TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.02.2010
12:56

Чтение в сердцах (Продолжение)

    В этом поганом мире гарантии отсутствуют. Профессионалы оперируют вероятностями. Американский генерал Джордж Паттон Я влип, кажется с Чеховым. Крепко . . .

03.02.2010
18:49

Чтение в сердцах или Что сгодилось бы для доноса в КГБ, будь сейчас СССР, а в нём - тоталитаризм.

    Нет, не хороший человек, Битов. Или хороший? Вот боксёр. Вроде, даёт клятву (тренеру, наверно, или кому? спортивному сообществу в чьём-то лице), что не будет применять . . .

27.01.2010
08:27

Даёшь сверхчеловеков!

    Радостность┘ не в явлениях, а за явлениями. Ф. Ницше Тот факт, что мою ╚Чудную чеховиану╩ не приняли в двух журналах, засел во мне укором, и я стал искать . . .

25.10.2009
19:42

Што-то щемящее.

    ═ ═ Что такое хорошо, понимать можно, разумеется по-разному, особенно теперь, когда всякая нормативность утрачена и любая непролазно-немыслимая плохопись . . .

15.09.2009
14:21

Исчезновение ещё двух ругательных слов (малевич и кручёных) из моего лексикона и появление ещё одного похвального (Гомер).

    Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолев пространство и простор! Павел Герман. 1921 г. Пронзительная мысль: ⌠┘гедонистическая окраска сотворчества . . .

23.03.2009
13:51

ПП и ПП

    Россия-Мать, Россия-Сука┘ А. Синявский - Что означает широкое применение писателем профессионализмов? - Например? - Ну вот: ╚Кранцы висели у него по бортам, как . . .

26.07.2008
10:54

От противного

    Но есть и Божий суд, наперсники разврата! М. Ю. Лермонтов Ну кто б помыслил, что ╚не существует никакой аргументации в пользу существования охоты на крупных . . .

24.06.2008
09:25

Поршнев на ум пошёл

    Читая ╚ЧМО╩ (http://www.chayka.org/oarticle.php?id=582) Сергея Томина, вспомнился Поршнев┘ Помните, кто это? √ Палеопсихолог. Чудак, треть века назад не стеснявшийся . . .

03.10.2007
17:26

Ещё о Лермонтове

    Пишет Айхенвальд (Силуэты русских писателей. Вып.I, М., 1991. С. 85-86-87): ╚Жизнь интересна только в своей однократности, она не должна повторяться┘ И охотно Лермонтов . . .

27.09.2007
18:55

Михаил Юрьевич Лермонтов

    Есть понятие ╚экстрасенс╩. Можно представить себе: экстрасенс сверхчувствует, что стрелки двух компасов, положенные рядом, указывают на общую точку. Точку . . .

20.08.2007
11:41

Владимир Березин

    Уж и не знаю, кто хуже: тот, кто козыряет именами новых знаменитостей, его непосредственному чувству ничего не говорящих, готовый к самому неискреннему восхищению, . . .

13.08.2007
11:50

Художественный смысл первого ожерелья

    Эта заметка является продолжением недавней, под названием ╚Нехудожественный смысл применения багрового цвета╩ (http://www.pereplet.ru/volozhin/45.html#45). Мне на ту заметку . . .

06.08.2007
17:21

Хлумов

    Я хоть и слаб на сентиментальность, но всё равно √ не часто слёзы наворачиваются от чтения. ╚Думан╩ (http://www.pereplet.ru/text/duman.html) Хлумова √ довёл в конце. И я успел . . .

04.08.2007
15:38

Нехудожественный смысл применения багрового цвета

    У меня беда (или радость, не знаю; потому что всё время пока выпутываюсь). Есть у меня одна опора в мировоззрении (и особенно в эстетическом, так сказать, мировоззрении), которая всё подламывается и подламывается. Опора - что искусство появилось с появлением человека, а человек √ с появлением речевого мышления, второй сигнальной системы. В опоры это я взял себе, через других, от Поршнева. А Поршнев после смерти в столь многих пунктах своей гипотезы провалился за треть века к настоящему времени, что я в беде.

    Предпоследним провалом было, что до меня (в 2006-м) дошло, что 130.000 лет назад у предкроманьонцев появилось ожерелье из раковин.

    А думали-то, что первые произведения искусства √ наскальная живопись кроманьонцев 40.000-летней давности. Тогда, по Поршневу, и появилось речевое мышление и человек.

    Ну выполз я из такой беды. Зачем, подумал, ограничивать перестройку работы мозга несколькими тысячами лет? Ей же всё-таки из одиночной мутации в сколько-то массовую наследственность нужно было переместиться. Надо дать этому процессу лет 100-150.000. (Такова, вроде, и скорость образования новых видов вообще.) Хватит того, что неандертальцы тут не при чём. Остаётся, по Поршневу, резкая грань между людьми и ещё не людьми.

    И я плохо понял скепсис учёного, открывшего для меня ожерелья, А. Маркова: ╚Насколько мне известно, обнаруженные до сих пор свидетельства символического осмысления мира и ритуальной деятельности неандертальцев (захоронения, украшения и др.) либо значительно моложе израильских и алжирских находок [это упомянутые 130.000 лет], либо их возраст вызывает сомнения╩.

    Я обрадовался было, а зря. Ибо через несколько месяцев понял: какая разница, что у неандертальцев это моложе. Факт же, что появилось. Это при другом-то мозге, чем у кроманьонцев.

    Мозг обязательно другой.

