TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


03.08.2015
15:36

Как ни скажешь - всё не так.

    Я вот ношусь теперь с идеей-фикс, что искусство есть то, что имеет в тексте что-то родом из подсознания. И договорился, что какая-то непонятность есть признак . . .

02.08.2015
09:06

Против Максима Солохина.

    Против Максима Солохина. Я мыслил эту таблицу исподволь накапливать, но воинствующий Максим Солохин заставил меня её опубликовать прямо какую есть сейчас. Я . . .

31.07.2015
15:43

Рою землю.

    Объявляю: у меня новая мания. Дескать, искусство (неприкладное) есть то и только то, что несёт в своём тексте хоть что-то, рождённое подсознанием непосредственно . . .

30.07.2015
15:51

Сытый голодного не понимает.

    Мой молодой друг на жалобу, что не о чём писать, прислал мне текст о картине Жерико “Плот “Медузы”” (1819), Жерико. Плот "Медузы". 1819. в котором были подробности, . . .

27.07.2015
08:25

Найти подсознательное у Бальзака.

    Я, грешен, раза три, кажется, не больше, публиковал один и тот же текст под разными названиями. Вообще же каждая статья претендует на новизну. Сколько б я ни . . .

22.07.2015
20:54

Польза от акцента на подсознательном.

    Простите меня, читатель, я чувствую, что заметка моя будет намного объёмней повода к её написанию, к рассказу Игоря Михайлова “Обида" (2012). Простите и за то (если . . .

19.07.2015
18:02

Я - всем враг.

    Я – всем враг. Потому, что считаю, что для более глубоко взаимоотношения с искусством (не для более страстного; девицы, увивавшиеся за битлами, уверен, недосягаемо . . .

15.07.2015
16:21

Глаголева.

    Я столкнулся с массированным неприятием моей деятельности самого последнего времени. До того я специализировался на открытии обязательно скрытого . . .

10.07.2015
13:21

Нос по ветру.

    Вспомню ли хронологию? Сперва я подумал, что словосочетание “Юнна Мориц” слишком слышанное, и что вполне может быть, что когда-то это была поэтесса, здорово . . .

08.07.2015
08:31

Я в провале?

    Меня занесло абсолютизировать, что от древней повторяемости, лежащей в основе музыки и поэзии, в настоящее время в стихах, рождённых вдохновением, сохранилась . . .

06.07.2015
13:16

Эврика!

    Я придумал, как литературоведение сделать экспериментальной наукой. В будущем. Уже сейчас же экспериментально узнают, какое слово подумал человек… Наступит . . .

01.07.2015
21:53

Быка надо дразнить красной тряпкой.

    Я случайно наткнулся на исследование “Феномен творческой неудачи”, и там есть несколько плевков в сторону графоманства. А я, вообще, очень уважаю науку. Всегда . . .

27.06.2015
12:53

Ответ Наталье с компьютером 77.73.68.4

    На её полусправедливый возглас: “НЕвозможно читать статью Вашу, одни термины, от которых голова просто взрывается. Неужели нельзя написать нормальным языком???” . . .

21.06.2015
17:07

В чём-то правда Липунова.

    Есть такой Острецов, написавший в 2002 году “Философию ненасильственного развития”, доктор технических наук, профессор, прочтя (далеко не до конца) книгу которого, . . .

20.06.2015
10:25

Об "Эйфории" Вырыпаева.

    Дело не главное в жизни, главное — настроение сердца. Феофан Затворник Я знаю, что делать, когда посмотрел кино и остался как огорошенный, и ничего сказать не . . .

12.06.2015
14:42

Клеветникам России.

    Ко Дню России Я обиделся на заметку Липунова, похвалившего Пушкина, не указав, за что похвалил, будто это само собой разумеется. А что, собственно, разумеется? . . .

06.06.2015
17:49

Как я сам себя поймал на двойных стандартах.

    Это случилось в один и тот же день. Я разбирался с художественным смыслом картин импрессиониста Коровина, а знакомый мне прислал ссылку на стихи Дмитрия Быкова . . .

19.05.2015
09:29

Моя беседа с митрополитом Илларионом.

    Каждому гарантируется свобода… художественного… творчества… Конституция РФ. Ст. 44, п. 1. Насколько ж далёк https://www.youtube.com/watch?v=5sXnicC9ELY митрополит Илларион от . . .

11.05.2015
16:18

Ницшеанец Васнецов.

    ß, наверно, всё-таки злой человек. Вспоминаю, не дословно, реакцию друга семьи, почитавшего подаренную ему мою книгу "К сверхбудущему": "Вот Сеня… . . .

30.04.2015
21:33

Гюстав Доре.

