TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.04.2019
10:03

Должен

    Плохое это состояние – долга. Когда не чувствуешь потенциала долг выполнить. Долг – это необходимость истолковывать для себя и других произведение художника, . . .

30.03.2019
19:30

Но какая прелесть!..

    Что меня восторгает – это возможность встроить точкой в Синусоиду Изменения Идеалов очередную вещь. Пушкина. Не беда, что я вторичен: пользуюсь чужой мыслью. (Я ж . . .

25.03.2019
11:35

Глубже...

    Н. Н. Александров, у которого я почерпнул много мыслей, с Малевичем всё-таки ошибся – что тот космист, космист в смысле проектности, непременного признака такого . . .

25.03.2019
09:52

Шутя ли...

    Читаю какую-то оптимистическую вещь – “Как мы бомбили Америку” (2007). На каждой строчке “я”-повествователь посмеивается надо всем американским. И мне почему-то . . .

24.03.2019
11:27

В молоко попал

    Я живу в маленьком городе маленькой страны. В главной библиотеке его есть русскоязычный отдел. И он, наверно, самый большой в стране. А иногда, думается, и . . .

13.03.2019
16:18

Меня грызёт сомнение

    Правильно ли я вывел, что художник Жилинский – певец абы какой жизни, лишь бы она была индивидуальной и ближе к естественной, животной – автоматической? Не . . .

12.03.2019
13:18

Моне и монотема

    Странно. Я многие сотни статей написал о разных художниках, а отдельной статьи о Моне у меня нет. Хоть он – моё наибольшее впечатление от 6-го Всемирного фестиваля . . .

08.03.2019
16:33

Честность как приём

    Есть такой способ: если быть очень честным, то что-то сто`ящее может получиться. Вот и начну признаваться… Толкуя произведения неприкладного искусства с целью . . .

28.02.2019
17:10

Опять о Булгаковой

    Я где-то читал, что открытием передвижников была театрализация. Театр очень понятен сам по себе. А передвижники болели за несчастный народ. Им понятность была . . .

27.02.2019
15:04

Туго иным с Тугариновым

    Гнилой интеллигент – так я кляну себя за принципиальность, когда начинаю толковать то, что толкованию не подлежит – прикладное искусство. Особенно – . . .

26.02.2019
12:32

Я спросил себя...

    Я спросил себя: “Почему меня не тронул фильм “Полёты во сне и наяву””? (Он 1982 года. А сегодня 75 лет со дня рождения Янковского.) И ответ у меня получился неверный . . .

25.02.2019
14:23

Как Мережковский наврал на Леонардо да Винчи

    "…надрывный крик о синтезе, но нет самого жизненного и познавательного синтеза”. Бердяев Читатель, я в растерянности. Я завожу разговор об очень скучной . . .

24.02.2019
14:56

Попробуем...

    Написать что-то дельное о фильме Тарковского “Зеркало” (1974), когда ничегошеньки в голове нет (я вчера пересмотрел этот фильм)… Поражаюсь, на себя… Когда я его . . .

22.02.2019
15:45

Неуёмный

    Неуёмный это я. Мне мало, что удалось объяснить несколько абстрактных картин Ольги Булгаковой в серии “Архаизмы”. Остались необъяснёнными несколько. А это . . .

16.02.2019
16:22

Грош мне цена

    Вот прочёл рассказ и ничего связного о нём не могу сказать. Почему? – Я боюсь, потому, что у меня литературоведческое самообразование, а не образование. Мало того, . . .

15.02.2019
15:29

Три преступления против культуры

    Одно – сбит барельеф Мефистофеля с какого-то дома в Петербурге. https://ria.ru/20150827/1211329474.html Другое – украдена картина Куинджи "Ай-Петри. Крым" (1898 – 1908) . . .

13.02.2019
21:00

Лучше всех!

    Грусть-тоска меня съедает. Потому что выродком иногда себя чувствую. Ну в самом деле… "…зорко подмечаемые детали…” (Немзер. Литературное сегодня. О русской . . .

10.02.2019
13:36

Единственность мига

    Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит: "У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое . . .

03.02.2019
21:33

Против шумихи вокруг "Ай-Петри" Куинджи

    Я б не включился, если б зло не взяло, в конце концов. Картина в Русском музее обычно лежит в запаснике, а теперь, из-за громкого, под видеокамерами, уворовывания её на виду у посетителей c выставки, её собираются поместить в постоянную экспозицию.

    Я б молчал из-за тонкости разбора, который я уже проделывал (см. тут и тут) с картинами Куинджи последнего периода его творчества. – Поймите, не хочется повторяться в чём-то. Наконец, большого душевного напряжения требует новый разбор. Себя жалко.

    Но. Получается, надо выступить против хайпа.