    Нет-нет. Я не ретроград. Я знаю, что у животных есть инструментальное мышление и коммуникативная речь. А под неё у макак √ опытами зафиксировано - в мозгу даже центры голосовой внутривидовой связи там же находятся, где у человека центры речи.

    Просто другость мозга, значит, глубже, чем районирование на коре головного мозга.

    Глубже, и вот у животных нет речевого мышления.

    Ну пусть возле костей неандертальца нашли в одном месте ожерелье из зубов, в другом √ костяную флейту, в третьем - каменную скульптуру лисы со вставным глазом из кости. Я всё вынесу за скобки как единичные исключения. (Мало ли как, когда и почему они там оказались.)

    Но захоронений-то неандертальских многие десятки.

    А это ж религия. А религия √ форма общественного сознания. То есть опять подломилась опора.

    И вот я опять оказался спасён. Ю. Семёновым (http://scepsis.ru/library/id_305.html). √ Не религия - эти захоронения. А магия.

    Говорение животных √ проторечь. Она признак ситуации, её часть. Тревожный крик неотторжим от опасности. Крик о змее неотторжим от факта появления змеи, об орле √ от появления орла. Те же макаки отличают поддельный под макакчий крик и - не реагируют. Видно, малейшего отклонения от ситуации достаточно. А чтоб макака закричала о змее, надо змею ей подпустить. И детёнышу макаки достаточно раз-два поприсутствовать в ситуации, чтоб всё усвоить.

    И чтоб сделать каменное орудие (их всего 4 вида у неандертальцев), молодому достаточно поприсутствовать. И увидеть, что надо кремень, а не что-нибудь, взять, для обивания речной гальки, - тоже речевого мышления не надо.

    Но всё-таки это уже производство. То есть ничто, ну просто ничто не помешает неандертальцу сделать каменный топор, а им √ заточить комель молодой ели и срубить ей все ветки, то есть сделать копьё. Разве что все большие животные должны б навсегда исчезнуть.

    Это уже могущество. Это уже не животное, хоть ещё и не человек. Это уже не абсолютная привязанность к ситуации - поведения. Будь то проторечь или протомышление.

    Попасть же копьём бизону, куда надо, может и не получиться. И не раз. Случаи. Невезенье. Неизвестное. Или, наоборот, не известно от чего везение. Если случилось пару раз, что повезло при плевке на комель, то плевать станут всегда. Хоть и с плевком не всегда будет бросок удачным.

    Откуда такое упрямство? √ От могущества. От привычки достигать желаемого во что бы то ни стало. Отсюда и возведение в совершенно необходимое некоторых зряшных (с нашей точки зрения) действий √ магии, волшебства.

    В одной области деятельности √ в производстве орудий, скажем, - её меньше, в охоте √ больше. Носитель наибольшей информации при инструментальном мышлении √ старик. Имеет смысл во что бы то ни стало сохранить его живым. Даже если он умер.

    Да и кто знает, умер ли он. Может, он впал в такую же спячку, как сурок √ на зиму?

    Как осенью засыпает сурок? √ В норе, с припасами зерна. Вот и неандертальцы своего старика клали в ╚нору╩, в позе спящего сурка и посыпали зерном или багрово-желтой охрой, краской осени╩ (Олжас Сулейменов http://www.kitap.net.ru/sulejmenov/aziia2-20.php). На правый бок его, скрюченного┘ √ Подражательная магия. Неотрывная от ситуации с драгоценным стариком. Лучше всех умевшим добиваться результата. Самымсвоеобразно сильным. Он √ проснётся.

    И не нужно пока неандертальцу речевого мышления.

    4 августа 2007 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
276265  2007-08-06 00:47:36
В. Эйснер
- Интересные мысли, Соломон. И всё же, я думаю, мы ещё долго не узнаем, почему неандертальцы поступали так, а не иначе.

А потом узнаем. Наука заставит говорить и охру.

02.08.2007
19:24

Не о чём говорить

    Словам тесно, мыслям просторно, - характеризуют кого-нибудь похвально. А Фазиль Искандер, по-моему, над собой посмеялся, написав рассказ ╚Привычка наводить . . .

30.07.2007
11:43

Надежда Горлова

    ╚Катарсис - переживание тонкое, капризное, может не явиться╩,- такие слова стоят перед концом моей когдатошней заметки (http://www.pereplet.ru/volozhin/3.html#3) о рассказе Горловой . . .

04.07.2007
08:12

Грех Сахарова перед Россией

    Стихотворение ╚Пора, мой друг, пора!..╩ при жизни Пушкин не издал. При публикации его в собраниях сочинений (1887, 1910 и 1930) оно датировалось 1836-м годом. В изданиях 1924 и . . .

29.06.2007
14:33

Зачем применена парцелляция

    Есть плохое в ╚Дурачке╩ (http://www.pereplet.ru/text/pesterev10jun07.html) Пестерева √ сразу понятно, зачем он рассказ написал. Зачем парцелляций понаставил. (╚Нужно было отправить . . .

27.06.2007
10:29

Еще о Борхесе

    Эту вещь нужно читать обязательно после предшествующей, ╚Идея младшего Буша в художественном исполнении╩ (http://www.pereplet.ru/volozhin/39.html#39). * Второй рассказ Борхеса из . . .

26.06.2007
09:52

Идея младшего Буша в художественном исполнении

    Менар там √ напоминаю √ заявлял, что осуждение или похвала √ это проявление сантиментов, не имеющих ничего общего с критикой. ╚Пьер Менар, автор ╚Дон . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100