09.01.2001 16:38 |
СССР Так назвал главный редактор "Русского переплета" мою литературно-публицистическую рубрику. Название обязывает.
Жизнь в СССР была строгой. Она была почти казарменной. В этой казарме царила чистота и порядок. Всяк обитатель имел девятую норму питания, комплект дезинфицированного белья и гарантированное медицинское обслуживание. Работать и учиться должен был каждый. Законопослушный и трудолюбивый гражданин мог рассчитывать на всенародную славу и контрамарку на трибуны Кремля. Социальные отщепенцы преследовались и уничтожались на корню. Окрестные племена и народы в лице наиболее психофизически адекватных и здравомыслящих представителей писали петиции с просьбой о принятии в этот союз бодрости, здоровья и труда.
Т еперь посмотрим, из какого материала был создан этот союз. Сделаем это глазами великого русского классика Тургенева :
Давненько не бывал я в стороне родной ...
Но не нашел я в ней заметной перемены.
Все тот же мертвенный, бессмысленный застой,
Строения без крыш, разрушенные стены,
И та же грязь, и вонь, и бедность, и тоска!
И тот же рабский вгляд, то дерзкий, то уныдый ...
Народ наш вольным стал; и вольная рука
Висит по-прежнему какой-то плеткой хилой
Все, все по-прежнему ... И только лишь в одном
Европу, Азию, весь свет мы перегнали ...
Нет! Никогда еще таким ужасным сном
Мои любезные соотчичи не спали!
Все спит кругом; везде, в деревнях, городах,
В телегах, на санях, днем, ночью, сидя, стоя ...
Купец, чиновник спит; спит сторож на часах,
Под снежным холодом - и на припеке зноя!
И подсудимый спит - и дрыхнет судия;
Мертво спят мужики: жнут, пашут - спят; молотят -
Спят тоже; спит отец, спит мать, спит вся семья ...
Все спят! Спит тот, кто бьет, и тот, кого колотят!
Один царев кабак - тот не смыкает глаз;
И, штоф с очищенной всей пятерней сжимая,
Лбом в полюс упершись, а пятками в Кавказ,
Спит непробудным сном отчизна, Русь родная!
Обрати внимание, любезный читатель: именно такую диспозицию предпочел занять народ, как только получил свободу от крепостного принуждения и тирании. Спрашивается, что оставалось делать вождям, одержимым мыслью о могучей просвещенной России?
Только то, что они сделали, и что однажды уже проделал со своими соотечественниками Петр Первый. От слова ГУЛАГ нынче положено падать в обморок. Само собою предполагается, что там страдало безвинное множество. Но позволим себе усомниться. В самом деле, зачем создавались эти ГУЛАГи? Вот ответим себе только на этот вопрос. Возьмем в руки свои головы, выбросим оттуда дилетантские прекраснодушности всевозможных Солженицыных и Сахаровых, и попытаемся ответить только на это: зачем в СССР создавались ГУЛАГи?
Совершенно правильно. Чтобы заставить россиян работать. Иного способа сделать этого не было. Речь идет не об интеллигенции, тянущей любое утверждение на себя. Это как раз интеллигенция дурила голову многомиллионной простолюдинной массе, навязывая ей свои комплексы. Массы же желали для себя одного: берендеевой печки и скатерти-самобранки. Революцию они поняли, как возможность избить и ограбить богатых, после чего вновь погрузиться в состояние, описанное классиком.
Но большевики не позволили им этого. Они подвергли их неслыханному насилию. Трудлаг и рабфак - вот что стало символами нового социального порядка. По стране двинулись во всех направлениях трудовые фаланги, самые дальние ее углы покрылись индустриальными фаланстерами. "Лбом в полюс упершись, а пятками в Кавказ", она напряглась в великом созидающем усилии - и за несколько десятилетий превратилась из прорехи на теле человеческом в могучую державу полумира. "Работать и учиться!" - было поставлено краеугольным каменем советского Рима. Если кто-нибудь сможет предложить человечеству и "Русскому переплету" более перспективные ориентиры, я согласен снять перед ним шляпу и навсегда покинуть поле сетевой брани.
... Но работать и учиться желал далеко не каждый. Поэтому нерадивость и лень стали преследоваться по закону. Рабочий, забивающий гвоздь и при этом его сломавший, вполне мог загудеть по 58-ой статье за подрыв экономических основ государства.
Чтобы осуществить это тотальное трудовое перевоспитание, требовались соответствующие педагогические кадры. Ими стали органы ГПУ. Подобно ветхозаветным левитам, они были вездесущи, неподкупны и не знали пощады. Происходила невиданная переделка людского материала. Была произведена попытка изменить антропологическое вещество нации. Хорошим стал тот, кто умел хорошо варить сталь и выращивать пшеницу. Литература и искусство были брошены на воспевание человека труда.
