TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.04.2019
10:03

Должен

    Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить. Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, . . .

30.03.2019
19:30

Но какая прелесть!..

    Что меня восторгает – это возможность встроить точкой в Синусоиду Изменения Идеалов очередную вещь. Пушкина. Не беда, что я вторичен: пользуюсь чужой мыслью. (Я ж . . .

25.03.2019
11:35

Глубже...

    Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого . . .

25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и . . .

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не . . .

12.03.2019
13:18

Моне и монотема

    Странно. Я многие сотни статей написал о разных художниках, а отдельной статьи о Моне у меня нет. Хоть он – моё наибольшее впечатление от 6-го Всемирного фестиваля . . .

08.03.2019
16:33

Честность как приём

    Есть такой способ: если быть очень честным, то что-то сто`ящее может получиться. Вот и начну признаваться… Толкуя произведения неприкладного искусства с целью . . .

28.02.2019
17:10

Опять о Булгаковой

    Я где-то читал, что открытием передвижников была театрализация. Театр очень понятен сам по себе. А передвижники болели за несчастный народ. Им понятность была . . .

27.02.2019
15:04

Туго иным с Тугариновым

    Гнилой интеллигент – так я кляну себя за принципиальность, когда начинаю толковать то, что толкованию не подлежит – прикладное искусство. Особенно – . . .

26.02.2019
12:32

Я спросил себя...

    Я спросил себя: “Почему меня не тронул фильм “Полёты во сне и наяву””? (Он 1982 года. А сегодня 75 лет со дня рождения Янковского.) И ответ у меня получился неверный . . .

25.02.2019
14:23

Как Мережковский наврал на Леонардо да Винчи

    "…надрывный крик о синтезе, но нет самого жизненного и познавательного синтеза”. Бердяев Читатель, я в растерянности. Я завожу разговор об очень скучной . . .

24.02.2019
14:56

Попробуем...

    Написать что-то дельное о фильме Тарковского “Зеркало” (1974), когда ничегошеньки в голове нет (я вчера пересмотрел этот фильм)… Поражаюсь, на себя… Когда я его . . .

22.02.2019
15:45

Неуёмный

    Неуёмный это я. Мне мало, что удалось объяснить несколько абстрактных картин Ольги Булгаковой в серии “Архаизмы”. Остались необъяснёнными несколько. А это . . .

16.02.2019
16:22

Грош мне цена

    Вот прочёл рассказ и ничего связного о нём не могу сказать. Почему? – Я боюсь, потому, что у меня литературоведческое самообразование, а не образование. Мало того, . . .

15.02.2019
15:29

Три преступления против культуры

    Одно – сбит барельеф Мефистофеля с какого-то дома в Петербурге. https://ria.ru/20150827/1211329474.html Другое – украдена картина Куинджи "Ай-Петри. Крым" (1898 – 1908) . . .

13.02.2019
21:00

Лучше всех!

    Грусть-тоска меня съедает.

    Потому что выродком иногда себя чувствую.

    Ну в самом деле…

    "…зорко подмечаемые детали…” (Немзер. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. м., 1998. С. 285).

    "О чем загрустил, молодой-красивый?”.

    Цыганский говор.

    "Ветеран вставал и начинал читать по бумажке чужим голосом:

    "Я предлагаю, товарищи, взять повышенные обязательства!...”.

    Фальшивость собраний в СССР.

    "…умение очертить эпизодический характер…” (С. 285.

    "Он не деньги любил, а работать на людях любил”.

    “…лейтмотивная техника ощутима…” (С. 286).

    "Люди с утра отца ждали. Все знали кузнеца Тому Бужора. Все, кто жил по Дунаю, ехали к нам - русские и хохлы, молдаване и болгары - все. Дорога к нам, в Карагмет, шла по степи, по траве вдоль Дуная, и каждый к нам заворачивал, каждый отца уважал”.

    “А он с вечера выпил - люди его угостили,- проснулся, кричит: "Мэй! Тайкэ! Хочу холодной воды с Дуная…"”.

