TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.02.2019
16:22

Грош мне цена

    Вот прочёл рассказ и ничего связного о нём не могу сказать. Почему? – Я боюсь, потому, что у меня литературоведческое самообразование, а не образование. Мало того, что я “писать о” стал от презрения к другим пишущим, не опирающимся на текст произведения. Мало того, что мне многие сотни раз удавалось “написать о” с толком. Редакторы иногда хватали и мгновенно публиковали. – Мало этого всего. – У меня впечатление, что в данном случае виноват не автор, а я. Хоть меня рассказ нисколечко не тронул, ничем не впечатлил.

    Нет, вру. Впечатлил. Мне стало противно читать про ухаживания за молодым человеком старухи, которой хорошо за семьдесят. Брр. Я даже думал бросить читать. Зачем, думаю, мне читать противное? Я боялся, что дойдёт до соития. И лишь пересилив себя, дочитал до конца.

    Это я о рассказе Снегирёва “Как же её звали?..” (2015).

    Я сдался. Спросил поисковик о художественном смысле этого рассказа. И попал на статью Сенчина о Снегирёве. Он прав:

    "Снегирев вообще, по-моему, больше ориентируется в своей прозе на западные образцы и даже формат, чем на русские” (http://rara-rara.ru/menu-texts/legkoe_pero_aleksandra_snegireva).

    В самом деле. ТАМ же теперь совсем какая-то непостижимо противная жизнь. Вспомнилось, как один бывший советский немец, переехавший в Германию, сбежал из неё обратно в Россию, так как его достаточно малолетняя дочка не хочет в школе присутствовать на уроке… я и забыл, как урок называется… сексуального чего-то, воспитания, что ли. Сенчин, на 43 года младше меня, как-то безэмоционально-точно назвал эту тему в рассказе: "гендерная и геронтологическая щекотливость”. Мне – противно, ему – щекотливо. И самому автору, Снегирёву, всего на 9 лет младше Сенчина, тоже в итоге что-то “не тае”, что он и выражает рассказом.

    Не зов ли это менталитета? Не удручённость ли из-за такой быстрой изменчивости менталитета? Немцы ж нацистами стали меньше, чем за десятилетие. Украинцы, миллионы их, русофобами – мгновенно, как только Крым отошёл к России. Это ж не настроение, когда улица против улицы дерётся. Там же ордынцами считают россиян с государственностью в менталитете. – Сквозняк какой-то, а не История.

    Вот к кому от меня бежали те девушки, кого я любил или просто был неравнодушен? – Одна – к атлетически сложённому моему однокласснику, самому высокому в нашем классе. Другая – к бравому и смелому офицеру. Третья – к казавшемуся представителем золотой молодёжи. Или от кого шарахнулась ко мне моя будущая жена? – От лихого мотоциклиста. А я к тому времени, чем уже успел её поразить? – Стихотворением из пяти строк с головокружительным звукоплетением и смыслом (воистину стих на меня нашёл – больше никогда такого не было), сочинённым экспромтом за полминуты.

    Это всё альтернатива нынешнему образу жизни, западному по сути, капиталистическому, если грубо, американо-глобалистскому, с идеалом Успеха?

    "Поток женщин не иссякает — я умею получать изображения, на которых заурядные длинноногие девочки делаются нездешними королевами. Превращаю легонькое винцо в роскошный напиток, бижутерию в драгмет. В обмен могу выделывать с ними что пожелаю. Мужики завидуют, не зная, как я завидую им. Женщины любят не меня, а власть фотографа. Она делает их красивыми и знаменитыми, дарит отмычки от мира, о котором большинство их сверстниц только мечтает, скупая дешевые блестящие листалки возле окраинных станций метро. А я завидую бедным и бесправным. Они точно знают, что если любимы, то за просто так.

    А меня кто любил за просто так? Одна Елизавета Романовна и любила. Да еще та девчонка... только имени ее никак не вспомню”.

    Вообще… Идеал Успеха куда мне поместить на мою (извиняюсь) Синусоиду Изменения Идеалов?

    (Тут необходимо отвлечься на минуту для не знающих меня. С миру по нитке я собрал себе догмы. Одна, что типов идеалов очень мало, и они плавно превращаются один в другого всегда в одном порядке и из века в век. Если этот круг вытянуть по горизонтали во времени – получится синусоида, колеблющаяся между верхом-коллективизмом и низом-индивидуализмом. На нижнем перегибе – идеал Личной Пользы. Мой разбор произведения всегда заключается в отнесении его к выражению одного типа идеала, к одной точке на этой синусоиде. Такой вот я особенный.)

    Наверно, идеал Успеха надо отнести к Личной Пользе. Но к чему – явно иному – надо отнести идеал Снегирёва?

    У него – явная реакция на опустившуюся до уровня либерального Запада Россию. А какая там у нас на СИИ очередная после нижнего перегиба характерная точка? – Середина Синусоиды на подъёме. Тип идеала – Гармония, если одним словом. Гармония низа и верха, если четырьмя. – Как ни удивительно Снегирёв имеет идеал того типа, который был в Высокое Возрождение. Оно тоже было реакцией на Раннее Возрождение, воспевавшее телесную разнузданность.

    Вот это номер! Не ожидал… Чуть не бросил читать от противности… Это похоже на "кровь стыла от завораживающего ужаса” (Геташвили. Леонардо. М., 2011. С. 80) у флорентинцев от “Битвы при Ангиари” Леонардо да Винчи, которою Леонардо дал пощёчину согражданам за их звериные инстинкты. – То есть Снегирёв дал пощёчину россиянам…

    Причём "Одна Елизавета Романовна и любила”.