В верхних этажах государства трудовая дисциплина была особенно образцовой . Выдвинув лозунг "Кадры решают все!", Сталин производил их беспрерывную ротацию. Нерадивые руководители не просто увольнялись. Они наказывались с предельной жестокостью, чтобы новым начальникам было неповадно нарушать малейшую запятую своих обязанностей. А ошибки членов Политбюро ЦК - те вообще карались расстрелом.
Научно-техническую интеллигенцию интернировали по месту работы в мозговые центры, названные в ее интеллигентском фольклоре шарашками. По уровню бытовой комфортабельности эти шарашки превосходили служебные кабинеты Кремля, а по уровню технической оснащенности - Королевскую Академию Великобритании. Впервые за русскую историю ум и талант оказался востребованным и реализованным на сто процентов. Кляня тюремную дисциплину, но при этом завтракая красной и черной икрой, услужливо подаваемой ей ее надсмотрщиками, научно-техническая интеллигенция творила чудеса. Курчатов, Сахаров, Королев, Ландау, Гинзбург, Шафаревич, Патон создали мощное инженерно-техническое обеспечение проекту советского Нью-Лэнарка.
Интеллектуальный ресурс гуманитарной интеллигенции также использовался на полную катушку. "Ведь он мастер.., мастер?" - допытывался Сталин у Пастернака во ремя знаменитого телефонного разговора о Мандельшаме. Я нэ понымаю его творчества. Но он - мастэр?"
В той мере, в какой сердце художника было сопособно заражаться идеей социалистической Икарии, оно отвечало на эти вопросы великими произведениями. Например, "Сотью" Леонова , или "Разгромом" Фадеева. Историософская напряженность сталинской эпохи не знает аналогов в истории человечества. Создавался, вот именно, Новый Смысл Жизни, а кто не хотел соответствовать этому смыслу, уничтожался.
Советские граждане вопияли и строили, строили и вопияли. Я уже помню послевоенные времена. Мою мать чуть не посадили за пятнадцатиминутное опоздание на работу. (Правда потом ее все-таки посадили. Она провела 5 лет на Воркуте. Она вернулась оттуда отличником сталинского производства.)
С тоило ли такою ценой превращать чюдскую угро-финскую Русь в мощное, аграрно и индустриально конкурентоспособное государство? Возможно ли было изменить берендеевский пейзаж, нарисованный Тургеневым, другими методами? Насколько оправдано восхищение Черчилля Сталиным, который, "приняв Россию с сохой, оставил ее с атомной бомбой"?
Ответ зависит от человеческой ментальности отвечающего. Очевидно, многие из здесь присутствующих понесли жестокий урон от общения с ленивыми, распущенными, безответственными людьми. Снисходительность к ним чревата. Они способны навести тоску и порчу на любое начинание. "Паршивая овца все стадо портит", - гласит народная мудрость. Если их не содержать под неустанным присмотром, они опускаются на дно жизни и повисают тяжкой гирей на семье, коллективе, обществе, государстве. В коммунистической России их заставляли работать, а патологических ленивцев отправляли в лагеря, где заставляли работать под угрозой голодной смерти.
Запад пошел другим путем. Он отделил трудоголиков от тунеядцев и предоставил вторым питаться отбросами первых. Запад прагматичен и трезв. Он не страдает гуманистическим романтизмом. Он знает, что человеческую природу переделать нельзя. А коммунисты думали, что можно. Но, стоило им сойти со сцены, и все в России возвратилось на круги своя. Как и сто пятьдесят лет назад , освободившийся неизвестно от чего народ демонстрирует роковую неспособность к длительному построяющему усилию. Он не может даже поддерживать в эксплуатационном режиме то здание, которое выстроил под руководством жестоких прорабов. Сегодняшнее российское телевидение ежедневно передает сводки о лопающихся теплотрассах, отключенных от электричества городах, взрывающихся шахтах, и закрывающихся школах. Все это надежное обетование жизни было создано в советские времена. Во времена шарашек и ГУЛАГа.
Какой из этого может быть вывод? Только один и, увы, горестный.
Н о это если судить западными мерками. Никто не знает окончательной правды. Никому не известно, какие племена и народы войдут в Царство Небесное, а какие будут остановлены в его вратах апостолом Петром и преданы плетям, и изблеваны. Ибо кто сказал, что пожизненная деловая каторга более угодна Господу, чем поэтическое созерцание мира? И кто счастлив?
... И вообще: почему именно Штольц, а не Обломов?
|