    “…у каждого в жизни есть свой запас удачи. Сперва ты на этом запасе живешь, как по Дунаю плывешь. Запас кончится - опыт приходит…”.

    “Меня к доске вызвала. "Покажи нам, Бужор, - говорит, - столицу нашей Родины…"

    Я стала искать, а найти не могла. Дунай нашла, а столицу найти не могу.

    "Ты не там ищешь, Бужор! - Наталья Степановна говорит. - Надо выше искать…"

    "Почему выше? Мы на Дунае живем. Наша столица - Ахиллея…"”.

    Это – лейтмотив воли.

    Ещё – лейтмотив рока в виде воровства, присущего, мол, цыганам, за что они страдают, справедливо и несправедливо.

    "…символы читаются легко…” (С. 286).

    ""Сталины - это деньги советские. Раньше были румынские леи, А теперь - Сталины…"

    Тетя Нина от папиросы закашлялась, на дверь оглянулась”.

    Жизнь в СССР – жизнь в страхе.

    "Милиция приходила, вели нас в Ахиллею. Бумажки давали. В доме культуры ящик красный стоял. Мы эти бумажки в ящик бросали. И нас отпускали”.

    Якобы свободные выборы в СССР.

    "…краски насыщенно-ясны…” (С. 287).

    ""Что ты так поздно, Витя? - спросила жена и на меня посмотрела, будто ждала, что я [чужой ребёнок] приду. Улыбнулась”.

    Про доброго человека.

    "Я к домику подошла. Навстречу курица. Волосы рыжие на железках, руки в тесте”.

    Про злого.

    Персонажи "не рассказывают – поют… речь… льётся свободно” (С. 287).

    ""Душа у вас добрая, - говорю. - Много горя вы видели в жизни. Много сердце ваше перетерпело. Много людей разных видели, юродов видели. И здесь на новом месте живете. Раньше вы в большом городе жили. В большом доме жили. Сынок у вас был. Но жил совсем мало…"”.

    Это всё – о повести “Цыганское счастье” (1991) Митрофанова. Её читаешь – как вкусное молоко пьёшь.

    И то не важно, что я это вот написал, когда ещё не дочитал трагическую повесть до конца. Ибо со второй половины мне уже стало скучно, ибо, в общем, - всё ясно: плохо кончится, и не будет ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. – Важнее то, что мне кое-какие приметы хорошего по Немзеру пришлось стереть, так как не нашёл я в тексте примера. – То есть Немзер перегнул с похвалами.

    Но даже и это не важно. А важно, что я зря маялся, выродок, мол, я.

    Я просто проявил слабость: поддался впечатлению от читабельности вещи. Я на минуту забыл, что читабельное – вероятнее всего – ерунда есть по большому счёту.

    Но каково предварение повести…

    "Есть определенная закономерность в том, как входят в литературу одаренные люди: не предваренные ничьими рекомендациями, звонками, не подкрепленные должностью, званиями, знакомствами, они приносят или присылают рукопись по почте, далеко не уверенные, что она не утонет в общем потоке.

    Вот так и Илья Митрофанов принес свою повесть "Цыганское счастье", ее зарегистрировали, и он ушел ждать. Поверьте, это не самое легкое время, в такие моменты писатель мысленно прочитывает свою рукопись чужими глазами.

    Я не буду предварять повесть "Цыганское счастье" никакими рекомендациями. Пусть и к читателю она придет так же, как пришла к нам. У Митрофанова есть несколько напечатанных рассказов, есть книга, а за свои сорок с небольшим он перепробовал множество профессий - и столяра, и винодела, и сварщика, и рыбака. Но именно этой повестью в литературу входит новый писатель, новое имя. Запомните его. Григорий БАКЛАНОВ” (С. 285).

    В отличие от Немзера – никаких признаков качества текста Бакланов не дал. Авторитетом своим давит.

