Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
03.08.2015 |
|
||
02.08.2015 |
|
||
31.07.2015 |
|
||
30.07.2015 |
|
||
27.07.2015 |
Найти подсознательное у Бальзака.
|
||
22.07.2015 |
Польза от акцента на подсознательном.
|
||
19.07.2015 |
|
||
15.07.2015 |
|
||
10.07.2015 |
|
||
08.07.2015 |
|
||
06.07.2015 |
|
||
01.07.2015 |
Быка надо дразнить красной тряпкой.
|
||
27.06.2015 |
Ответ Наталье с компьютером 77.73.68.4
|
||
21.06.2015 |
|
||
20.06.2015 |
|
||
12.06.2015 |
|
||
06.06.2015 |
Как я сам себя поймал на двойных стандартах.
|
||
19.05.2015 |
Моя беседа с митрополитом Илларионом.
|
||
11.05.2015 |
|
||
30.04.2015 |
Гюстав Доре. Я не понимаю, почему Гюстав Доре, иллюстрируя “Потерянный рай” Мильтона, не одел Адама и Еву, как то сделал Сын Божий перед отлётом на небо к Отцу по Мильтону?
Гюстав Доре. Иллюстрация к "Потерянному раю". 1865- 1866. Теперь попробуем понять непонятное. Мильтон свой “Потерянный рай” написал через 19 лет после Вестфальского мира, положившего конец войнам Реформации с Контрреформацией и переполовинившего Западную Европу. И вдохновлялся Мильтон барочным идеалом соединения несоединимого. Поэтому он нарушил Священное Писание и наказание проштрафившимся Адаму и Еве отдал не Богу-Отцу, а Его Сыну, осуществившему это вожделённое соединение несоединимого. И человек наказан смертью – по велению экстремиста Бога-Отца, и эта смерть отсрочена Сыном Божьим для жизни вне рая (всё-таки охранявшегося как-то от Сатаны) с лишь последующей смертью, а пока – живите, мол, в грехе и старайтесь, сколько можете, избегать греха. Это была некая гармония. И она, видно, не устраивала Доре через 200 лет. Может, сказывалось его мелкобуржуазное происхождение. А мелкая буржуазия весь XIX век подымала революции, так как победители в предыдущих революциях (из крупной буржуазии) мелкую обходили при делёжке приза победы. Поэтому, хоть положение мелкой буржуазии непрерывно улучшалось, и революционность Западной Европы падала, но капитализм тогда был достаточно плох для очень многих, чтоб и Доре был чем-то недоволен. Недовольных в искусстве тогда называли романтиками. Так они были оптимисты и пессимисты. Оптимисты хотели мир улучшить, а пессимисты считали, что это безнадёжно. Доре, видно, был оптимист. По крайней мере – до франко-прусской войны и Парижской Коммуны. Видно – по отходу от мильтоновского одевания Спасителем Адама и Евы в кожи. Ведь это было со стороны людей актом какого-то всё же приятия нового мира (вне рая), данного Богом. Бунтарство этого не позволяло. Вот Доре от Мильтона и отступил. Его Адаму и Еве предстояло самим изобрести одежду. И вообще много чего предстояло. Как вы думаете, что есть источник света в мире гравюры Доре? Сын Божий? Нет. Он, - да, светлый, - достаточно определённо отграничен от окружающего пространства. Если б свет исходил от Него, этого отграничения не было бы. Как бывает размыт диск солнца в тумане или в очень влажной атмосфере, переполненной парами, как это бывает на юге, или кристалликами льда, как это бывает на севере. Может, светится “инверсионный” след от полёта Спасителя? Такое могло б быть, если б след постепенно истаивал бы по интенсивности, чем он дальше от Спасителя. Мы же видим иное: перед нами солнце в утреннем тумане, очень сильном. И оно находится на середине куска неба между макушками древесных кущ и Спасителем. Клоки тумана светятся, пусть слабее, и по бокам трассы полёта Спасителя. Я это к чему? – К тому, что перед Адамом и Евой утро их новой, героической жизни. Мы, - совершенно в романтическом духе, - неотделяемые от единого главного героя, человечества, видим это прямо волшебное (из-за тумана) утро. Всё – светится! Это восторг, а не отчаяние, какое можно было б ожидать от изгнанных из рая. Это – счастье Свободы. А Свобода – это отблеск лозунга Великой Французской революции, который жил в сердцах многих и многих через десятилетия после этой революции в качестве мечты о свободе предпринимательства. (И продлилось это в оптимистическом качестве вплоть до перехода капитализма в империализм. Оставались в 1866 году считанные годы.) Не потому ли Гюстав Доре стал ТАК популярен во всём мире? 30 апреля 2015 г.
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"