    Я не понимаю, почему Гюстав Доре, иллюстрируя “Потерянный рай” Мильтона, не одел Адама и Еву, как то сделал Сын Божий перед отлётом на небо к Отцу по Мильтону?

     

    Так Суд вершил Небесный Судия

    И Он же – наш Спаситель, отдалив

    Удар смертельный, возвещенный днесь;

    И, сжалившись при виде их, нагих,

    Открытых воздуху, что должен был

    Большие измененья претерпеть,

    Не пренебрег от сей поры слугой

    Предстать пред ними. Как поздней своим

    Он слугам ноги умывал, теперь

    Покрыл, подобно нежному отцу,

    Их наготу и кожами одел

    С животных умерщвленных или с тех,

    Кто, словно гады, сбрасывают кожи,

    Дабы на молодые заменить.

    Не преминув одеть Своих врагов,

    Не только внешнюю их наготу

    Он кожами прикрыл, но во сто крат

    Постыднейшую наготу их душ

    Греховных Правды ризами облек

    И заслонил от Своего Отца;

    Затем, к Нему мгновенно вознесясь…

    Гюстав Доре. Иллюстрация к "Потерянному раю". 1865- 1866.

    Теперь попробуем понять непонятное.

    Мильтон свой “Потерянный рай” написал через 19 лет после Вестфальского мира, положившего конец войнам Реформации с Контрреформацией и переполовинившего Западную Европу. И вдохновлялся Мильтон барочным идеалом соединения несоединимого. Поэтому он нарушил Священное Писание и наказание проштрафившимся Адаму и Еве отдал не Богу-Отцу, а Его Сыну, осуществившему это вожделённое соединение несоединимого. И человек наказан смертью – по велению экстремиста Бога-Отца, и эта смерть отсрочена Сыном Божьим для жизни вне рая (всё-таки охранявшегося как-то от Сатаны) с лишь последующей смертью, а пока – живите, мол, в грехе и старайтесь, сколько можете, избегать греха.

    Это была некая гармония.

    И она, видно, не устраивала Доре через 200 лет. Может, сказывалось его мелкобуржуазное происхождение. А мелкая буржуазия весь XIX век подымала революции, так как победители в предыдущих революциях (из крупной буржуазии) мелкую обходили при делёжке приза победы. Поэтому, хоть положение мелкой буржуазии непрерывно улучшалось, и революционность Западной Европы падала, но капитализм тогда был достаточно плох для очень многих, чтоб и Доре был чем-то недоволен.

    Недовольных в искусстве тогда называли романтиками. Так они были оптимисты и пессимисты. Оптимисты хотели мир улучшить, а пессимисты считали, что это безнадёжно.

    Доре, видно, был оптимист. По крайней мере – до франко-прусской войны и Парижской Коммуны. Видно – по отходу от мильтоновского одевания Спасителем Адама и Евы в кожи. Ведь это было со стороны людей актом какого-то всё же приятия нового мира (вне рая), данного Богом. Бунтарство этого не позволяло. Вот Доре от Мильтона и отступил. Его Адаму и Еве предстояло самим изобрести одежду. И вообще много чего предстояло.

    Как вы думаете, что есть источник света в мире гравюры Доре? Сын Божий?

    Нет. Он, - да, светлый, - достаточно определённо отграничен от окружающего пространства. Если б свет исходил от Него, этого отграничения не было бы. Как бывает размыт диск солнца в тумане или в очень влажной атмосфере, переполненной парами, как это бывает на юге, или кристалликами льда, как это бывает на севере.

    Может, светится “инверсионный” след от полёта Спасителя?

    Такое могло б быть, если б след постепенно истаивал бы по интенсивности, чем он дальше от Спасителя. Мы же видим иное: перед нами солнце в утреннем тумане, очень сильном. И оно находится на середине куска неба между макушками древесных кущ и Спасителем. Клоки тумана светятся, пусть слабее, и по бокам трассы полёта Спасителя.

    Я это к чему? – К тому, что перед Адамом и Евой утро их новой, героической жизни.

    Мы, - совершенно в романтическом духе, - неотделяемые от единого главного героя, человечества, видим это прямо волшебное (из-за тумана) утро. Всё – светится! Это восторг, а не отчаяние, какое можно было б ожидать от изгнанных из рая. Это – счастье Свободы.

    А Свобода – это отблеск лозунга Великой Французской революции, который жил в сердцах многих и многих через десятилетия после этой революции в качестве мечты о свободе предпринимательства. (И продлилось это в оптимистическом качестве вплоть до перехода капитализма в империализм. Оставались в 1866 году считанные годы.)

    Не потому ли Гюстав Доре стал ТАК популярен во всём мире?

    30 апреля 2015 г.

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100