквы. Это ощущение животворности всего окружающего дается очень небольшому человеческому меньшинству. Нам, обычным смертным, это меньшинство представляется в лучшем случае чудаковатым, в худшем - слегка помешанным. У него немного иначе скомбинированы органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Оно думает тоже с отклонением от картезианской нормы.

    Это, короче говоря, художники. Они не пашут и не сеют, зато находят в прозе пахарства смыслы, недоступные нам, простым смертным. Простой смертный с тупостью и упрямством муравья совершает свой жизненный круг, а у художника не так: он прозревает в этой жизни ее инфракрасные и ультрафиолетовые зоны, ему дано выразить в словах внеязыковое содержание мира, он герменевт, ворожитель, сталкер. Общение с ним искусительно и опасно. Он заражает нас своими видениями и образами мира, и потом долго нужно приходить в себя, чтобы возвратиться к простому, как мычание "дважды два - четыре". Но есть талантливые художники, а есть бездарные. Что толку в художественном ощущении мира, если Бог (или дьявол) не присовокупил к нему еще и дара передачи, трансляции этого мироощущения читателю, слушателю, зрителю? В свое время автор сего (и присутствующие, наверное, тоже) пережил настоящий катарсис от общения с миром Андрея Тарковского, Платонова, Гайто Газданова, Владимира Набокова. Вот редкостный дар уникально пережить и адекватно передать свое переживание.

    Так вот, литературный дар Надежды Горловой несомненен, но неполон. Он лишен стратегической составляющей. Проза ее ближайшего духовного предстоятеля, Андрея Платонова, структурна и повествовательна: в ней есть завязка, сюжет, кульминация, развязка. Проза же Горловой лишена этой сюжетной и композиционной мускулатуры совершенно. (Женщины - писательницы вообще этим страдают.) "Поток сознания" - вот как это называется. Там нет второстепенного и главного, отсутствует протагонист, демиург, нарратор. Ее "Параполимомен" можно читать с любого места. Это, так сказать, движение абзацев, а не сюжета. Каждый абзац вызывает восхищение, их сумма удручает отсутствием построяющего замысла. Образы ради образов. Метафоры ради метафор. В малых количествах они восхищают, в больших - вызывают отторжение. У Платонова этого образно-метафорического материала тоже с переизбытком, но он у него прошнурован некоторой повествовательной сверхзадачей, а у Горловой становится самоцелью, словесностью ради словесности. В свое время автор сего, не знакомый еще с творчеством фигурантки, опубликовал в Р-переплете статью "Женское перо в современной русской литературе". Если бы представилась возможнолсть републиковать эту статью, я бы обязательно поставил эталоном "женской прозы" перо Надежды Горловой. (Не знаю, впрочем, покажется ей это комплиментом или ехидной констатацией. Женщины непредсказуемы и дьявольски обидчивы. Надежда, я этого не писал, а вы не читали.) И еще. Автору сего неизвестны пути, которыми проза Горловой попала в Интернете. Худшего места пребывания для нее трудно придумать. Интернет совершено равнодушен у оттенкам, полутонам, обертонам, а проза Горловой только из них и состоит.

    Влив эти несколько ложек дегтю в бочку меду, пожелаем нашей фигурантке успехов и дальнейших репрортажей из ее поэтического зазеркалья, куда нам, скептикам и рационалистам вход заказан просто потому, что заказан. Здесь где-то рядом притаился главный разоблачитель русского Интернета, азотнокислый и ужасный Jouli Андреев. Насколько автор помнит, единственное похвальное слово, которое этот полковник и эсквайр выговорил, было адресовано Надежде Горловой.

    И в завершение и в доказательство ее талантливости еще одна прелестная выдержка из призовой повести "Параполименон":

    "Евдокии печь показалась недостаточно бела, она перебеливала ее, пытаясь закрасить влетевшую в окно тень от груши, уронила в мел конец косы, жесткий и толстый, как малярная кисточка. Совхозный столяр делал мебель, Рита видела, как муравьи приходят за стружками. Стружки уплывали словно по извилистому ручью, через двор, в Сосняк, и прибрежные травинки качались на всем протяжении русла. Мелкие стружки, похожие на мокрую муку, муравьи замесили в тесто муравейника, а кудрявыми, похожими на лепестки, муравейник посыпали."

    Какое умение рассмотреть роение жизни на ее первичных, вегетативных уровнях!

25.03.2001
14:36

Мои биографы

21.03.2001
17:56

Наедине со всеми

21.03.2001
15:09

Аскольд верхом на Дире

16.03.2001
18:20

Yuli Андреев, полковник и эсквайр

14.03.2001
18:35

Шишига-3

13.03.2001
17:04

Переписанный Александр Грин

12.03.2001
15:44

Шишига-2

12.03.2001
14:14

О прозе Михаила Тарковского

07.03.2001
19:01

Шишиги или кто такой Глеб Павловский?

01.03.2001
17:33

Isroel

17.02.2001
16:12

Читателям "Русского переплета"

13.02.2001
16:26

Портреты интеллигента Смутного времени

12.02.2001
19:24

Без НТВ

03.02.2001
00:14

Открытое письмо в редакцию газеты "Еврейский мир" (США)

23.01.2001
15:36

Пал Палыча сдали

16.01.2001
16:05

Объяснение с читателем

10.01.2001
16:40

Вячеслав Курицын, литературный человек

09.01.2001
16:38

СССР

1|2|3|4|5|6|7|8|9

 

  Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100
  Rambler's Top100