    Важно, что – ужас: насколько далеки и Немзер, и Бакланов от того, что я – но кто такой я?! – считаю вкусом. Для них достаточно, получается, чтоб повесть была антисоветской, чтоб Бакланову в 1991-м, а Немзеру в 1992-м повесть показалась достойной похвал.

    (Сразу признаюсь, что я себя подозреваю предвзятым. Я-то в 1991-м пошёл бы ГКЧП помогать, если б знал, в Одессе – чихавшей на ГКЧП, – как это сделать. Да и сейчас отдаю должные почести советскому прошлому страны. – Я себя подозреваю, но я себя проверю.)

    А Бакланов, вероятно, предвзят. В 1991-м, его несёт либеральный мейнстрим. Отец его был лишенцем. В 33-м покончил с собой. "…произведения о войне Бакланова выходили с трудом” (Википедия). Немзер тоже известен как либерал и антипутинец. – Ладно. Но как, как же они сумели отвергнуть диктатуру вкуса!?.

    Разве все выше процитированные мною из статьи Немзера признаки являются признаками художественности?!. Каким бы выродком я ни был, считая этим признаком единственное и мутное: след подсознательного идеала, – разве я не более прав?

    Как мог Немзер написать: "главное – автора не видно. Или не слышно. Рассказывают о всём-провсём герои” (С. 287)? Ему что: не слышен голос всеведущего автора в голосе героя?

    "А фамилия у него была Заваруха Виктор Аркадьевич. Он… глаза на лоб закатит и пошел соловьем петь: "…Вы все равны…"

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Все у него равны. Мне - двойки ставил, а Лешке Хлебникову - пятерки. Тятька Лешкин на рыбзаводе начальником цеха работал. Заварухе селедку-дунайку носил. Бот тебе и…”.

    Хорошо, в маленьком городке все про всех знают. Но чтоб 10-летняя девочка, пусть и по-цыгански тёртая очень, знала про левые дела взрослых… Причём не в годы застоя, так называемого, предтечи взрыва-перестройки, когда, может, уже и не стеснялись, а в 1950 году…

    Мне в 51-м было 13, и я издевался над тётей, заплатившей 2000, кажется, рублей, чтоб одна семья в порядке самоуплотнения прописала меня с мамой в одной из их комнат. Не по закону-де это, а ты себя считаешь честной. – Так это была семейная тайна. И я соученикам не болтал. И никто из чужих об этом не знал.

    Не то же ли в повести – с точным знанием девочки, кто, что и сколько ворует на хлебозаводе, где она работает?

    "Я цифры запомнила. На чан двадцать килограмм масла надо было положить. А они и пять не клали.

    Смена начнется, Паша Гречиха говорит Ветерану:

    "Петрович! Надо процентовку закладывать…"

    Ветеран масла ящик в цех принесет. Вместе с Пашей на куски проволокой это масло нарежут - кусок в чан, по два куска себе.

    "Сабина! Давай формы неси!.." - кричит Ветеран. А сам на двери поглядывает. Знал по часам, когда Два Степана должен прийти.

    Приходил.

    "Добрый вечер, товарищи. Как у вас с процентовкой?"

    "В норме, Степан Степанович! Мы пекаря фронтовые",- хвастался Ветеран. А сам уже мешком пустым свою сумку обкутал и сверху уселся.

    "В норме, значит? - переспрашивал Два Степана.- Проверим.- На палец тесто возьмет, на язык попробует, губы сморщит.- Да-а, норма соблюдена…"”.

    Из того, когда угоняли девочку за формами, получается, что её не стеснялись. Но зачем тогда вообще об угоне написано? – По-моему, для сбивания читателя с толка: цыганка, мол, хвастается, что от цыганки не утаишь; её отсылают от чана, чтоб вбросить не все нарезанное масло, а она, скажем, оглянулась. – Хорошо, соглашусь, что рядовых сотрудников она застукала. Но не могла ж она застукать Степана Степановича.

    ""…соблюдена…" И пошел на свой склад себе "процентовку" резать. Сумка у него была, как два чемодана. Набьет полную и несет в свой "Москвич"”.

