TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.06.2007
19:25

Предпонимание

    Грешен я перед Велимиром Хлебниковым. - Не зная броду, сунулся в воду. Два раза сунулся. Один раз √ распространив на него то, что касалось Маяковского . . .

05.06.2007
16:15

Как может выжить Россия

    Силой духа. Так, спустя время, я осознал, почему мне перехватило горло в конце рассказа Дмитрия Крылова "Горло" (http://www.pereplet.ru/text/gorlo5.html). А осознание пришло от . . .

13.05.2007
18:26

Стоит ли мусолить одну деталь?!

    Такова реакция Волковича на реакцию на его "Собаки села Похмелевка" (http://www.pereplet.ru/text/volkovich10may07.html).

    Стоит мусолить деталь, если она высветляет замысел.

    А стоит ли высветлять, когда и так все ясно?

    Ну я еще чуть-чуть ясности добавлю.

    Итак.

    Читателями замечено: немецкого происхождения команду "фас" мог не знать житель глухой белорусской деревеньки, немецкий офицер мог не знать российского жеста "выпить".

    Кроме того.

    Как могли пострелять собак, не задев их хозяев? Невероятен вой волков в июне. Редкость √ психоз молодой собаки. Нешаблонно вползание войны в Похмелевку. Экзотично наименование этого села. Все, что там случилось, необычайно.

    Но, представленное как суховатый газетный репортаж, создает впечатление отчета очевидца. Прямо живописно-меткие куски, - вроде кивания "журавлей" или тупорылых машин, - подчеркивают достоверность. А неслыханое в фабуле плюс отчет по форме рождают символичность. Читаешь напряженно √ от новизны. Но катарсиса нет.

    Почему? Слишком уж шаблонен материал?

    Может, просто тут нет художественности? Журналистская продукция и все.

    "Сила [художественного] открытия, - писал Л. А. Мазель в книге "Эстетика и анализ", - измеряется не только плодотворностью совмещения [элементов], его ценностью, содержательностью, смыслом, но и его неожиданностью и трудностью. Чем дальше друг от друга совмещенные свойства, чем меньше угадывалась заранее сама возможность их сочетания и чем менее очевидными и более трудными были пути реализации этой возможности, тем выше, при прочих равных условиях, творческая сила открытия. В этом смысле истинно художественное произведение осуществляет, казалось бы, неосуществимое, совмещает, казалось бы, несовместимое".

    А что ж тут несовместимого: недочеловеки и фашисты, недочеловеки и аж природное и даже сверхприродное какое-то, символическое их отвержение? Любая необычность пройдет на ура, будучи противопоставленной недочеловекам. Тем более, если она хорошо вводится: не скрывая ее исключительности.

    (На днях услышал, что сам Андропов распорядился, чтоб фашистов в "Семнадцати мгновениях весны" вывели глубокими и противоречивыми людьми. √ Так зато и получилось √ а ведь сериал! - на все сто.)

    Тут же √ банальность. Прикрытая необычностями.

    Именно прикрытая (потому и смею писать).

    Сперва у читателя создается впечатление, что перед ним свидетельство очевидца. Эти "тупорылые машины" и ""ЧТЗ" на высоких игольчатых колесах", казалось бы, не выдумаешь. Видел их мальчик лет десяти. Все уже понимал. Потому и описывает теперь так живо морально-политическое предненастье: "серо стало и неуютно. Хотя закатное солнце пригревало и зелень буяла вокруг по-летнему, - как неожиданно смерклось┘"

    Потом понимаешь, что автор всеведущ. Он и при разговоре переводчика со старшим офицером присутствует, и распоряжение старосте слышит (там прямая речь), и что узловая станция уже занята немцами знает, и беспечность офицера ему ведома, и что шептали ночью по хатам ему известно, и при родах суки присутствует, и как она спервадавит, а потом пожирает щенят видит, и в мысли офицера проникает.

    Ну хорошо. Пусть это быль, литературно оформленное воспоминание. Чем плохо?

    А тем, что литературно.

    Очень уж напористо идет в параллель с былью символизм.

    И закрадывается подозрение: а не его ли ради сама быль сочинена?

    Человек, мол, понимает, что просто так теперешние не станут читать про войну, что надо √ с какой-то перчинкой. Вот и придумал. Особенно √ про волков. Ну и про щелкание по кадыку. Ну и фас.

    Очень ловко-символично вышло с названием Похмелевка: ошиблись немцы не только с переводом, но и вообще ОШИБЛИСЬ. Было б здорово со стороны автора √ придумать и такое название, и объяснение его. Но √ я проверил √ такая деревня √ действительность, а не выдумка. Кто знает, может, и вой волков в июне 41-го не выдумка, и про фас и про кадык офицера. Не в том дело. Беллетрист имеет полное право выдумывать.