    Ни-че-го себе!

    Это ж заставляет меня назвать рассказ художественным.

    Тут другая моя догма, что художественно только то, что несёт след подсознательного идеала. А у подсознательного есть признаки. Один из них – крайняя неожиданность детали: любовь старухи хорошо за семьдесят. – Путь наибольшего сопротивления.

    Причём что-то мне шепчет, что прочти это Снегирёв – он несколько осовеет от неожиданности. Кто будет иметь возможность – дайте ему статью прочитать и следите за его реакцией. Если он осовеет – это будет доказательством того, что идеал Гармонии у него находился до того момента в подсознании, а не в сознании.

    9 февраля 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
341447  2019-02-16 16:23:00
Воложин
-

15.02.2019
15:29

Три преступления против культуры

    Одно – сбит барельеф Мефистофеля с какого-то дома в Петербурге. https://ria.ru/20150827/1211329474.html Другое – украдена картина Куинджи "Ай-Петри. Крым" (1898 – 1908) . . .

13.02.2019
21:00

Лучше всех!

    Грусть-тоска меня съедает. Потому что выродком иногда себя чувствую. Ну в самом деле… "…зорко подмечаемые детали…” (Немзер. Литературное сегодня. О русской . . .

10.02.2019
13:36

Единственность мига

    Художник Парошин рассказывал, рассказывал и вдруг говорит: "У меня что-то общее в восприятии есть, некоторое, с Тарковским. Есть что-то родственное такое . . .

03.02.2019
21:33

Против шумихи вокруг "Ай-Петри" Куинджи

    Я б не включился, если б зло не взяло, в конце концов. Картина в Русском музее обычно лежит в запаснике, а теперь, из-за громкого, под видеокамерами, уворовывания её . . .

01.02.2019
13:08

Была не была. Попробую.

    Недавно прочёл объяснение своей настырности: "Наиболее катастрофичен для судьбы конкретного человека и порочен для повседневной жизни феномен незаметной . . .

31.01.2019
11:10

Мысль в голову пришла

    Мысль такая: если кто уверился, что абсурдна вся Эта жизнь, то надо её заклеймить, выставив напоказ всю её абсурдность. Ведь это ж ерунда – группировать людей по их . . .

29.01.2019
22:02

По цепи извращений

    Извращениями занимается Дмитрий Быков (“Время потрясений 1900 - 1950” М., 2018. С. 28). Пишу это авансом. Потому что уже несколько раз ловил его на них. И думаю, что и теперь . . .

28.01.2019
13:42

Уж и не знаю, как начать.

    Уж и не знаю, как начать писать… Хронологически попробую. Потому что я так и не смог найти автора… Сперва я прочёл у Алексея Варламова в романе пронзительную . . .

25.01.2019
09:06

О песнях Высоцкого цитатами из Богданова

    Самодеятельный критик: Вы знаете, что такое художественный смысл? Кандидат филологических наук: Нет. Разговор без свидетелей. Богданов – главный поначалу . . .

23.01.2019
15:56

О господи...

    Блаженны верующие… А мне – не на что надеяться. Я прожил жизнь, так и не узнав взаимной любви. Ну хорошо, я невзрачен внешним видом. Но Тургенев-то был красавец. Ан . . .

22.01.2019
13:08

"Фэ" Булгаковой

    Это – второй заход в попытке “понять” художницу Булгакову. Булгакова. Гоголь. 1980. Холст, масло. Булгакова. Гоголь. 2008-2009. В первом я сам себя стращал, что . . .

17.01.2019
14:17

Быков и Гоголь

    Происхождением этой статьи я обязан Д. Быкову и тому факту, что я ещё не разбирал “Страшную месть” (1831) Гоголя. Быков нечто высказал, используя цитату из “Страшной . . .

16.01.2019
18:08

Вредина

    Это я про себя – вредина. Понравилась картина – Кораблёва. Зимний вечер. 2018. Холст, масло. ну так хвали. Я было поначалу и вознамерился. Стал всматриваться, чем это . . .

14.01.2019
20:54

То же, но в чём-то не то.

    Я вынужден повторяться. Потому что имею слишком оригинальное воззрение на искусство и слишком неизвестен, вообще-то, а публикуюсь в ограниченном количестве эл . . .

11.01.2019
19:05

Искренний Юдин

    На днях в фейсбуке у меня случился такой разговор: "- …народ и Сталина любил. Попробовал бы он не любить. - Воображения у вас не хватает. Сталина любили. Вы, . . .

10.01.2019
13:14

Духовное или душевное?

    Идеалистом, наверно, можно считать того, кто повышенно ценит духовное. Именно духовное, а не душевное. Потому что душевное не относится крайне негативно к грехам . . .

08.01.2019
17:06

Разлетелись

    От лицезрения провалов революций в XIX веке в Западной Европе и так и не начавшейся революции в России некоторые художники пришли в ТАКОЕ отчаяние, что стали . . .

04.01.2019
14:38

Вы как хотите...

    Вы, как хотите, а на меня эти слова Александрова производят как бы гипнотическое действие: "…неживое в модерне живёт активно, а живое мертвеет и застывает . . .

03.01.2019
14:33

Гоголь в трансе

    Близится Новый Год. Как его встречать? – Надо попробовать писать статью о гоголевской повести “Ночь перед Рождеством”. Я не уверен, что я её читал, но почти . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100