    А почему это "несет” видно Сабине из пекарни? Через окно? А откуда она знает, что в сумке-то?

    Потому что автор поёт. Поэтическую прозу пишет под видом, что это "герои… поют”.

    Автор поёт Свободу, которая, мол, в 1991-м не за горами. Митрофанову плевать на чудовищные страдания миллионов вокруг в конце так называемой перестройки в этом 1991-м.

    Я потому и назвал статью “Лучше всех”, что он, как дети на нынешней одноимённой телепередаче, не понимает, что работает на потребу особому социальному заказу.

     

    Не в ловушку ли я попал? В том смысле, что я хотел сказать “фэ”, не художественный-де, а прикладной смысл у повести. Приложенный к прославлению Свободы образом "певучесть, стихообразность” на пути тенденциозно преувеличенного охаивания лжесоциализма. – Противоречие, мол, - признак подсознательного идеала. – Так как же я смею говорить “фэ” Митрофанову?

    Смею. Потому что нет тут противоречия. Охаивание тоталитаризма не противоречит воспеванию свободы.

    Митрофанов просто лучше всех выполняет не ЧТО-ТО, словами невыразимое, а вполне себе усиливает переживание борьбы за Свободу. Лучше всех усиливает – не написав ни разу слова “свобода” в её прямом смысле. – То есть создаёт впечатление, что перед нами якобы художественное произведение.

     

    А всё-таки очень грустно. Быть правым, но так, что другие этого не признают. Немзер счастливее. Он свою статью кончил так:

    "Есть вольный строй… есть сильный и чистый голос, есть вера в поэзию, рождённая любовью к жизни, есть горящее цыганской счастье.

    1992, июнь” (С. 289).

    Какое это счастье – обосновано и хорошо отозваться о писателе…

    Немзер же не знает про такую тонкость, когда слышен голос автора в голосе персонажа. Не знает Немзер, что настойчивая отрицательность (да простится мне это догматическое слово) почти всех персонажей, советских людей – совков, получается – тоже автора совсем не прячет. Не подозрительно Немзеру, что как-то постыдно совпадает автор с оголтелой травлей интеллигенциею в те годы всего советского. Что нет в повести чего-то таинственного, недопонятного. Тончайшего.

    Немзер всего этого не знает и самовосхищён своей чуткостью к поэтичности прозы о Свободе. Он и представляет, что может быть точка зрения, низводящая гимн на положение всего лишь прикладного искусства.

    И – завидуешь его, Немзера, счастью переживания самодостаточности в своём гуманизме. (Ввергая миллионы людей в ужас 90-х годов романтики демократы были, наверно, счастливыми людьми, не замечая этого ужаса. Немзер искренне удивляется, что "молчание вокруг Митрофанова кажется особенно глухим”.)

    Насколько Немзер-критик далёк от истины, говорит такой пассаж:

    "Было в нашей словесности что-то похожее… ранний Максим Горький. Горький, хлебнувший южной воли…

    Счастливая митрофановская проза вполне может быть (на мой взгляд - должна) восприниматься как реализация того, что не удалось сделать некогда прославленному писателю” (С. 289).

    Так наоборот (см. тут) – раннему Горькому удалось-таки. А вот Митрофанову – нет.

    Но блажен, кто верует.

    В том числе – и я… в своей вере, что прав.

    6 февраля 2019 г.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341372  2019-02-13 21:01:12
Воложин
-

10.02.2019
13:36

Единственность мига

    Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит: "У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое . . .

03.02.2019
21:33

Против шумихи вокруг "Ай-Петри" Куинджи

    Я б не включился, если б зло не взяло, в конце концов. Картина в Русском музее обычно лежит в запаснике, а теперь, из-за громкого, под видеокамерами, уворовывания её . . .

01.02.2019
13:08

Была не была. Попробую.

    Недавно прочёл объяснение своей настырности: "Наиболее катастрофичен для судьбы конкретного человека и порочен для повседневной жизни феномен незаметной . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100