    Но уж очень все выстроено символически. С первых строчек до последних.

    "Война пришла в белорусскую деревню Похмелевка обыденно, как осень или зима, но уместнее сравнивать ее приход с вечерним дождливым предненастьем: невзначай серо стало и неуютно".

    Вот это постепенное пробирание к точному выражению┘ Осень. Нет. Вечернее предненастье. Естественно отвергаемое. (От погоды ж можно ждать, что она будет летней летом.) √ Само естественное устройство мира отвергает оккупацию. Ну, российского мира.

    И так √ по нарастающей.

    Как в песне. Три мерных удара на глубокий вдох, а потом √ на выдох: "Вставай, страна огромная!" И √ волосы дыбом начинают подыматься.

    Но песня ж в принципе √ прикладное искусство. Средство излить чувство. Тут нет сложного механизма дразнения, как в неприкладном искусстве, с катарсисом в результате.

    Вот и с разбираемым произведением так же. Оно √ чтоб излиться. Оно √ прикладное.

    Что такое в наше время произошло, чтоб так сильно захотелось излиться на тему страшеннейшей оккупации? Ведь не может же быть, чтоб к энной годовщине войны. √ Очень уж пафос чувствуется.

    А холодная война, вроде возвращается. (Творят о прошлом всегда имея в виду настоящее. Читал, помнится, что древние греки "Илиаду" записали, предвидя войну с персами.) Западу не нравится, что Россия стала пробовать подняться с колен.

    Тут в ответ можно даже и волчий вой в июне 41-го придумать. Не выйдет, мол, господа хорошие. Не то, чтоб с нами Бог. Но.

    Святая память о той войне ж единственное, что способно реально объединить российский народ, восточных славян, раздираемых свирепствующим индивидуализмом и глобальной конкуренцией.

     

    13 мая 2007 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
274213  2007-05-13 22:47:48
Валерий Куклин
- Воложину

Вывод ваш, дорогой Соломон, безумно прекрасен:

"Святая память о той войне ж единственное, что способно реально объединить российский народ, восточных славян, раздираемых свирепствующим индивидуализмом и глобальной конкуренцией".

Низкий поклон вам за то, что нашли такие мудрые слова в поддержку рассказу Волковича.

274215  2007-05-14 00:05:57
И. Крылов
- Все по делу. Все так и есть.

274216  2007-05-14 00:52:35
Александр Волкович -
- Соломону Воложину. Пришел к выводу: только человек, постигнувший глубины картин Микалоюса Чюрлениса, смог так безошибочно и чутко распознать соль и боль, которые автору "Собак села Похмелевка" каким-то образом случилось заложить в текст рассказа-новеллы, больше похожей на газетный репортаж, а еще больше - на притчу. И не только заглянуть, но и увидеть много глубже. Такая Ваша прозорливость дорогого стоит. С поклоном из Беларуси А.Волкович.

274254  2007-05-15 00:29:37
Александр Волкович-
- Соломону Воложину. Вопрос по случаю. Вроде бы в тему. Куда исчез замечательный литовский художник-график Станислав Краскаускас? Буду рад любой информации.

274256  2007-05-15 08:38:15
Валерий Куклин
- Волковичу

С. Крскаускас умер уже давно, едва ли не в перестройку - инфаркт. Стыдно было человеку за разгул озверелого национализма в родной его стране. О нем уже в Литве забыли, ибо был он, по их мнению, москалем, предателем. НА международной книжной ярмарке во Франкфурте о нем в дни Прибалтийских стран я пытался побеседовать с литовскими издателями - услышал лишь злобное шипение и слова проклятий. Об этом даже написал в статье, посвященной ярмарке 2004 года. Они-то и Чурлиониса недолюбливают. А за цикл "Павшие и живые" Стасиса готовы и в могиле уничтожить. Кстати, и знаменитое девичье личико, созданное Красаускаом специально для логотипа журнала "Юность" исчезло со здания ресторана "София" на площади Маяковского в Москве. А у меня было два огромных альбома с его работами, но... сперли в Москве. Тперь все по памяти.

Не помнят сейчас в Литве и про Межелайтиса - поэта космического масштаба, которого, кстати, очень хорошо иллюстрировал Красаускас. Так чо Стасис, дитя войны, коммунист и гениальный график, умер вовремя, не увидел этого шабаша. Вечная ему память среди русских и белорусских интеллигентов.