    Я хайпующих даже и понимаю. Они ж в чём-то чуют, что говорить о произведении живописи большого художника – престижно. Общеизвестно, что в таких вещах есть большая глубина. Лучше о самом себе думаешь, если можешь два слова связать по поводу картины имярек.

    Мой долг – иначе связать несколько слов об этой картине.

    Простите, если я повторюсь.

    Куинджи. Ай-Петри. Крым. 1890-е. Бумага на холсте, масло.

    Важно, что это – вид вечером и тогда, когда с электричеством было ещё слабо.

    "Первая электростанция появилась в Крыму в далеком 1896 году. Она дала ток для освещения театра и центральных улиц Симферополя, но общую ситуацию не изменила: фактически до начала 30-х годов прошлого века все остальные города и сёла полуострова вечером погружались во тьму. Электричества не было даже в портах” (http://ktelegraf.com.ru/7567-pervaya-yelektrifikaciya-kryma.html).

    Но для своей цели Куинджи и сегодня б сделал пейзаж безлюдным. Потому что он нарисовал ход времени, нечто метафизическое. Человеческая суета ему мешала. Чтоб не сказать хуже. Читайте в ссылках, что он тогда сделал со своей жизнью – от разочарования в ней. Это было похуже разочарование, чем у романтиков, бежавших от ужасной действительности в свой прекрасный внутренний мир и рисовавших потому красивейшие пейзажи… души.

    Потому Куинджи и не утро нарисовал, а вечер. С утром ассоциируется совсем иное настроение. А что тут именно вечер, понимает каждый, кто что-то смыслит в географии или просто слышал словосочетание Южный берег Крыма и знает, что только он – гористый. Значит, море там – с юга. И, глядя с юга на север, что мы имеем слева? – Правильно: запад.

    И нужен был Куинджи вид именно с уровня моря. Потому что на уровне моря уже совсем темно, когда на вершинах гор и в небе ещё чуть не день.

    И всё это нужно было для так называемого растяжения цвета. Который он и применил для изображения – хочется сказать буквально – хода времени. Нет. Не так. – Хода Времени. – Большими буквами.

    В картине колоссальная игра плавным (в небе) и прерывающимся (в горах) изменением синего. Слева направо и сверху вниз.

    Слева направо – естественное движение для народов, пишущих слева направо.

    А уже почти чернота синего внизу позволяет мне вспомнить о естественности смерти всего. Не только живого, а всего. – Это нужно вспомнить, помня о страшнейшем разочаровании Куинджи во всём-всём.

    Это мрачное мироотношение. А впечатление от картины не мрачное. – В чём дело?

    В том, что изображён миг времени на фоне его неостановимости и… Вечности в образе, в том числе, и застылости горных волн. Изображением мига достигнута принципиальная для человека недостижимость Вечности. Никогда больше такого мига в природе не повторится! Таких валов морских, таких двух-трёх бликов на гребнях волн при таком освещении… Ан! Художник это исчезающее навсегда мгновение остановил! Он счастлив. Он достиг недостижимого. Он выразил свой идеал принципиально недостижимого метафизического иномирия.

    Холодный это идеал. Соответственно и торжество гаммы холодных оттенков.

    Но есть тут и истаивающая теплота какой-то желтизны. В небе и в светлых складках гор. – Это образ покидаемой жизни. При уходе из неё она – любая! – кажется желанной. Тёплой. Из неё жаль уходить. Но. Не такому твёрдому в своём новом, ультраразочарованном мироотношении, как Куинджи. – Это уже и почти не желтизна, не теплота там, на верху.

    И нет такому даже и христианского утешения тем светом, с верой в Царствие Божие на небе.

    То было время кризиса христианства. Как факт тогда родилась и реакция на этот кризис, например, так называемое Возрождение русской религиозно-идеалистической философии. Но вот Куинджи оно не затронуло.

    Если сейчас новая волна религиозного возрождения, то новообращённым стоит пойти смотреть вдруг прославившуюся картину в порядке испытания себя, а не хайпа ради. Да и каждому, помня о неминуемой личной смерти, тоже стоит этак себя испытать на стойкость. – Вот это будет настоящая глубина переживаний.

    1 февраля 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341237  2019-02-03 21:34:15
Воложин
-

341242  2019-02-04 13:17:08
ВМ
- Я лично не поклонник Куинджи, но рад что его картина была вынута из запасников и представлена в Третьяковке. Это получше чем временные экспозиции всякого барахла, под названием "современное искусство" да еще и не имеющего отношения к русскому искусству, чему и посвятил свою галерею Третьяков. Хорошо бы и директора под стать ему подыскать.

01.02.2019
13:08

Была не была. Попробую.

    Недавно прочёл объяснение своей настырности: "Наиболее катастрофичен для судьбы конкретного человека и порочен для повседневной жизни феномен незаметной . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100