Валерий

274269  2007-05-15 17:07:32
Алла Попова
- Валерий Васильевич, редакция журнала "Юность" давно переехала с площади на улицу Тверскую, и личико вместе с ней переехало.

08.05.2007
16:21

Каждый √ кузнец своего Успеха

    Впечатление какого-то бледного дежавю постепенно овладевало мною, пока я читал миниатюру Грановского "Дежавю" (http://www.pereplet.ru/text/granovskiy02may07.html). √ Где я что-то такое . . .

24.04.2007
17:20

Ни бэ, ни мэ, но кукареку

    Все так верно написано про рассказ Калашниковой "Запах моря" (http://www.pereplet.ru/text/kalashnikova10apr07.html): "Вы топчетесь на месте. Все время хочется спросить: ну и что???????? . . .

19.04.2007
21:59

Почему Осирис, или Что про себя не вполне знает сам Брущенко

    Не в моем обычае несколько раз обращать внимание на одного и того же современника-автора. Потому что я его вещь имярек рассматриваю, чтоб обнаружить породивший ее . . .

17.04.2007
21:14

Как пишут стихи неграфоманы

    Один мой товарищ (ну дуб в постижении искусства!) говорит: искусство √ это то, что непонятно. У него логика в большом почете. А у меня пунктик, что художественное √ . . .

12.04.2007
19:53

Русские на Паталипутре

    Это потом я стал вчитываться в фразы, вроде таких: "Решившись, Удалов вынул шестьдесят долларов, тремя двадцатками, заложил их в грамоту за победу в . . .

20.02.2007
17:27

Николай Рубцов (3-е продолжение)

    Этот опус не появился бы, если б я случайно не наткнулся на настоящий анализ рубцовского стихотворения одного (в книге В. А. Лукина "Художественный текст: Основы . . .

03.02.2007
15:54

Николай Рубцов (Еще продолжение)

    Мне все-таки тревожно. Стихотворений Рубцов написал очень много. Всех, прямо, не перечесть √ так страшен их смысл. Сил душевных не хватает. Но вдруг он все же и иным . . .

30.01.2007
21:12

Николай Рубцов (Продолжение)

    Я все-таки очень мало стихов Рубцова прочитал. Пару с начала книги, тройку с конца. А ведь знаю, что был у него счастливый кусочек жизни, связанный с командировкой в . . .

28.01.2007
16:08

Николай Рубцов

    Такую книгу я читал┘ Можно б сказать апокалиптическую. Но нет. Она научная. И потому, - не чета страстному "Апокалипсису", - написана безэмоционально. Факты, логика, . . .

25.01.2007
18:55

Светлана Фельде

    Чем я могу быть полезен читателям, если всем рассказ нравится и все в нем все поняли? Какой кому интерес вникать, как я могу объяснить какую-то текстовую частность, . . .

28.12.2006
13:59

Какова воля Булгакова в смертных казнях очень советских людей, как-то посягнувших на Воланда

    Однажды, в перестройку, я выиграл спор у одного партийного сослуживца. - Знаешь, к чему относилось троекратное "учиться" в речи Ленина в 18-м году перед молодежью? - ? - . . .

23.12.2006
20:12

"В лоб" и не "в лоб"

    Давно уж (http://art-otkrytie.narod.ru/nabokov.htm, http://topos.ru/article/3942) я вывел для себя, что Набоков всю жизнь имел одного и того же типа идеал √ идеал сверхбудущего. Это видно и из . . .

16.12.2006
14:09

Передвижники

    На одной из игр "Что? Где? Когда?" зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину "Всюду . . .

10.12.2006
19:40

Предуказанность или непредвзятость?

    Юмореска Леонида Нетребо "Хохлы позорные" (http://www.pereplet.ru/text/netrebo07nov03.html) замечательно коротка. И уже этим одним кричит против тяжеловесных моих дум о характере . . .

06.12.2006
14:47

Еще о Нечипоренко

    А что если специально Юрий Нечипоренко в рассказе "Моторчик" (http://www.pereplet.ru/text/motor.html) ═сделал незабористый, бедный конец? И язык изложения √ ненасыщенным сложными . . .

02.12.2006
13:34

Юрий Нечипоренко

    Читаю вот такие слова знаменитого Виктора Шкловского: "вещь может быть: 1) создана как прозаическая и воспринята как поэтическая, 2) создана как поэтическая и . . .

30.11.2006
16:34

Николай Васильевич Гоголь

    Я придерживаюсь того убеждения, что писатель это не мыслитель. Ценность его художественного произведения имярек не в открытии истины, неведомой до появления . . .

<< 91|92|93|94|95|96|97|98|99

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100